Аргументы Недели → Общество № 11(655) от 21.03.19 13+

Переливание крови от Рыбинска – Самаре

, 19:39 , Обозреватель отдела Промышленность

На днях состоялась премьера очередной серии «мыльной оперы» по смене руководителя стратегического двигателестроительного предприятия ПАО «Кузнецов» в Самаре. Управляющим директором назначен 37-летний Алексей Соболев. Он из Рыбинска. Из чего можно сделать вывод – среди местных кадров достойную кандидатуру, которая бы устроила Объединённую двигателестроительную корпорацию и власти Самарской области, подобрать не удалось. Выходит, поднимать и спасать авиационное двигателестроение опять доверили «варягу». Задач перед новым управленцем стоит множество, проблем не меньше, ответственность колоссальная: дальняя авиация ВКС России и пилотируемые программы «Роскосмоса» полностью зависят от дееспособности «Кузнецова».

Стартовые позиции

Алексей Соболев родился в Рыбинске, там же закончил Рыбинскую государственную авиационную техническую академию имени П. Соловьёва по специальности «Экономика и управление на предприятии», защитил кандидатскую диссертацию, с 2002 года до настоящего времени работал в ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в ОДК). Прошёл путь от рядового сотрудника до заместителя управляющего директора. Карьера стремительная – с 2007 по 2011 г. он уже являлся вице-президентом компании PowerJet S.A. (совместное предприятие ПАО «ОДК-Сатурн» и французской Safran Aircraft Engines), то есть напрямую причастен к производству авиационного двигателя SaM-146, который устанавливают на ближнемагистральный лайнер «Сухой Суперджет 100». Информация о новом руководителе, которая размещена на сайте «Кузнецова», обнадёживает: «Руководил реализацией крупных проектов в области международного сотрудничества, внедрением передовых международных производственных практик и стандартов в авиастроении».

С чем предстоит столкнуться Соболеву в первую очередь? Конечно, выполнить гособоронзаказ. Стратегические и дальние бомбардировщики ВКС России Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 ждут от «Кузнецова» поставок новых двигателей. И в первую очередь двигателя НК-32 второго этапа (с улучшенными характеристиками) для Ту-160. Предстоит ремоторизировать самолёты, уже находящиеся в строю, ресурсы их двигателей, выпущенных предприятием ещё в прошлом веке, не бесконечны, и обеспечить новые машины Ту-160М2, производство которых по указанию президента В. Путина восстанавливается в Казани на 
КАПО им. Горбунова. Не за горами и поставки двигателей для перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), над которым работают конструкторы «Туполева». По данным источников, в отрасли технический облик ПАК ДА уже определён, и задержка по двигателям будет недопустима.

Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, представляя коллективу нового руководителя, сообщил: «ПАО «Кузнецов» на сегодняшний момент уже обладает портфелем заказов практически на десять лет. Для того чтобы этот портфель заказов реализовать, предприятию требуется пройти технологическую индустриальную трансформацию, чем завод активно занимается все эти годы».

И подчеркнул: «Любая трансформация – это непростой период для коллектива, однако если ничего не менять, то можно многое, если не всё, потерять». Многие эти слова восприняли как предвестник массовых сокращений. Можно также предположить, что «портфель заказов» – это как раз двигатели для военной авиации и «Роскосмоса».

 

Устойчивость в конкуренции

Что настораживает? «Кузнецов» практически отодвинут от создания и производства двигателей для гражданской и военно-транспортной авиации. В этом сегменте ОДК упорно все ставки делает на пермский двигателестроительный кластер, там сейчас доводят до ума ПД‑14 и начали конструкторские работы над двигателем большой мощности ПД-35. Что в этом плохого? Сразу две позиции. Двигатели для дальней авиации – это не массовые изделия. Количество стратегических ракетоносцев в ВКС ограничено. А значит, надо «оптимизировать» штат сотрудников под относительно небольшую серию двигателей. Иначе «Кузнецов» будет генерировать убытки, производственные мощности предприятия рассчитаны на крупносерийный выпуск авиадвигателей и явно избыточны, превышают то, что скрыто в портфеле заказов. В этих условиях вторая позиция ещё более печальная – утрата самарской школы авиационного двигателестроения. Какой молодой конструктор, выпускник университета, пойдёт на предприятие, где за него уже всё придумали, сформировали производственную линейку? Отбывать номер без явных и осязаемых перспектив никому не интересно.

