В конце прошлого года на медийном рынке Иркутска произошла смена собственников известных СМИ — холдинга «СМ Номер один» и телекомпании АИСТ. На данный момент этот факт является предметом интереса лишь представителей медийного и политического сообществ региона. Однако в дальнейшем, по мнению экспертов, случившиеся изменения могут отразиться на читательской и зрительской аудитории.
Что произошло?
Об изменениях на АИСТе широкой публике стало известно в конце ноября прошлого года. Генеральный директор телекомпании Амгалан Базархандаев на своей странице в социальной сети опубликовал сообщение, в котором признался, что покидает свой пост. «Тяжело и грустно уходить, но пора уступить дорогу молодым! Надеюсь, они сохранят и приумножат все, что было сделано предыдущими поколениями АИСТа», — подытожил он свое обращение.
Спустя несколько дней было объявлено имя нового руководителя телекомпании. Им стала 37-летняя Екатерина Тарасова, занимавшаяся ранее общественно-политической деятельностью.
Источник в телекомпании сообщил, что коллектив об изменениях был негласно оповещен за месяц. «Екатерина Тарасова за несколько недель до своего назначения руководителем компании успела поработать в должности исполнительного директора. Нам было известно, что блокирующий пакет ООО «Телекомпания АИСТ» приобрели структуры, близкие к депутату Госдумы РФ от Иркутской области Михаилу Щапову», — пояснил источник. По его информации, в настоящее время на телекомпании не происходит каких-либо изменений, связанных с выпуском новых телепрограмм и проектов. Некоторые перемены произошли в руководящем составе, основной штат сотрудников сохранен, приняты на работу несколько человек из других телекомпаний.
АИСТ был создан в 1990 году в качестве первой в Восточной Сибири негосударственной телекомпании. С марта 2017 года является обязательным общедоступным региональным телеканалом в Иркутской области. Амгалан Базархандаев стал директором АИСТа в 2000 году. Пакет в 60% компании находится в государственной собственности Иркутской области. Приобретенный блокирующий пакет позволяет менять руководство компании.
В ноябре также стало известно о завершении сделки по продаже холдинга «СМ Номер один», в который входят газеты «СМ Номер один», «Пятница», «Копейка», а также информационное агентство «Байкал инфо». Собственником холдинга стал фонд «Отражение». Фонд возглавляют ангарчане, супруги Максим и Елена Шевченко. Фонд занимается благотворительностью, его название в прессе мелькало около двух лет назад, когда «Отражение» приобрело для фондов областного художественного музея картины авторства Никаса Сафронова, приезжавшего в Иркутск.
Как рассказывает Алексей Елизарьев, работавший в холдинге главным редактором газеты «СМ Номер один» на протяжении последних 18 лет, с момента совершения сделки и практически до конца года холдинг работал в прежнем режиме: «Необходимо было закрыть ряд действующих контрактов с заказчиками и партнерами, завершить определенные юридические процессы. Ситуация обнулилась с 1 января этого года, холдинг работает через оперативное управление одного из издательских центров. В таком статусе уже вышло по одному номеру «СМ Номер один» и «Пятницы». По его словам, каких-либо распоряжений относительно смены редакционной политики от новых собственников пока не поступало, как и рекомендаций по изменениям в штате сотрудников. «Никого не сокращали, на 90% коллектив остался прежний. Я принял для себя решение расстаться с коллективом. Изменения стали удобным поводом для того, чтобы сменить картинку вокруг себя», — признается Алексей Елизарьев.
Что будет дальше?
«Произошедшие в медийной среде изменения носят однозначный политический характер», — уверены все эксперты, которых опросил АН. Наблюдатели при этом подчеркивают, что прежние собственники расстались со своими активами по доброй воле и сделками должны быть довольны.
«Владельцы, желавшие избавиться от этих медиа, нашли тех, кто захотел их приобрести. Новые собственники, скорее всего, будут использовать СМИ для извлечения политических дивидендов на предстоящих выборах», — коротко резюмирует суть произошедшего гражданский активист, политолог Алексей Петров.
Как отмечает политолог Юрий Пронин, чего-то подобного следовало ожидать. «Оба СМИ находились не в лучшем финансовом положении. Насколько мне известно, владельцы холдинга «СМ Номер один» на протяжении последних нескольких лет пытались заключить подобную сделку, искали тех, кому она могла быть интересна. Факт того, что новые собственники близки к депутату Госдумы от КПРФ и руководству области, я сенсационным не считаю. Напротив, громкой сенсацией было бы, если б эти СМИ закрылись по экономическим причинам», — рассуждает Юрий Пронин. По его мнению, в данной ситуации у «СМ Номер один» и АИСТа не было возможностей найти каких-либо инвесторов, не связанных с определенными политическими кругами. «Их сильные стороны — это тиражи, широкая аудитория, что в первую очередь интересует людей из политики, — добавляет Юрий Пронин. — Что же касается связанных с новыми собственниками возможных изменений в редакционной политике, то я бы предпочел дождаться конкретных перемен, а уж потом их комментировать».
Председатель Иркутского регионального отделения Союза журналистов России Александр Гимельштейн отмечает, что не испытывает от произошедших перемен чувства удовлетворения. «Любые изменения на рынке СМИ — это выражение воли их собственников. Владельцы медиа могут как угодно распоряжаться своими активами, это их священное право. Но в данном случае возникает ощущение, что эти сделки носят политический характер. А это в свою очередь негативно влияет на сами медиа, на качество производимого ими печатного или телевизионного продукта, — объясняет он свою точку зрения. — Ситуацию заведомо не улучшает и то, что АИСТ возглавляет человек без опыта работы в СМИ, а «СМ Номер один» лишился многоопытного редактора Алексея Елизарьева».
По мнению Александра Гимельштейна, интерес политических наблюдателей к этим сделкам сохранится в дальнейшем. «В частности, история с АИСТом пока имеет больше вопросов, чем ответов. В частности, для чего семья депутата Госдумы и члена бюро обкома КПРФ Михаила Щапова решила взять руководящий контроль над СМИ со значительным государственным участием? Чьи интересы будет обслуживать телекомпания — самого депутата, губернатора или Иркутской области? Если последнее, то почему правительство региона пошло на такую сложную схему вместо выкупа в пользу государства?» — объясняет предмет интереса председатель Иркутского отделения Союза журналистов России.