Аргументы Недели → Общество № 45 (638) от 15.11.18 13+

Заразят ли Россию окончательно?

, 21:14

Одним из самых любимых моментов для россиян в культовом фильме «Брат-2» является тот, где герой Виктора Сухорукова проходит таможенный контроль в аэропорту США. У него там спрашивают, ввозит ли он яблоки, и объясняют, что этого делать нельзя из-за карантина. На что Сухоруков участливо спрашивает: «Болеете?» А после констатирует: «Вот уроды!» Как правило, люди, которые смотрят, а затем сыпят цитатами из этого эпизода, смеются. И совершенно зря. Поскольку от несоблюдения правил карантина серьёзно «заболеть» может целая страна. В России сейчас, мягко говоря, из-за недобросовестности ряда чиновников, сложилась очень тревожная ситуация, которая всерьёз угрожает экономическому, продовольственному, экологическому потенциалу страны.

Что было: государственный контроль и ответственность

Для понимания ситуация совершим совсем небольшой экскурс в историю. В сельском и лесном хозяйстве термин «карантин» стал применяться к мероприятиям, ограждающим животноводство, растениеводство и лесоводство некоторых государств от завоза извне и расселения опасной иноземной флоры и фауны.Текст первой Международной конвенции был выработан 1 сентября 1878 г. в Берне. Впоследствии в 1951 г. текст Конвенции был пересмотрен в ФАО (Международная организация по вопросам сельского хозяйства и продовольствия) и подготовлен проект Международной конвенции по защите растений (подписан 6 декабря 1951 г.).

В нашей стране карантинная служба была создана в 1931 году. В настоящее время начиная с 2004 года функции государственной инспекции по карантину растений осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений. Проще говоря, Россельхознадзор.

Таким образом, эта организация является официальной национальной организацией по карантину и защите растений, ответственной за выполнение обязанностей, предусмотренных Международной конвенцией по карантину и защите растений, в том числе статьёй IV. То есть определён статус России в комиссии по фитосанитарным мерам в рамках продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединённых Наций. Кстати, членами указанной комиссии являются более 170 стран. Более того, с 2007 года, когда русский язык признан официальным языком ФАО, проводилась работа по принятию международных стандартов по фитосанитарным мерам на русском языке.

Говоря проще, идут контакты между специальными и государственными службами разных стран, которые осуществляются на основании международного и национального законодательств. Фитосанитарная обстановка различных стран не статична и со временем может меняться из-за различных климатических, географических особенностей, появления новых популяций и видов вредных организмов, которые могут быть и карантинными объектами. Эти объекты в разных странах не одинаковы как по видовому составу, так и по их количеству, для примера, для территории ЕЭС их количество составляет 234 объекта, в странах ЕС – 380, в Америке – более 1500, в Китае – более 500, и только наличие высокопрофессионального кадрового состава и необходимого оборудования, должная лабораторная база смогут обеспечить выявление и идентификацию некачественного, заражённого товара, а впоследствии и устранение заражённости путём осуществления карантинного фитосанитарного обеззараживания.

Тут немаловажен такой факт: в настоящий момент Российская Федерация является основным и крупнейшим поставщиком пшеницы и лесоматериалов на мировой рынок (см. справку). Соответствие этой продукции фитосанитарным требованиям стран-импортёров напрямую влияет на экспортный потенциал страны.

То есть при малейшем «проколе», пострадает как имидж стран, так и могут быть невосполнимые экономические потери. Партнёры просто откажутся от российской продукции. И тут речь, понятное дело, не идёт о провозе каких-нибудь контрабандных яблок или помидоров частным лицом (хотя и это немаловажно), а о промышленных масштабах.

Занос в страну и распространение хотя бы одного из карантинных для России объектов грозит серьёзными экономическими, продовольственными и экологическими последствиями как для территории Российской Федерации, так и Евразийского экономического союза в целом.

 

 

Что стало: частнику отдали, а ответственности нет

И вот всей этой налаженной системе контроля нанесён если не сокрушительный, то чувствительный удар. С 1 января 2018 г. в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 №206-ФЗ ст. 27 «О карантине растений» осуществление карантинного фитосанитарного обеззараживания без каких-либо ограничений проводится силами частных компаний, имеющих лицензию, в том числе и при экспортно-импортных операциях.

Идея такого «гениального» решения лоббировалась определёнными лицами Минсельхоза, Минэкономразвития и ФАС ещё с 2011 года (вспомним, кто тогда был президентом РФ). Лоббисты-младореформаторы как мантру повторяли избитые истины о демократии и развитии бизнеса.

Сразу опровергнем это утверждение. Данный законопроект не был и не мог быть направлен на снижение финансовой нагрузки на бизнес. Поскольку сами функции по обеззараживанию и лабораторной экспертизе при их передаче в «частные руки» всё равно должны были осуществляться за счёт средств собственников продукции, объектов (в соответствии с распоряжением ПР РФ от 09.03.2010 №299-р).

А уж такая «мелочь», как нарушение ряда международных законов, «реформаторов» не волновала вообще.

Вырисовывается вообще абсурдная ситуация. В соответствии с пунктом «г» статьи IV Международной конвенции по карантину и защите растений (МККЗР) в ответственность официальной национальной организации по карантину и защите растений (НОКЗР) входит обеспечение фитосанитарной безопасности страны.

Кроме того, пунктом «2г» статьи IV МККЗР определено, что в ответственность НОКЗР входит обеззараживание или дезинфекция грузов растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов, перевозимых при международном сообщении, с тем, чтобы они отвечали фитосанитарным требованиям.

В соответствии с обязательствами Российской Федерации по более чем 23 двусторонним межправительственным соглашениям и 4 межведомственным меморандумам в области карантина растений с основными странами – торговыми партнёрами (Египет, Турция, страны СНГ, Бразилия и др.) предусмотрено, что Российская Федерация несёт ответственность за обеспечение фитосанитарной безопасности экспортируемой растительной продукции.

То есть лицензию и право на обеззараживание могут получить все кому не лень, а ответственность продолжает нести Россельхознадзор и в его лице государство. А тому, кто нанёс ущерб, всё как с гуся вода.

Посмотрим на наших соседей-украинцев, которые как раз допустили частные компаний к рынку обеззараживания. Результатом такой «реформы» стал отказ Египта ещё в 2008 г. от украинского зерна в связи со значительным снижением качества экспортируемого продукта. В настоящее время продолжается поступление нотификаций в адрес Украины из-за наличия в экспортируемом зерне заражённости. Опыт крупнейших экспортёров, а именно США, Канады, Австралии, говорит, что только жёсткая система контроля проведения фитосанитарных процедур, включая обеззараживание, является гарантией выполнения требований стран-импортёров и МККЗР.

Давайте резюмируем. Дело не в недоверии к частнику как таковому. Просто карантинное фитосанитарное обеззараживание осуществляется с применением пестицидов 1-го, 2-го, 3-го, 4-го классов опасности, термическим методом, путём понижения температуры (рефрижерация) и прочее в соответствии с видами работ. Этот вид деятельности потенциально несёт в себе опасность для самих специалистов, осуществляющих обеззараживание, для людей, которые могут находиться рядом, и для окружающей среды. То есть должны быть специальное оборудование и соответствующая площадка для обеззараживания и уничтожения. Как можно выдавать лицензии, если всего этого не будет в наличии? А какой частник даст гарантию? И где возьмёт столько специалистов и соответствующее оборудование?

Осуществление обеззараживания «частными лицами» не позволяет обеспечить полноценный контроль за его выполнением. Согласно требованиям приказа Минсельхоза России от 26.12.16 №587, необходимо наличие обратной связи о проведении контроля в портах выгрузки НОКЗРами стран-импотёров и принятии такого груза как соответствующего требованиям (в силу того, что фумигация происходит в рейсе, пути следования), такое международное сотрудничество приемлемо только между НОКЗРами стран, а не с частными лицами. Также стоит не забывать, что ответственность всё равно, как это и должно быть, остаётся за государством.

А теперь представьте, какая фумигация при экспорте пройдёт в рейсе, осуществляемая частными лицензиатами? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: здесь широкое поле для коррупционной составляющей. Такая же история и с импортом. Какой-нибудь недобросовестный импортёр найдёт в реестре частника, они договорятся между собой, и в Россию придёт заражённая продукция.

Представляете последствия? Связанные с колоссальными потерями на территории страны в сфере АПК. Например, вырубка садов, заражение и засорение производственных мощностей при хранении зерновой продукции. А «решалы» останутся в выигрыше. Тем более что проверять их, согласно Закону №294, могут один раз в три года.

 

Что делать: Госдума должна срочно внести изменения в закон

Пока ситуация не зашла далёко, неравнодушные люди во властных структурах бьют тревогу. Так, депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам,первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, вникнув в ситуацию и оценив последствия,7 августа 2018 года направил письмо руководителю Россельхознадзора С.А. Данкверту, где высказал тревогу по поводу сложившейся ситуации. Было подчёркнуто, что нынешний закон может нанести реальный экономический, продовольственный и экологический ущерб Российской Федерации.

Поводом же для этого письма послужило обращение на имя Исаева крупнейшего предприятия ООО «Лес ПТЗ» от 3.08.2018 о том, что эта организация уже много лет является экспортёром лесоматериалов на мировой рынок и имеет хорошую деловую репутацию. Теперь же в связи с вмешательством «частных лиц» в карантинное фитосанитарное обеззараживание подкарантинной продукции могут пострадать не только имидж и репутация крупного предприятия, но и репутация и закрытие экспорта для РФ.

Руководство Россельхознадзора разделяет мнение Андрея Константиновича и 23 августа 2018 года официально направило в адрес Госдумы проект изменения Федерального закона №206 по п. 9 ст. 5 ч. 1, а также в ч. 1 ст. 27, в котором должно быть прописано, что «Карантинное фитосанитарное обеззараживание при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации подкарантинной продукции проводится силами подведомственных федеральному органу исполнительной власти».

Редакция «АН» присоединяется к позиции, высказанной Россельхознадзором, и также считает, что нужно внести изменения в ФЗ №206, которые необходимо как можно быстрее, уже в этом году, принять на внеочередном заседании российского парламента.

Справка «АН»

Экспорт зерна из России, а также валовый сбор имеют тенденцию к увеличению, так, валовый сбор зерна в 2013 г. составил 92, 4 млн т, экспорт в этом же году – 19 млн т, в 2015-м – 104, 8 млн т и 30, 7 млн т соответственно, в 2017-м – 134, 1 млн т и 43, 2 млн т соответственно, а за 9 месяцев 2018 года – 113, 4 млн т и 43, 6 млн тонн.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram