Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 4 (648) от 31.01.19 13+

Скрытный «Охотник», или летающий оруженосец Су-57

, 19:38

На прошлой неделе снят гриф секретности с одного из самых амбициозных проектов в области отечественной беспилотной авиации – ударного БПЛА С-70 «Охотник-Б» ОКБ им. Сухого. Правда, пока не со всего проекта, а только с внешнего вида аппарата. Сейчас идёт подготовка к его первому полёту. Попробуем понять, что нам показали.

 

Рывок за лидерами

Нельзя сказать, что в СССР было плохо с беспилотной авиацией. В 60–80-х годах прошлого века мы не были отстающими в этом вопросе, скорее – опережали конкурентов. Но рывок в области создания БПЛА нового поколения в 1990-е годы был Россией пропущен по известным причинам. Поэтому во второй половине нулевых мы уже были в роли сильно отставших и догоняющих.

Однако буквально за 8 лет с 2011 г. России удалось выйти на твёрдое второе место в мире по численности беспилотного парка. Но своих крупных машин у нас долгое время не было – их разработка только недавно дала результат. В последнее время отечественный ОПК выдаёт на испытания один крупный БПЛА за другим. Ударный беспилотник «Корсар» уже успел проехать по Красной площади и отметиться в Сирии, как и БПЛА «Орион». Большой высотный двухмоторный аппарат большого радиуса действия «Альтаир» сейчас на испытаниях.

Долгое время под пологом тайны оставались работы ОКБ им. Сухого. Важнейшей из них является ударный реактивный БПЛА «Охотник». Ранее были известны лишь мутные фото его моделей и рисунки с презентаций. Показанное сейчас очень впечатляет.

 

Кто на кого похож и почему

Когда появились первые фото «Охотника», «диванные эксперты» тут же начали упрекать его в плагиате американского опытного беспилотника Х‑47В. Но это не так. По сути, машины находятся в разных классах по массе и назначению. К тому же американский проект этого палубного БЛА в итоге из-за дороговизны и технических рисков уже закрыт.

Впрочем, все «летающие крылья» весьма похожи. С таким же успехом можно и американский бомбардировщик В‑2А объявить плагиатом машин нацистских конструкторов братьев Хортенов. А беспилотные «летающие крылья» и подавно похожи, но это обманчивое сходство. Аэродинамически, по схеме и по размерам «Охотник» похож только сам на себя – другого такого в мире нет.

 

Самый тяжёлый в мире беспилотник

То, что «Охотник» создаётся с использованием технологий проекта ПАК ФА Су-57, было известно давно.Хотя внешне, конечно, сходства с истребителем пятого поколения нет никакого. Сходство – в технологиях производства, материалах, частично в авионике и программном обеспечении. Да и испытывается бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) «Охотника» на одном из Су-57 – машине опытной партии с бортовым номером 053. Он и был замечен с «нештатными» датчиками и оптико-электронными станциями, которые потом обнаружились на «Охотнике». Да и на килях у этого истребителя нарисованы силуэты Су-57 и С-70. Причём даже масштаб, как выяснилось, практически соблюдён.

По первым опубликованным фото было сложно понять размеры машины. Но когда появились снимки, где «Охотника» выкатывал на старт трактор «Кировец» К‑701, стало возможно примерно прикинуть его габариты. Зная их, можно более точно понять массу машины. Такими вычислениями тут же занялись различные энтузиасты в Интернете.

Специалистам стало ясно, что в России создали не просто тяжёлый БПЛА, а самый тяжёлый в мире. Причём как по взлётному весу, так и по массе полезной нагрузки. Вероятно, он будет ещё и самый скоростной. По размаху крыла (примерно 18–19 м), он превосходит даже Су-34. А самому большому американскому БПЛА RQ-4 «Глобалхок» наш «Охотник» уступает только в размахе, превосходя по длине.

Взлётный вес С-70 оценивается по-разному – от 23 до 30 тонн. Тут он превосходит «Глобалхок» практически вдвое. Его полезная нагрузка может достигать 4–5 т, что в 3–4 раза больше, чем у RQ-4 или американского же MQ-9 «Рипер».

 

Вопросы с «пламенным мотором»

Что касается скорости, то схема «летающее крыло» обычно характерна для дозвуковых машин. Насколько удалось рассмотреть, С-70 имеет толстый дозвуковой профиль крыла. Однако он оснащён одним двигателем АЛ-41Ф1С (двигатель Су-35С) либо даже АЛ-41Ф1 (двигатель Су-57 первого этапа). Причём двигатель оснащён форсажной камерой, что само по себе подразумевает как высокую тягу в 15 500 кгс (без форсажа 9800 кгс), так и сверхзвуковую скорость. Никуда не делось и управление вектором тяги (УВТ), то есть отклоняемые сопла, делающие машину сверхманевренной. Правда, источники уверяют, что пока и форсаж, и УВТ отключены (программно или аппаратно). Но в первых полётах они и не нужны.

А вот насчёт того, что будет далее, возникает интересный вопрос. То ли в дальнейшем этот двигатель так и останется, то ли для «Охотника», на базе куда более мощного двигателя второго этапа для Су‑57, будет разработан свой двигатель. Возможно, он будет с УВТ, так как это позволит повысить надёжность управления машины в воздухе, на взлёте и посадке, сокращая разбег. По сути, УВТ может быть заменой килям и рулям направления, которых очень не хватает на такой машине.

Если же останется и форсаж, то машина может получить возможность выхода на небольшой сверхзвук, скажем, до 1500 км/ч
 или чуть более. Это может пригодиться ей во взаимодействии как с Су-35С, так и с Су-57, обладающими крейсерским бесфорсажным сверхзвуком.

 

 

Охотничий арсенал

Боевая нагрузка, по-видимому, будет размещаться в двух больших и двух маленьких отсеках БПЛА. Судя по компоновке, основные отсеки весьма велики и вполне могут вмещать до 8 обычных и корректируемых авиабомб и кассет массой 250 и 500 кг. А также управляемые ракеты «воздух-воздух», вплоть до ракет средней дальности, управляемые ракеты «воздух-земля» и даже оперативно-тактические крылатые ракеты (КР) Х-59МК2.

Эта дозвуковая малозаметная КР с квадратным корпусом специально создана для внутренних отсеков. Она уже применялась в Сирии. Пока ракета считается неядерной, но, скорее всего, после кончины договора РСМД могут быть изменения. К тому же после похорон договора С-70 сможет нести и ядерные авиабомбы – сейчас это было бы нарушением. В целом если в С-70 сможет поместиться до четырёх «квадратных» ракет, то это очень серьёзно.

 

 

Оруженосец рыцарей ВКС

В общем вышел не просто ударный аппарат, а машина с возможностями настоящего бомбардировщика, причём по дальности, как минимум, не уступающая ни Су-35С, ни Су-30СМ, ни Су-34, ни Су-57. То, что «Охотник», по сути, беспилотный малозаметный бомбардировщик – было ясно сразу. А вот кем он может быть ещё?

В ряде публикаций предполагается, что он может стать истребителем или перехватчиком ПВО – это вряд ли, даже исключено. Для перехватчика важны высотность и скорость выхода на рубеж перехвата, а где она у дозвуковой или трансзвуковой машины? Для истребителя важны маневренность, скоростные динамические характеристики – а «крыло» даже с УВТ будет маневрировать как корова на сноуборде.

Никакой беспилотный истребитель ещё очень долго не сравнится с самолётом с живым лётчиком на борту. Сидящий за тридевять земель оператор БПЛА, даже если он когда-то был увешанным орденами асом, ему проиграет. Кроме того, размеры носового обтекателя указывают, что БРЛС с АФАР там есть, но она небольшая и достаточно маломощная, оптимизированная для работы по земле или для самообороны. Это никак не настоящий радар истребителя.

Но есть ещё одна возможность – эта машина станет «оруженосцем» Су-57, управляемым с его борта. То есть летающим малозаметным «патронташем» с дополнительными ракетами и бомбами для ударов по земле, атакуя из дежурной зоны у переднего края по чужому целеуказанию. Сможет «Охотник» выпускать и управляемые ракеты «воздух-воздух». А настоящий истребитель будет их наводить, причём действуя в отдалении, будучи неуязвимым для противника. Если малозаметный «патронташ» в этом случае обнаружат и уничтожат, то он, в конце концов, беспилотный и стоит дешевле истребителя. Впрочем, сделать это будет непросто – бортовой комплекс обороны БПЛА явно будет мощным.

Пока же C-70 готовится к первому полёту: разворачивается, бегает по полосе, набирая скорость, возвращается на стоянку. Делает это он сам и без посторонней помощи. Вскоре мы увидим его в воздухе. «АН» желают «Охотнику» удачно пройти все испытания и встать в строй.

Ярослав ВЯТКИН,

военный обозреватель «АН»

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram