Пограничники Курской дуги
№ () от 31 октября 2018 [«Аргументы Недели », Александр Григорьев ]
Недавно один из федеральных каналов провёл опрос молодых людей на улицах российских городов. Тема – что они помнят о событиях Великой Отечественной войны? Смотреть, признаться, было просто стыдно. Большинство из опрошенных не смогли вспомнить, например, в каком городе была Дорога жизни, когда фашистов отбросили от Москвы, кто такие молодогвардейцы. То, что для любого советского школьника было аксиомой: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен», то для школьника или студиоза российского – сродни уравнению с множеством неизвестных из высшей математики.
СОБСТВЕННО, такого итога – стирание памяти о величии своего народа, о его жертвенном подвиге, о подлинном интернационализме – добивались и почти добились сторонники ЕГЭ и Болонской системы, чиновники, твердящие о том, что им не нужен творец, а нужен качественный потребитель, руководители госбанков, призывающие закрывать физматшколы. И так называемые госдеятели, поощряющие доски Маннергейму на блокадных стенах Ленинграда. Добились. Но почти, не до конца…
«Аргументы недели» несколько раз рассказывали о подвиге взвода пограничников (см. Архив «АН»), которые в 1943 году на Курской дуге ценой собственных жизней сорвали контратаку фашистов. О том, что даже сегодня не удаётся добиться справедливой награды для павших героев. О том, что патриотизм, то есть настоящую, подлинную любовь «к отеческим гробам» можно воспитывать только на конкретных примерах, а не заклинаниями с высоких трибун. Такая принципиальная позиция издания позволила собрать в его стенах на круглый стол, посвящённый подвигу взвода Александра Романовского тех, кто хранит Память.
Открыл круглый стол «заслуженный генерал Советского Союза», как его или в шутку, или всерьёз называют коллеги, гениальный народный артист СССР Василий Семёнович Лановой. Он сформулировал главное:
– Сегодня фильмы, которые снимают о великой войне, не хватают за сердце, от них не перехватывает горло! К сожалению… Сколько бы я ни встречал людей, все говорят в один голос: «Советские военные фильмы смотришь и плачешь, а нынешние мимо проходят».
Я из того поколения, которое называют «дети войны». 20 июня 1941 года я, маленький, с двумя сестричками поехал к бабушке и дедушке на Украину, под Винницу. Три с половиной года я был там, на Украине, и для меня эти годы – главные в жизни до сих пор! Поэтому и лучшие песни – военные, лучшая проза – военная, лучшие стихи – военные. Сергей Орлов, почти неизвестный поэт, сочинил стихотворение «Солдату»:
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат…
Вот что с этим сравнится?
«АН» рекомендуют
9 декабря пройдёт уже ставший традиционным благотворительный концерт «Здравствуй, страна Героев!», а 21 декабря состоится «Бал Героев в Кремле».
Билеты не обязательно покупать. Их можно выиграть в розыгрыше, который проводится среди благотворителей фильма «Взвод». Его первый, но не последний этап уже состоялся. Билеты выиграли: Тимофеева Марина Фёдоровна (Новоалександровск, Ставропольский край), Антошечкина Марина Анатольевна (Нижний Новгород), Темнякова Татьяна Анатольевна (Шадринск), Куклина Елена Вадимовна (Челябинск).
Им необходимо прислать свои данные на электронную почту МОО «Парк Героев» 1945@park-geroev.ru для вручения билетов и подарочных сертификатов.
«Патриотизм» за миллиард
И действительно – почему орденоносец, лауреат премии «кровавого тирана» Сталина, а также американской премии «Оскар» Сергей Фёдорович Бондарчук навечно останется в сонме советских режиссёров-гениев со своими шедеврами: щемящими «Судьба человека» и «Они сражались за Родину»? А сын его Федя снимает лубочные «9 роту» и «Сталинград»?
Может быть, дело в ответе на вопрос: а зачем ты делаешь кино или пишешь книгу о войне? Что для тебя главное – выплеснуть боль или освоить средства, отпущенные свыше на «патриотическое воспитание молодого поколения»? Освоил? Ай, молодца, не забудь поделиться с чиновными благодетелями.
А деньги, надо сказать, для «голодных художников» немалые. С 2016 по 2020 год на четырёхлетнюю госпрограмму патриотического воспитания выделено около 1, 7 млрд рублей. Сколько «сталинградов» можно снять!
А может быть, всё дело в той неведомой человеческой вселенной, которую люди верующие называют «душа», а атеисты – «совесть»? Или в кантовском «нравственном законе внутри нас»? Те, кто не забыл этот нравственный закон, не утратил душу, умеют восхищаться и преклоняться перед подвигом.
– Только в 1996 году я, курянин, узнал, что на Курской дуге воевала целая армия пограничников! Хотя уже много лет занимался поисковой работой. Ветераны рассказали, что там погиб в одном бою целый пограничный взвод, погиб, но не пропустил фашистов в тыл. Мы восстановили списочный состав, это было тяжело, но мы нашли. Затем разыскали родственников, которые проживают на территории Украины, в странах СНГ и России. И они стали к нам приезжать. Также нашёлся и наградной лист, в котором написано: «Достоин звания Героя Советского Союза». Но вместо Звезды Героя через полгода после гибели приходит приказ: всех погибших наградить орденом Отечественной войны I степени, – в который раз рассказывает историю поиска руководитель Военно-патриотического клуба «Пограничник» Владимир Королёв. – Но как они воевали! Вместо 50 человек взвода их в том последнем бою было всего 18. Без прикрытия, без танковой артиллерии, они не только выдержали, они уничтожили около 100 немцев, подбили 3 танка... И когда их нашли, что поразило? Каждый боец был ранен по 2–3 раза, все были перевязаны. Когда закончились боеприпасы, они брали автоматы у немцев и воевали этим оружием дальше, и когда нашли их мёртвыми на поле боя, то кто-то перед смертью собирался гранату бросать, кто-то – стрелять, кто-то погиб с сапёрной лопаткой в руках. Никто не отсиживался, не умирал в воронке. Разной национальности, разной веры… Могли, наверное, отступить, отойти. Но встали насмерть и легли вместе…
– Сапёрные лопатки они достали, видимо, для того, чтобы просто в плен не попасть, потому что, если он с лопаткой, значит, в него должны стрелять или он башку разрубит. Это такое же оружие, особенно в умелых руках. Ясно, что сдаваться не собирались, и сила их в этом. Пацаны же были, мальчишки, – подхватывает вице-президент МОО «Парк Героев», Герой Социалистического Труда Геннадий Баштанюк.
Аргумент продюсера Сивушова:
«Сегодня все работают с «холодным носом»– Я НЕ ОТНОШУСЬ к продюсерам бухгалтерского типа, которые просто зарабатывают деньги. Я каждый проект стараюсь делать как единственный. Что-то получается лучше, что-то хуже, но тем не менее надо вкладывать душу. Иначе ничего не получается. Или в лучшем случае получаются комиксы.
Владимир Путин сказал, отвечая на вопрос о трагедии в Керчи «Почему так произошло?», что мы не создаём нужного, интересного, полезного контента для молодых людей. Они «едят» этот суррогат героизма, это и приводит к трагедиям. Вот почему мы вспоминаем советское кино? Как минимум половина успеха фильма – это сценарий. Я всегда в начале работы задаю вопрос: «Про что кино?» Если человек за две минуты не может рассказать, в чём его история заключается, то не стоит и начинать снимать. И это системная проблема. Ведь в советское время сценарист как работал? К примеру, жил в Доме творчества, ни о чём не беспокоясь, и вдруг, как говорится, приходило вдохновение, и он начинал писать. И только потом искал, кто будет снимать фильм. Сегодня всё наоборот, приходит сценарист и говорит: «Ты мне дай заказ, а я тебе всё что хочешь напишу». – «А у тебя что-то есть от души написанное?» – «А что, я буду просто так работать, писать бесплатно?» Вот мы и получаем результат, что называется, с «холодным носом» люди работают.
Меня в истории с гибелью взвода Романовского кроме самого подвига – восемнадцать бойцов пограничников против целого полка – зацепила её интернациональность. Сейчас, когда всё разваливается на национальные кусочки, очень важно, мне кажется, как раз показать тот интернационализм, который многим молодым людям просто непонятен. Они уже не могут понять, как и что это было. Советскому Союзу к началу войны было совсем мало лет, но как-то удалось воспитать людей так, что они даже не задумывались, кто из них какой национальности. Была одна общность. Мы уже четверть века пытаемся сложить вновь эту общность, но ничего не получается – всё разваливается, рассыпается. Для многих будет откровением в этом фильме, что они рядом – и чеченец, и украинец, и русский. Людям сейчас это трудно понять.
Любовь к Родине – не прививка от кори
Каково это – ждать близкого человека с огромной опустошающей войны? Ждать год. Два. Десять. Вот сосед вернулся после госпиталей. Вот уж из лагерей пришли попавшие в плен. А твоего всё нет… Нет в живых? Или нет в мёртвых? Только сухое казённое «пропал без вести». Сердце вещует: «А может, жив?» Разум шепчет: «Погиб». Обречённость незнания. Печаль надежды.
Сам бывший пограничник, Владимир Королёв вернул не просто память о людях, отдавших жизнь «за други своя». В несколько простых семей он вернул историю рода. Историю дяди или деда. Он поднял такие пласты человеческой породы, что только этим одним деянием искупил все грехи, которые вольно или невольно совершил в своей жизни.
– Погибший в том бою снайпер Ордабай Жургенов – это брат моей бабушки. Я его внучатая племянница. Его призвали 10 июня 1941 года, через 12 дней началась война. Он написал вначале, что поступил в снайперскую школу в Челябинске. А в 1943 году пришло письмо, что его отряд направляют в Курск. Была ещё весточка, что они прибыли в Курск, и больше писем не было. Прабабушка всегда рассказывала моей маме, что он пропал без вести, никаких похоронок мы не получали. В 1976‑м его мама, моя прабабушка, умерла, так и не узнав ничего о судьбе сына. И только в 2011 году благодаря Владимиру Фёдоровичу мы получили первую информацию из Курска, что он погиб как герой. Наши родственники приезжали в Курск из Казахстана. Привезли оттуда горсть земли и взяли домой курскую землю с места боя. Дома похоронили по нашим традициям. Это так важно, что мы увидели эти могилы, узнали, как он погиб, – в который раз благодарит Королёва Гильмира Абдарашилова.
– Ильяс Арслангереев – это дядя моего отца. Сколько себя помню, мой отец всегда искал его, писал везде. А моя бабушка и её сестра никогда не закрывали дверь, когда ложились спать, ждали его с войны. Он был единственным наследником в роду, ушёл на фронт, и сёстры его так больше и не увидели. Только несколько лет назад нас нашёл Владимир Фёдорович и пригласил в Курск. Отец и мы с моим тогда ещё семилетним сыном ездили туда. Привезли землю из Хасавюрта на братскую могилу. И домой привезли горсточку оттуда. К сожалению, папа внезапно заболел и умер. Но он узнал, как мужественно погиб его дядя, – рассказывает «АН» Жанетта Абзатова.
А её сын Адам, смущаясь, говорит: «Я решил тоже поступать в пограничное училище!» И, глядя на него, веришь: такой поступит. И станет настоящим офицером. Память обязывает.
Адама правильно воспитали. Не навязывали, не вбивали «патриотизм» в голову. Он помнит своего деда, который всю жизнь искал родственника, погибшего на войне. Он видел его братскую могилу. Он своими детскими руками брал с неё землю, политую кровью своего предка. Ему не надо прививать любовь к Родине, эта любовь всегда у него в душе.
Но что будет с детишками, которых, например, в Саратове заставляли под угрозами смотреть фильм «Крым»?! Или с учеником школы в Екатеринбурге, получившим неуд по физкультуре за то, что не отчитался о просмотре «патриотического» «Движение вверх», который разгромили все известные спортивные историки?! Патриотизм – не прививка от кори. Его нельзя впихивать насильно – через клизму приказов и указов. Или через «фильму», от которой и взрослого тошнит.
Стало модным снимать эту муть в «целях патриотического воспитания» и за деньги на него, это самое воспитание, отпущенные. А скорее всего – ради денег. Можно себе представить фронтовика Леонида Быкова, который говорит фронтовику Алексею Смирнову: «А давай мы с тобой, Макарыч, фильму про лётчиков сбацаем? Миллион дают!» ради денег снимают «В бой идут одни старики». Или артиллерист-орденоносец Анатолий Папанов торгуется «про гонорар» за роль генерала Серпилина в пронзительных «Живых и мёртвых»?
– Нынешние фильмы про Великую Отечественную войну у подрастающего поколения в сознании, в душе не откладываются. Он пронёсся, пробежал мимо него, – констатирует вице-президент МОО «Парк Героев», генерал-лейтенант, заслуженный военный лётчик, Герой России Иван Бохонко.
Архив «АН»
О ПОДВИГЕ 18 пограничников из 70-й армии НКВД, отражавших контратаки фашистов на северном направлении фронта, на котором к Курску прорывалась 9-я – самая многочисленная и мощная армия вермахта, мы подробно рассказали в материалах «Панфиловцы» Курской дуги» («АН» №32 от 16.08.2018) и «Надежда на справедливость умирает последней» («АН» №38 от 27.09.2018). Они прикрывали перегруппировку сил своего 224-го Памирского стрелкового полка 162-й Среднеазиатской дивизии на высоте около деревни Самодуровка. Против интернационального взвода, которым командовал молодой лейтенант Александр Романовский, фашисты бросили до полка личного состава и тяжёлую технику. Ребята бились до последнего патрона. Боеприпасы закончились, и они, израненные, пошли в рукопашную. Когда основные силы подошли к Самодуровке, около высотки они обнаружили своих погибших товарищей и около 100 убитых фашистов. Полк успел перегруппироваться и занять оборону, не позволив противнику ударить в тыл советским войскам.
Несколько недель спустя после того боя у Самодуровки вышел приказ о представлении всех 18 героически погибших героев-пограничников взвода лейтенанта Романовского к званию «Герой Советского Союза». Наградные листы «прошли» командиров полка, дивизии, были надлежащим образом оформлены и подписаны каждому: «Достоин звания Героя Советского Союза». Но в каких-то высоких кабинетах решили по-другому. Вместо Звезды Героя пограничники были награждены орденами Великой Отечественной войны I степени… Посмертно.
И только мы плечом к плечу…
За не круглым, но овальным большим столом в «Аргументах недели» они сидели плечом к плечу. Русские, украинцы, чеченцы, казахи. Вместе, как на той высоте у околицы деревни Самодуровка. Мусульмане и православные. Понимающие друг друга с полуслова.
– Я думаю, что при царском режиме не за царя люди умирали и не за Сталина при СССР. За веру и Отечество умирали, за Родину. Во взводе Романовского у каждого была своя малая родина, но объединялись они в одну большую общую страну, – начинает депутат Государственной думы, Герой Труда РФ Владимир Мельник.
– Великое в малом. Маленький клочок земли, маленький взводик, простые люди. Это передать надо в диалогах, в каком-то слове, в каком-то поступке, в мелочах этих, – сразу подхватывает известный сценарист Александр Поляков, который просто горит историей взвода Романовского. На глазах происходит чудо, которое мало кто обычно видит: рождение концепции сценария фильма «Взвод».
– Когда только замышляли проект, то планировали, что почти весь фильм будет война, этот последний бой. Но сейчас мне кажется, что большую часть надо сделать предвоенную. Как росли эти ребята, как взрослели, как они, такие разные, обычные, стали героями. А бой – это финальная точка их жизни, – продолжает продюсер фильма «Взвод» Анатолий Сивушов.
Итог подводит Василий Лановой: «Будем снимать в хорошем смысле советское кино!»
В 2018 году «Оргкомитет по увековечению памяти взвода Рома-новского» подписал Соглашение с Межрегиональной общественной организацией «Парк Героев» о совместной деятельности по увекове-чению памяти пограничников.
Недавно МОО «Парк Героев» выступила с инициативой создания полнометражного художественного фильма о героическом взводе Романовского. Сейчас объявлен сбор средств на создание фильма, средства будут собирать всем миром, это будет, что называется, на-стоящий народный проект.
Пожертвования на создание фильма можно перечислить по банковским реквизитам:
Межрегиональная общественная организация «Парк Героев» (МОО «Парк Героев»).
ИНН 9723013664,
КПП 772301001,
ОГРН 1177700003634,
р/с 40703810438000006546 в ПАО СБЕРБАНК г. Москва,
к/с 30101810400000000225,
БИК 044525225