Несмотря на кризис, инфляцию и всеобщую экономию, правительство не жалеет денег на Крым и Севастополь. Хотя оба субъекта из года в год не могут освоить выделенные на них деньги, им дают всё больше и больше. В феврале 2019 г., когда энергетическая блокада полуострову уже не угрожает, а Керченский мост открыт, Крым и Севастополь получили отдельную государственную программу, предусматривающую выделение ещё 310 млрд рублей за 4 года. Декларируется цель: доведение уровня социально-экономического развития Крыма до среднего по России. Но дела на полуострове и так, как минимум, не хуже, чем в Пензе, Пскове или Чебоксарах.
Триста миллиардов причин
В 2017 г. на реализацию «крымской» ФЦП планировалось направить около 158 млрд рублей из федерального бюджета, но той осенью правительство заявило о выделении дополнительных 72 миллиардов. Параллельно кабинет Дмитрия Медведева одобрил внеплановое повышение акциза на топливо: в 2018 г. каждый россиянин платил за литр бензина на рубль больше. Не скрывалось, что это сделано ради Крыма, чтобы выбранная без конкурса петербургская фирма могла построить за 128 млрд трассу «Таврида». После этого с Кубани в Севастополь можно будет с комфортом доехать за пару часов.
Вскоре после присоединения глава Крыма Сергей Аксёнов называл самыми важными вопросами обеспечение людей водой и электроэнергией. Ударными темпами к маю 2016 г. построили энергомост по дну Керченского пролива, и вскоре потребление электричества на полуострове достигло исторического максимума. В мае 2018 г. сдали третью очередь энергомоста, а в октябре на полную мощность запустили первые блоки Таврической и Балаклавской ТЭС.
По заявлению премьер-министра РФ, «российского» уровня зарплаты и пенсии в Крыму достигли уже к июлю 2015 года. Тем не менее бюджет Республики Крым, составлявший в 2016 г. 86,6 млрд рублей, к 2018 г. вырос более чем вдвое – до 174 млрд рублей. Москва, требующая от всех российских регионов «выравнивать бюджет» любой ценой, Крыму позволяет иметь дефицит, хотя в доходной части и так львиная доля – федеральные вливания. В 2019 г. крымская казна снова выросла до 187 млрд, а дотации, субсидии и субвенции в ней составили свыше 144 млрд рублей. И это наверняка не все дары Москвы, поскольку не менее трети российской казны распределяется по секретным статьям. Даже у Чечни и Ингушетии нет такого уровня дотационности.
После вхождения Крыма и Севастополя в состав РФ с высоких трибун заявлялось, что мощные вливания им потребуются в течение 1–2 лет, после чего правила игры для них станут такими же, как и для других регионов. Министерство по делам Крыма действительно ликвидировали в июле 2015 года. К тому же строку «энерготарифы» предполагалось поднять до экономически обоснованного уровня. Однако и в октябре 2017-го правительство снова решило растянуть этот процесс – на этот раз до 2020 года. Сегодня киловатт-час на полуострове стоит ниже себестоимости в два раза. А сроки получения отдачи от крымских вложений скрываются в туманной дали.
Не оскудела рука дающего
Презентуя новую 310-миллиардную госпрограмму развития Крыма до 2022 г., правительство заявило «глобальные» цели. Среди них снижение уровня безработицы с 6,2% в 2017-м до 5,7% в 2022 г. и рост средней заработной платы с 26,4 до 36,1 тыс. руб. соответственно. Но ведь любой экономист знает, что официальный уровень безработицы в России не имеет никакого отношения к реальности.
Несколько лет назад вице-премьер Ольга Голодец заявила, что правительство не понимает, как добывают свой хлеб 38 млн россиян. Это более трети экономически активного населения. При этом официальная безработица невелика. Люди просто не видят смысла регистрироваться на бирже труда. Живёте вы, допустим, в деревне: чтобы встать на учёт и получать 3–4 тысячи рублей в последующие 3 месяца, нужно приехать в областной центр, собрать полтора десятка справок, стоять в очередях. А жить где, если за день не уложился? Снимать номер в «Хилтоне»? Встали на учёт – вам через день предлагают должность кочегара с окладом в 8 тыс. рублей в 100 км от дома. И вы не можете просто по телефону отказаться – нужно метнуться в город, отстоять очередь, отметиться. А через день то же самое со ставкой ассенизатора за 7 тыс. рублей. Надолго ли вас хватит вот так скакать? Не проще ли зарабатывать мелкими халтурами и жить натуральным хозяйством?
Чиновники знают, как уровнем безработицы управлять. Нужно показать масштаб проблемы, чтобы выбить расширение штатов, новый офис и финансирование – пойдут по квартирам и поставят на учёт всех поголовно. Если же потребуется показать «результаты работы» – всех повычёркивают за то, что куда-нибудь не пришли и не отметились. А чтобы повысить среднюю зарплату в Крыму на 9,7 тыс. за 4 года, можно вообще ничего не делать. В начале 2019 г. НДС вырос всего на 2%, а многие товары в магазинах за месяц подорожали на
20–30%. К 2022 г. мы, возможно, будем жить в мире совсем других цен и зарплат.
Есть и ещё одно обстоятельство, по которому Крыму гарантированы рост зарплат и снижение безработицы – 55% от 310 млрд рублей собираются жахнуть на строительство дорог. Подрядчики наймут местных строителей, а власти получат рост всех возможных показателей. Но куда пойдут эти люди, когда госпрограмма закончится? И что именно собрались строить в Крыму за сотни миллиардов?
Трасса «Таврида» оценивалась в 2017 г. в 139 млрд рублей, и премьер Дм. Медведев тогда уверял, что деньги правительство РФ уже нашло. В феврале 2019 г. открыли часть пятого этапа, которых всего восемь. То есть готовность трассы – плюс-минус половина. Но даже без неё плотность автомобильных дорог Крыма – одна из самых высоких в России. Даже при Украине Крым обгонял по этому показателю Киевскую и Донецкую области – самые развитые регионы страны. Сравнивать со средней плотностью по России и вовсе смешно – 244 км против 60 км на 1 тыс. кв. км. Среди наших субъектов это на уровне вполне цивилизованных Ярославской и Рязанской областей.
Но после вхождения в состав России инфраструктуру начали активно строить и реконструировать: сегодня в Крыму 6,2 тыс. км дорог общего пользования, не считая коммунальных. Хотя по площади полуостров вдвое меньше Эстонии или Московской области.
Денег на Крым и Севастополь идёт так много, что их даже не успевают тратить. Крымские власти отчитались об освоении 93% средств, выделенных на ФЦП в 2018 году. В Севастополе прошлогодняя программа исполнена на
60–70%. Председатель бюджетного комитета Заксобрания Севастополя Вячеслав Аксёнов прямо заявил, что у чиновников есть свои интересы и это отрицательно влияет на результат. Но зачем центр столь обильно нашпиговал полуостров деньгами?
По всей видимости, группа интересов, которая реализует госпрограммы в Крыму, оказалась очень могущественной. Керченский мост, обошедшийся в пять раз дороже похожего китайского, построила компания «короля госзаказа» Аркадия Ротенберга. С ним же СМИ связывают и петербургских владельцев подрядчика трассы «Таврида» Валерия Абрамова и Виктора Перевалова. Плотное кольцо родственников и старых знакомых главы Республики Крым Сергея Аксёнова сегодня занимают значительные административные посты.
Бумага всё стерпит
Кому-то может показаться, что крымчане жируют на шее «остальной» страны. Но это нонсенс: где и когда простому россиянину разрешали благоденствовать под заботой внимательных чиновников, исполняющих мудрые законы? Свойства системы исключают такой вариант, сколько бы денег ни шло из казны.
Вот, к примеру, на бумаге исполнили требование Москвы поднять зарплату медиков до 159,6% от среднекрымской. А по факту массовые увольнения отмечены в детской больнице Керчи и Первой городской больнице Севастополя: врачи отказались работать за копейки. Оказалось, аномально выросли доходы и премии управленческой надстройки, а рядовым медикам достались копейки. Не меньший диссонанс в отчётности по туризму: в чиновничьих релизах – бурный рост, а поспрашивать экскурсоводов и рестораторов в Ялте, так падение на 20–30%. Ближе к правде, похоже, вторая оценка: цены в Крыму уже таковы, что Турция дешевле и качественнее. В 2018 г. отложили ввод курортного сбора с каждого отдыхающего – 10 рублей в день.
Но самое главное: у крымчан нарастает ощущение, что Родина-мать становится злой мачехой. При Украине были бардак и мздоимство, но на полуострове никогда не видели таких полчищ чиновников-контролёров. Роспотребнадзор, ФМС, экологический надзор, СЭС, МЧС и десятки структур помельче требуют отчитываться за каждого отдыхающего. Невиданный размах приняло отжатие бизнесов и ценной земли у простых людей. Закон определяет следующее: все правоустанавливающие документы, которые были выданы при украинской власти, являются законными и действительными. Но на деле их выдачу можно признать криминальной по суду («АН» подробно рассказывали об этом).
После «русской весны» 2014 г. многим показалось, что России удастся сделать из Крыма витрину страны без свойственных ей родимых пятен. Но такая надежда абсурдна априори. Коррупция автоматом возникает там, где есть бездонные государственные ресурсы, а власть представляет собой группы интересов, нацеленные на их делёж. Хотя дороги, тоннели и мосты в Крыму обязательно построят. Но может оказаться, что отдыхать в Ницце и Сен-Тропе к тому времени выйдет дешевле.