«АН» продолжают публикацию цикла статей, посвящённых цепочке научных открытий доктора биологических наук Валерия Зюганова, которая привела его к созданию эликсира «Леюрус Арктика плюс» (согласно ст. 25 ФЗ «О рекламе», «Леюрус Арктика плюс» не является лекарственным средством).Окончание в следующем номере...
ЗЮГАНОВ вполне плодотворно и взаимовыгодно сотрудничал с американскими полевыми зоологами – были и совместные экспедиции, и конференции, и публикации. А вот с кабинетными молекулярными генетиками равноправное сотрудничество не задалось – они оказались лукавыми и вороватыми «партнёрами».
Операция «Найти карьер»
В начале нулевых учёный получает письмо от сотрудников антиракового исследовательского центра имени Ф. Хатчинсона в Сиэтле М. Шапиро и К. Пайкель. В процессе изучения генома колюшки американцы выяснили, что по числу хромосом (46) и числу генов (около 30 тыс. локусов) колюшковые (Gasterosteidae) поразительно сходны с Homo sapiens. Идею о том, что изучение биологии сверхживучей до нереста колюшки поможет онкологам в борьбе с раком, Зюганов обосновал ещё в 1980-х. И действительно, американские биологи использовали его публикации по полиморфизму ионных каналов плазматической мембраны сперматозоидов колюшки и передали найденную московским учёным модель своим фармацевтам для разработки противораковых лекарств.
В письме была просьба показать генетикам экспериментальные популяции колюшки, которых Зюганов скрещивал в пресноводных карьерах Карелии, так как карт с координатами водоёмов в его публикациях не было. А у него уже запланирована экспедиция на Дальний Восток, но Зюганов связался с американскими генетиками, которые хотели перепроверить его результаты. Связался и с удивлением выяснил, что его просто хотят «использовать». За точные координаты водоёмов заокеанские «партнёры» платить не захотели – ни компенсации за срыв уже подготовленной экспедиции, ни грантов, ни даже совместных публикаций. Зюганов пожал плечами и поехал на Дальний Восток.
А американцы нашли биолога российского происхождения, работающего в США, – профессора Мичиганского университета А. Кондрашова.Оказалось, что он, будучи ещё студентом, слушал доклады Зюганова на коллоквиумах у Яблокова (о долгой истории научного конфликта Алексея Яблокова с Валерием Зюгановым во время их совместной работы в Лаборатории постнатального онтогенеза Института биологии развития (ИБР) им. Н.К. Кольцова АН СССР мы рассказывали в «АН» №№35–40). На Кондрашова американцы оформили мегагрант и быстро вышли на сотрудников ИБР РАН. Сотрудник на полставки в библиотеке института нашёл ту самую докторскую диссертацию Зюганова («заваленную» Яблоковым, «АН»№№39–40) и снял копию карты-схемы 30 затопленных слюдяных карьеров, куда диссертант в конце 1970-х вселял разные формы колюшковых рыб.
Далее сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) Николай Мюге поехал в Карелию, где, вооружившись GPS и спутниковыми картами Google, попытался найти эти водоёмы. Но не тут-то было. Дороги к заброшенным карьерам, куда стажёр Зюганов развозил в 1970-х годах экспериментальных колюшек в рыболовных пакетах на мотоцикле, за 30 лет так заросли березняком, что фиксер (наёмный координатор на месте событий) Н. Мюге запутался. Тогда сметливый Мюге пустился на хитрость и объявил местным поселковым ребятам, что он ученик Зюганова (который даже не был знаком с Мюге). Кто-то из поселковых вспомнил, что, будучи школьником, носил сачок за аспирантом Валеркой и простодушно показал пару ближайших к шахтёрскому посёлку карьеров. Однако, что-то заподозрив, на следующий же день рыбак, узнав телефон, позвонил Зюганову и получил совет не покупаться на байки.
Вот таким образом американцы (подключив биологов из МГУ и других московских институтов) на дармовщинку получили уникальный научный материал в виде эволюционировавших популяций колюшек из двух карьеров. В одном из них популяция была образована всего от пары особей с известными фенотипами, что для изучения молекулярной генетики быстрой эволюции практически бесценно.
Но главное, не надо забывать, что конечная цель всех этих исследований на американские гранты – разработка противораковых лекарств заокеанскими же фармацевтами. Идеи, мозги и руки – наши, а лекарства – американские, которые нам потом и покупать втридорога.
Флибустьеры от науки
Цитата (в переводе) из статьи в американском журнале PLOS Genetics за 2011 год «Fast Evolution from Precast Bricks: Genomics of Young Freshwater Populations of Threespine Stickleback Gasterosteus aculeatus» By: N. Terekhanova, M. Logacheva, A. Penin, T. Neretina, A. Barmintseva, G. Bazykin, A. Kondrashov, N. Mugue.
«Исследования трёхиглой колюшки Gasterosteus aculeatus в Белом море и его бассейне были организованы по инициативе Валерия Зюганова в 1970 году. Верхняя граница возраста морской популяции колюшки в Белом море составляет 15–18 тыс. лет, потому что раньше эта территория была покрыта льдом. В 1978 году Зюганов основал несколько изолированных искусственных популяций колюшки в заброшенных слюдяных карьерах, заполненных грунтовыми водами, путём вселения в каждый карьер производителей колюшки морских и пресноводных фенотипов по определённому плану.
Мы отловили потомков от этих производителей в 2011-м, что дало нам уникальный шанс изучить две эволюционные траектории с известных отправных точек.
В статье мы используем весь арсенал секвенирования генома для изучения 8 популяций Gasterosteus aculeatus из бассейна Белого моря, в том числе две искусственные популяции. Использование нескольких популяций разных возрастов позволяет изучать процесс адаптации локусов в диапазоне временных точек, от десятков до сотен лет, и равномерность процесса отбора. И наконец, анализ целого генома показывает подробные модели расхождения и полиморфизм в пределах выбранных локусов.
Благодарим В. Зюганова за ценные замечания на рукопись нашей статьи».
Заметим, что рукопись Зюганову перед публикацией никто не показывал.
А вот статья с сайта «Газета.Ru» (октябрь 2014 года) «Эволюция играет в Lego»:
«Маленькая рыбка, трёхиглая колюшка, наглядно продемонстрировала биологам механизм эволюции по Дарвину – изменение под давлением естественного отбора.
Учёным удалось на генетическом уровне увидеть, как организм приобретает новые признаки и приспосабливается к новой среде обитания.
Статью с результатами исследования колюшки в бассейне Белого моря группа российских учёных опубликовала в журнале PLOS Genetics. Среди соавторов работы – сотрудники созданной по мегагранту лаборатории профессора Алексея Кондрашова на факультете биоинформатики и биоинженерии МГУ, лаборатории молекулярной генетики Всероссийского научного института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), Беломорской биологической станции МГУ, Института биологии развития РАН, Института проблем передачи информации РАН.
Трёхиглая колюшка изначально живёт в море и приспособлена к обитанию в солёной воде. Но волею случая некоторые популяции оказываются в пресноводных озёрах, они там выживают, а значит, вырабатывают приспособления к обитанию в пресной воде. У них появляются некоторые изменения во внешнем облике и поведении. А в основе этих изменений лежат мутации генов, которые в новой среде рыбам не вредны, а полезны.
Колюшка оказалась прекрасной моделью, на которой удалось в реальном времени увидеть такие вещи, которые обычно изучают лишь теоретически, максимум – на бактериях.
Биологи показали, какие гены и как изменяются, чтобы колюшка могла жить в пресной воде.
Учёные секвенировали (прочитали последовательность ДНК) геном рыбок, пойманных в различных местах обитания. «Всего было изучено 8 образцов популяций, в каждом образце от 8 до 20 рыбок, – рассказывает «Газете.Ru» первый автор работы, аспирант факультета биоинформатики и биоинженерии МГУ Надежда Тереханова. – Работа над проектом началась в 2010 году на Беломорской биологической станции МГУ, а в 2012 году образцы ДНК колюшки были секвенированы». Среди них были две популяции морской колюшки, выловленные в разных местах, популяции колюшки, уже давно живущей в пресноводных озёрах; популяция из озера, которое стало пресным в течение последних 30 лет. И наконец, популяции из двух бывших карьеров, в которые колюшка была заселена человеком.
Сначала биологи сравнили геном морской и пресноводной колюшки и выявили более 18 тыс. генетических отличий. Эти отличия представляют собой одиночные замены нуклеотидов (однонуклеотидный полиморфизм, SNP)…»