Человек-загадка
№ () от 6 февраля 2019 [«Аргументы Недели », Татьяна ТИМУКА, спецкор «АН» в странах Прибалтики ]
С раннего детства Евгений КНЯЗЕВ мечтал об актёрской профессии. После школы попытался поступить в Театральный институт им. Б. Щукина, но, увы, неудачно. Кто мог предположить, что спустя много лет Евгений Князев станет ректором именно «Щуки»? А ещё подарит зрителям массу великолепных ролей!
– Евгений Владимирович…
– Давайте без отчества! У вас, в Европе, так же принято?
– Принято.
– Вот и будем беседовать «по именам»!
– Евгений, ваша роль Вольфа Мессинга просто великолепна. Но фигура в истории неоднозначная: пророк или мистик?
– История с ролью Мессинга была интересная. Я находился на даче, и мне позвонили с предложением сыграть Вольфа Мессинга. Я как-то сразу согласился и… забыл об этом. Дело в том, что предложение поступило ещё за год до начала работы над сериалом. Я действительно не раздумывал над предложением, но имел не очень большое представление о Мессинге. Уже потом стал узнавать, что это за личность. Конечно, личность огромного масштаба и человек-загадка.
– Вам лично он интересен?
– Конечно. Несомненно, Мессинг обладал даром. И имел возможность заглянуть в чьи-то мысли. Я этого не понимал! Как можно, например, знать дату смерти своей жены? Предвидеть разные события в истории страны? До сих пор это загадка для меня!
– Но такой дар просто так люди не получают. И от кого этот дар? От Бога или нечистого?
– Именно. Я сам пытался понять: Богом дан этот дар или дьяволом? Но так и не смог постичь. Но сделал вывод: лучше не иметь такого «таланта».
– Была ли мистика на съёмочной площадке? Никогда не поверю, что не было!
– В мистику я не верю. Это что-то неизвестное, то, чего мы не понимаем и не знаем. Лично я верю в предназначение свыше, в то, что не нами определяется, кем мы станем. От нас зависит исключительно одно – каким человеком ты станешь! В большей степени плохим или в большей степени хорошим. Нужно стараться жить по нравственным законам, тогда будет и тебе, и окружающим комфортно.
– А в своей жизни вы сталкивались с чем-то необъяснимым?
– Пожалуй… Моя младшая дочка заикалась в детстве. Мы обращались к разным врачам, но результата положительного не было. Нам посоветовали одну бабушку-знахарку. И она помогла!
– Кстати, а нужно ли за свой дар просить плату?
– Вот эта бабушка-знахарка, например, денег не берёт! Говорит, что дар тогда пропадёт. Да и Вольф Мессинг обещал не использовать свой дар в корыстных целях и следовал этому всю жизнь.
– Евгений, вы создаёте впечатление очень творческого человека. А творческие люди не совсем приспособлены, извините, к быту. Вы можете, например, гвоздь забить в стену?
– Могу. У меня закваска крестьянская. У моих родителей был дом рядом с Ясной Поляной, и мы там жили. Время было сложное: я родился, когда прошло всего десять лет после войны. Время тяжёлое. Всё приходилось делать самим. Доставалось и взрослым, и детям. Мне нравилось всегда помогать отцу по хозяйству. Да и во «взрослой жизни» люблю делать что-то своими руками.
– Вы ведущий актёр Театра им. Вахтангова, известный киноактёр. Но наверняка было время, когда вы и не мечтали о популярности?
– Мне грех жаловаться! После окончания «Щуки» был приглашён в труппу Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова. Я рос, работая в этом театре. И понял, кто такие настоящие звёзды! Это актёры, которые скромны, интеллигентны. Я никогда не слышал от этих людей и намёка на недовольство: номер не тот или не та машина! Вот с кого нужно брать пример! А что происходит сегодня с молодыми актёрами? Посмотрите, какой у них райдер!? Просто ужасает. Видимо, они думают, что у нас Голливуд и мы создаём «великое» искусство!
– Всегда хотела поговорить о Театре Вахтангова. На мой взгляд, ваш театр отличается традициями, чего не скажешь о новых…
– Да. Мы, несомненно, гордимся тем, что сумели сохранить именно свои традиции, свою вахтанговскую школу. И это главная задача. Мы не стараемся искать новаторство, а стараемся придерживаться традиций. А традиции – это не игра, не стилизация. Хороший традиционный театр – своеобразный вызов театральному миру. Главное – умение сохранять, а не разрушать. И кстати, своих студентов я учу не только актёрскому мастерству, но и быть личностями, уметь думать, выходя на сцену.
– Каждый год выпускаются сотни студентов из разных театральных институтов. И каждый надеется, что его узнает мир! Но талантливых людей, я думаю, единицы…
– Безусловно, есть очень талантливые и интересные ребята. А есть и… обычные. Но если он прошёл конкурс, например, на платной основе, то я же не могу запретить ему учиться! Это будет означать, что я «покушаюсь» на его право! Право учиться. Так сказано в Конституции!
– И куда такой обычный студент пойдёт работать? Какой театр возьмёт?
– Устраиваются. Нужно же кому-то и в массовке играть.
– Не могу не спросить о роли Сталина в сериале «Орлова и Александров». Интересно играть незаурядного человека, но тирана?
– С ролью Сталина вышла интересная история. Я проходил пробы на совершенно другого героя, но, когда мне приклеили усы, гримёр позвал режиссёра и сказал: «Посмотрите, как похож на Сталина!» И меня утвердили на роль Иосифа Виссарионовича. Считаю, что картина очень тактичная: речь идёт об отношениях Орловой и Александрова, но и «личная тема» Сталина присутствует. Мы пытались затронуть некоторые вопросы: почему он не женился после смерти жены Надежды, интерес его к красавице Орловой. По сценарию Любовь нравилась товарищу Сталину, и мы придерживались этой версии. Конечно, любовь главы СССР к актрисе была предполагаемой, но и интересной. Интересно ли было сниматься? Пожалуй, да.