> «Диверсант» готовится к прыжку - Аргументы Недели

//Общество 13+

«Диверсант» готовится к прыжку

№  () от 26 декабря 2018 [ «Аргументы Недели » ]

Новейшие российские кислородные комплекты парашютиста для сверхвысокого десантирования, ласково называемые разработчиками «Диверсант», всё-таки передают на государственные испытания. Значит, спецназ ВДВ скоро станет для врага ещё ужаснее.

НАПОМНИМ суть дела. 28 ноября 2018 г. в №47 «АН» выходит большое расследование «Наш «Диверсант» не пускают в войска». В нём говорилось о том, что в 2013 г. командующий ВДВ (ныне депутат Госдумы) Владимир Шаманов инициировал начало работ по созданию полностью отечественного комплекта кислородного оборудования парашютиста (ККО‑П) для прыжков спецназа с высоты 10 тыс. метров. НПП «Звезда» им. академика Г.И. Северина», имеющее колоссальный опыт в создании различного высотного кислородного оборудования, и фирма «Руспарашют», на парашютно-десантных системах «Арбалет» которой летают десантники, разработали действующий макет комплекта и приступили к опытно-конструкторским работам. Чуть позже было оформлено и техническое задание (ТЗ) на ОКР «Арбитр», которое утвердили и Шаманов, и главком ВВС Бондарев (ныне член Совфеда). Одновременно было подготовлено «Решение» о дополнении к ТЗ, которое утвердил замминистра Юрий Борисов. Ныне, надо заметить, уже вице-премьер Борисов. В документе чёрным по белому было написано, что НПП «Звезда» разрабатывает изделия, конструкторскую документацию и проводит заводские испытания опытных образцов за собственный счёт. Государственные совместные испытания проводит 929-й ГЛИЦ (Государственный лётный испытательный центр) МО РФ. И в случае положительного результата комплекты «Диверсант» можно будет закупать для армии.

Спустя 13 месяцев первый в России (и в СССР!) комплект кислородного оборудования парашютиста был разработан! Опытные образцы «ушли» на заводские испытания. При этом на «Звезде» сразу готовились выпускать «Диверсанта» серийно, как только пройдут госиспытания – его очень ждут в войсках спецназначения. Спустя восемь месяцев заводские испытания успешно завершились. В декабре 2016 г. документации на комплект была присвоена так называемая литера «О»,что означало – «Звезда» свою работу сделала.

Оставалось провести «госы» 929-м ГЛИЦ. Чистая формальность – большая часть работы сделана. Напомним, на дворе стоял март 2017 года. Только 7 декабря 2017 г. командир 
в/ч 15560 (929-й ГЛИЦ МО РФ) Р.А. Бариев подписал на Акте предварительных испытаний: «Согласовано». Весь семнадцатый и восемнадцатый годы и Минобороны, и «Звезда» уговаривали этот самый «глиц» включить здравый смысл и провести госиспытания ККО‑П. Безрезультатно.

После выхода статьи редакция, честно говоря, рассчитывала на то, что из Минобороны скромно поблагодарят за помощь. Ведь не журналистам же нужен кислородный комплект, а нашим десантникам. Но вместо благодарности получили письмо от заместителя руководителя Департамента информации и массовых коммуникаций (по-русски ДИМК) г-на (звание не указано) А. Волосатова (от 29 ноября 2018 г.). В письме господин Волосатов писал, что вы, мол, всё врёте. Никаких заводских испытаний не было, и пока, мол, с «десятки» комплект на «Арбалете» не прыгнет, никаких «госов» делать нельзя. Да и вообще автор в департамент Волосатова не обращался, значит, не прав со всех сторон. Иначе мы бы его научили Родину любить! Опровергайтесь, пока не поздно.

Всей редакцией мы листали документы, ища заветную строчку – прыгнуть с 10 тысяч метров и в ТЗ, и дополнениях к нему. Не нашли. Уже готовы были повиниться перед ДИМК, но позвонили с НПП «Звезда»: «Назначены совместные госиспытания и специальные лётные испытания!»

– Полгода документы в Минобороны пылились под сукном. Согласованы были ещё в августе этого года, а вот две подписи «Утверждаю» появились после вашей статьи. Спасибо любимой газете и её главному редактору Андрею Угланову! – говорит советник генерального директора «НПП «Звезда» Николай Дергунов.

– Но позвольте, как же? Ведь сам Волосатов сказал, что нельзя!

– В ТЗ на парашютные системы («Арбалет») была задана возможность выполнения прыжков с 10 тысяч метров. Однако на момент испытаний кислородное оборудование отсутствовало. Поэтому прыгали с 4 тысяч. Теперь оно есть – наше родное, российское, и будут прыгать с «десятки». После наземной части испытаний, конечно. А в своём комплекте мы уверены! Правда, в Гособоронзаказ 2019 года из-за бюрократии всё равно уже не попадём. Значит, десантникам ждать ещё год, – констатирует Дергунов.

То есть полгода согласованный документ так необходимого спецназу снаряжения то ли блуждал по военно-чиновничьим кабинетам, то ли лежал у кого-то под зелёным сукном. А господин Волосатов, «не основываясь на официальном заявлении или мнении экспертов, а приводя свои размышления, которые не имеют ничего общего с действительностью» (дословная цитата из письма ДИМК в редакцию «АН»), таким способом пытался «отмазать» военных бюрократов. Так что, как и просили, печатаем опровержение. Но только не своих слов, а слов официального представителя ДИМК.

И в заключение. Одной из главных проблем российского ВПК неожиданно стала военная приёмка. Её представители на оборонных заводах часто не демонстрируют стремления к выполнению Гособоронзаказа. Конкретно – по срокам. Об этом – в следующем расследовании «АН» на примере НПП «Звезда».

Александр ЧУЙКОВ



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте