Пропаганда вместо развития
Почему качество среднего образования заставляет родителей искать частные школы
№ () от 13 марта 2019 [«Аргументы Недели », Геннадий ДЕНИСОВ ]
В 2018 г. в России перестало существовать Министерство образования и науки. Вместо него появилось Министерство просвещения, в ведении которого оказались все школы, колледжи и лицеи, и Министерство науки и высшего образования, ставшее начальством для вузов. Голоса сторонников этой смены вывесок уверяли, что уровень среднего образования в стране оставляет желать лучшего, поэтому ему нужен особый пригляд. Однако само название нового органа прочно ассоциируется с Министерством народного просвещения времён империи, включавшим в себя Главное управление цензуры, розги, зубрёжку, портрет императора и общие молитвы в его честь. Вряд ли это тот образ конкурентного образования, который желали бы своим детям горожане XXI века. И первые шаги нового ведомства только подкрепили их худшие опасения.
Последний звонок наступает
В феврале 2019 г. стало известно, что Министерство просвещения заказало экспертизу учебника по экономике для 10–11-х классов, в результате которой возникли следующие претензии: «вопросы для обсуждения не способствуют любви к Родине», «приведённые примеры не способствуют любви к Родине». Автору учебника Игорю Липсицу предложили исправить его, чтобы пособие снова включили в Федеральный перечень учебников. Например, добавить «материалы о планах ближайшего экономического прорыва» и «об импортозамещении как одном из направлений современной экономической политики».
Ещё в мае 2018 г. 69 авторов школьных учебников пожаловались президенту Владимиру Путину на министерство, организовавшее за счёт бюджета дополнительную экспертизу учебников, «уже прошедших в 2016 и 2017 годах все предусмотренные законодательством государственные экспертизы в уполномоченных организациях». А привлечённых экспертов заподозрили в том, что они и не читали анализируемого ими материала.
Возможно, цель экспертиз – не допустить появления новых учебников, пока не уляжется шумиха, вызванная выступлением в бундестаге школьника из Нового Уренгоя Николая Десятниченко на Дне памяти жертв войн и государственного насилия. Школьник вызвал бурю гнева среди российских патриотов, сказав, что не все немецкие солдаты хотели воевать, а некоторые погибли невинно. Ведущий одного из центральных каналов тряс перед зрителями учебником – вот, мол, источник мыслепреступления, в котором сказано, что окружённые под Сталинградом солдаты вермахта «страдали от голода, холода и нехватки боеприпасов».
Впоследствии оказалось, что Десятниченко учили по другому учебнику, а борьба за выхолощенное прошлое началась ещё в 2003 г., когда группа историков обратилась к президенту Путину: мол, школьный учебник Игоря Долуцкого наносит ущерб имиджу страны. В нём есть такие фразы: «началась полувековая оккупация Прибалтики Советским Союзом», «по данным Волкогонова, за 1941–1942 годы расстреляны за трусость и паникёрство 150 тысяч человек, это равняется 16 дивизиям». Автор задаёт детям вопрос: «Ты полагаешь, Сталин действовал правильно?»
Игорь Долуцкий рассказывал, что за обвинением в предвзятости последовало снятие с учебника грифа «рекомендовано» Министерства образования. Например, чиновников возмутил такой абзац: «Бобруйская группировка немцев 15 раз пыталась вырваться из окружения. В полный рост днём бросались немцы на прорыв. Метров с семисот по ним открывали огонь наша артиллерия, пулемёты. А они продолжали идти, переступая через трупы». Это почти дословная цитата из мемуаров маршала Рокоссовского, но ведь «бросаться в полный рост» теперь могут только героические советские солдаты, а не немцы.
Сегодня и представить себе невозможно, чтобы школьникам предложили подвергнуть анализу действия Сталина. В октябре 2018‑го сенатор от Крыма Сергей Цеков возмутился тем, что «кровавый путч в Киеве» был назван в учебнике «революцией, ставшей явлением международной политики». Чтобы защититься от претензий, в Министерстве просвещения стали дуть на воду. В конце 2018 г. усмотрели крамолу во фразе из учебника истории: «Хаосом в Китае поспешили воспользоваться европейцы. Англия и Франция развязали Вторую «опиумную войну» 1857–1860-х годов и получили доступ к внутренней торговле Китая. Россия захватила Амурскую область, Франция – часть вассального Китаю Вьетнама, Япония – некоторые острова». Сегодня Россия уже не захватывала Амурскую область – видимо, это была исконная земля Московского княжества. Получилось под стать отрывку о начале Второй мировой войны: «Сразу после разгрома Польши СССР добился договоров о взаимной помощи с прибалтийскими странами – Эстонией, Латвией, Литвой».
Портрет эпохи
Но «чугунные» учебники – только часть изменений в среднем образовании. А самих школьников за вольнодумство прессуют даже хуже, чем розгами. В декабре 2018 г. педагоги Гатчинского лицея №3 (Ленинградская область) написали заявление в прокуратуру на четверых учеников седьмого класса, создавших в социальной сети паблик с мемами о преподавателях и учениках. В советском прошлом за карикатуру на школьной доске писали замечание в дневник, а если у педагога был сложный период, он мог отвести шутника к завучу. Сегодняшние учителя требовали возбудить уголовное дело об оскорблении, впопыхах не разобравшись, что соответствующая статья УК утратила силу ещё в 2011 году. К родителям зачастили участковые, историю вынесли на комиссию по делам несовершеннолетних. Раньше для этого требовалось нанести сотрясение мозга, взорвать телевизор или хотя бы спалить портрет Брежнева.
Сегодня «за портрет» могут основательно поломать жизнь. В марте 2018 г. шестиклассники Вологодского многопрофильного лицея создали закрытую группу, в которой тоже шутили над учителями. Учительница математики во время уроков сама залипает в смартфоне, физрук матерится, а директор школы напускает на себя такой грозный вид, что вампиры кажутся добрее. А кого ещё поставить на учебное заведение для одарённых детей со всей области? Кто ещё сможет выжать из них максимум баллов на всевозможных олимпиадах? Роковой ошибкой одарённых детей стало открытие группы для остальных пользователей Сети. Через несколько дней завуч собрала родителей и сообщила, что среди мемов группы было «что-то про Путина», а смеяться над ним – это уже экстремизм. На поверку оказалось, что портрет главы государства попал фоном для кривляющихся на перемене лицеистов. Тем не менее руководство школы натравило на ребят прокуратуру, полицию и Роскомнадзор, поскольку фотографировать внутри лицея запрещено его же уставом.
Совсем уж советской чернухой повеяло в гимназии №622 Петербурга, где десятикласснику угрожали психбольницей, когда он создал профсоюз учащихся. Парень даже не ходил на оппозиционные митинги и возмутился вполне конкретными вещами: например, в нарушение регламента ставят в один день больше трёх контрольных, проверочных и самостоятельных работ. «Программа-максимум» профсоюза, в который вступило более 200 учащихся, – это движение на общероссийском уровне с перспективой отмены ЕГЭ. Дальше на парня обрушилось противостояние с директором в духе классики «Пролетая над гнездом кукушки». По его словам, директриса угрожала прокурором и «дуркой». Старшекласснику со средним баллом 4, 65 предрекалась работа уборщиком: «Не строй из себя лидера!»
В таких случаях можно предположить, что юношу подтолкнула к свободомыслию богемная атмосфера в семье. Но тут всё строго: папа – инспектор ДПС, а мама преподаёт в школе новый предмет под названием «Экстремизм и антикоррупция». Оба – глубоко верующие, хотя сыну это не передалось: он однажды спросил священника, за что ему астма, а тот ответил, что жизнь – страдание, а по жизни нужно ползти.
Кстати, после назначения на пост министра просвещения бывшего преподавателя семинарии Ольги Васильевой проникновение в школы сотрудников Русской православной церкви усилилось. Известны случаи, когда им доверяли на уроках «Основ безопасности жизни» рассказывать, что добрачные половые связи изменяют хромосомную цепочку женщин и это уменьшает шансы родить ребёнка, родственного мужу. Едва ли не во всех петербургских школах вместо уроков провели пятичасовую конференцию для старшеклассников «Наши приоритеты в современном мире» под патронатом РПЦ. В Стратегии воспитания до 2025 года (есть и такая!) чётко предписано привлекать традиционные религиозные организации для воспитания духовно-нравственных ценностей. Во исполнение наказа юных участников «конференции» снабдили брошюрой с цитатами из произведений священника Илии Шугаева, где встречаются такие перлы: «У православного христианина два основных выбора – или вступить в брак, или уйти в монастырь», «Вступить в брак по любви – невозможно! Более того, я бы даже сказал, что ещё ни один человек на земле не вступал в брак по любви».
С 2009 г. в 60 субъектах РФ проводятся уроки «Нравственных основ семейной жизни» (НОСЖ) по учебнику, разработанному екатеринбургским священником Дмитрием Моисеевым и монахиней Среднеуральского женского монастыря Ниной Крыгиной. А учащиеся из Самары цитируют озвученные им наставления правильной семейной жизни: «И не ослабей, бия младенца: если жезлом накажешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, бия его по телу, душу его избавишь от смерти». Чтобы сдать экзамен по литературе, детям приходится досконально изучать Новый Завет, «Домострой», Жития Александра Невского, Сергия Радонежского и святых Петра и Февронии – есть случаи, когда 80% экзаменационных вопросов касались этих произведений. Родителей успокаивают, что изучение древнеславянского языка пока не требуется – Жития доступны в современном изложении.