Как уже писали «АН», выход есть. В Самару, специально на «Кузнецов», приезжали депутаты Госдумы России во главе с председателем Комитета по обороне Владимиром Шамановым. Местные депутаты подготовили и огласили свой план, который способен сохранить кадры и школу. У предприятия есть задел, который позволит за очень скромное финансирование быстро подготовить и внедрить в производство двигатели НК‑56 и НК-93 для гражданской и военно-транспортной авиации, на основе давно освоенного серийного газогенератора НК-25. А также целую линейку двигателей (приводов) для газотранспортной системы страны. Исполнение конструкторских работ готов взять на себя Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва. В университете есть даже свой суперкомпьютер, на кафедре двигателестроения специалисты, работавшие некогда и на «Кузнецове». Привлечь студентов и аспирантов интересной работой элементарно. На всё в 2019 г. потребуется максимум 205 млн рублей. А не десятки, как водится в двигателестроении, миллиардов. Генералу Шаманову эта идея понравилась, и с предыдущим руководителем «Кузнецова» был подписан «меморандум». Есть надежда, что Алексей Соболев также войдёт в тему. Он молод, энергичен и, наверное, готов сворачивать горы, как надеются ветераны-кузнецовцы, которые поднимали на испытаниях и доводили на стендах двигатели, характеристики которых пока недостижимы сегодня ни для одного производителя в мире. Тот же НК-93.

Современный авиационный газотурбинный двигатель (ГТД) – один из самых сложных, если не самый сложный, агрегат, созданный человеческими знаниями и руками. Он соткан из противоречий – огромные скорости вращения, чудовищные температуры газа перед турбиной, минимально возможный вес и требование абсолютной надёжности в течение тысяч часов эксплуатации в небе. Отказ двигателя самолёта в полёте – всегда ЧП мирового масштаба, о котором спешат сообщить практически все СМИ. Стран, владеющих технологиями разработки и производства ГТД, кот наплакал. Тут в единый узел сплетены и фундаментальная наука, и материаловедение, и конструкторские школы. Например, Китай, который рвётся в этот элитный клуб, самолёты строить научился – безбожно копируя и используя чужие ноу-хау, наплевав на правила Всемирной торговой организации. Двигатели, как оказалось, просто скопировать мало. Вот и вынуждены покупать их у России, США, Украины. А те, что скопированы, пока далеки от совершенства.

Заместитель председателя Самарской губернской думы Алексей Лескин – постоянный участник борьбы за сохранение позиций «Кузнецова» в высшей лиге отечественного двигателестроения:

– Мы должны уйти от монополии одного производителя на разработку и производство двигателей. В Госдуме России и ОДК наконец поняли, что нужна здоровая конкуренция. А не так, как сейчас, золотым дождём осчастливливать единственное предприятие. Монополия развращает! Резерв у страны, особенно в такой стратегической отрасли, должен быть всегда.

Когда нет чёткого ритмичного производства, появляется брак. В конце года завод готовился сдать партию двигателей НК-32 2-го этапа для Ту-160. Но 8 ноября на стенде из-за обрыва лопатки разрушился новёхонький двигатель. Алексей Лескин пояснил, что за этим следует:

– Вот какая картина вырисовывается: раньше из 10 лопаток только одна не принималась в работу, сейчас – шесть. И вот из оставшихся 4 «годных» одна подвела. А лопаток этих в двигателях не 10, а куда больше. Теперь придётся разбирать все двигатели, их помимо пострадавшего ещё четыре, и проверять на наличие дефектов. А это время, месяцы работы практически впустую, себе в убыток.

В заключение стоит добавить, что в конце марта на «Кузнецове» вновь ждут Героя России Владимира Шаманова. Посмотрим, сдвинется ли наконец дело с мёртвой точки и способен ли новый руководитель «Кузнецова» Соболев взять с места в карьер.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram