> Случилось то, чего я боялся, - Раймонд Паулс о содержимом вскрытых мешков КГБ - Аргументы Недели

//Общество 13+

Случилось то, чего я боялся, - Раймонд Паулс о содержимом вскрытых мешков КГБ

10 января 2019, 08:43 [«Аргументы Недели», Татьяна ТИМУКА, спецкор в странах Прибалтики ]

Одна из наиболее раздражающих и болезненных тем в Латвии – «мешки КГБ». Долго велись споры о необходимости обнародовать архивы советской спецслужбы: одни видели в этом необходимость «свободы», а другие считали, что это безответственный поступок. Но «мешки КГБ» открыли и опубликовали. Теперь возникают другие вопросы: кто отвечал за эти «мешки»? Есть ли там реальные агенты?

Действительно, ажиотаж вокруг «мешков КГБ» до сих пор «сотрясает» Латвию: известные политики, режиссеры, священнослужители оказались агентами! Кто-то пытается оправдаться, кто-то недоумевает, а кто-то, простите, «чихает» на все это. Да и упорно продолжают ходить разговоры о том, что «настоящих» карточек агентов там нет! Именно, фамилии, адреса, «явки», «пароли» тех, кто серьезно «стучал» в этих мешках, увы, нет. Они просто исчезли. Так ли это на самом деле? И что это за материалы? Наш корреспондент попытался разобраться в этих вопросах.

Гунарс Кутрис, экс-глава Конституционного суда Латвии, юрист, депутат: «Лично я не верю всей этой картотеке. Кто может с уверенностью сказать, что было «добавлено» или не было в эту картотеку с 90-х годов? Слышал, что когда КГБ перестал существовать, эта картотека была доступна многим работникам. Я могу только предположить о том, сколько же людей там покопалось! Но и не в этом вопрос! Начиная, примерно с 1988 года спецслужбы начали заменять карточки. Зачем? А какой хороший оперативник сдаст свою агентуру? Думаю, что очень много оттуда исчезло…Самое ценное ушло. А остался один мусор! Понимаете, так нет реальной информации. Говорю, что остался один мусор. Да и не стоило все это поднимать на поверхность! Я уже говорил, что последствия не заставят себя ждать: люди будут подавать иски о защите чести и достоинства. Могу добавить, что каждый пострадавший может обратиться в центр при Бюро по защите Сатверсме (Конституции), узнать, не преследовался ли он, например, по доносу. И ему предоставят документы! И тогда на доносчиков можно подать в суд. Свое доброе имя нужно защищать!»

Илга Крейтусе, бывший спикер Сейма, профессор, политолог: «Что это за материалы? Какие материалы в «мешках КГБ»? Кто может четко ответить на этот вопрос? Первое, что надо было сделать – рассортировать эти материалы по категориям. Никто не может толком объяснить, чего хотят добиться те, кто «опубликовал» эти материалы! Но меня интересует другой момент: где хранились эти документы, когда их положили в «мешки»? Кто отвечал за эти документы? Я помню, что они хранились то в парламенте, то в каких-то сейфах… Более того, лично я помню разговоры о том, сколько стоит карточка: пять тысяч у.е в 90-х. Я думаю, что эти «мешки» не содержат некогда имевшиеся материалы. Больше вопросов, чем ответов».

Раймонд Паулс, композитор: «Как же надоели эти разговоры о «мешках». У меня постоянно спрашивают… Да, я думал, что там будет мое имя. Но его нет в «мешках». Думаю, что еще назовут. Случилось то, что я боялся: в этих «мешках» оказались уважаемые люди. И теперь они чувствуют себя отвратительно. Зачем все это нужно было? До чего мы дошли? Боже, сохрани!»

Правительство обещает, что в мае будут опубликованы и другие документы советских спецслужб. И будут доступны уже не только карты агента, но и журналы. Вот тогда и станет ясно… кто реально «служил» и «стучал».



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте