Чем лечит правительство
№ () от 10 октября 2018 [«Аргументы Недели », Константин Гурдин ]
Россия вышла на 14-е место в мире по расходам на лекарства. По расчётам аналитиков, в 2017 г. население купило в аптеках примерно 5 млрд упаковок различных лекарств, то есть ни много ни мало по 34 на каждого. Скрепя сердце за них отвалили 1, 3 трлн рублей. Траты на таблетки заметно больше расходов на бытовую технику или культуру и отдых, в два раза превышают расходы на кафе с ресторанами. Больше из нашего кармана уходит только на питание и ЖКХ. При масштабах нашей экономики, которая седьмая на планете, по таблеточным расходам у нас, по сути, крупный недобор, ровно двукратный. Увы, не потому, что мы необычайно здоровые – народу часто лечиться не на что.
Таблеточные бунты
Кризис, который пятый год всё не кончается, многим ударил по нервам. Люди на автомате потянулись за таблетками и обнаружили, что лекарства сильно подорожали. Минздрав насчитал 30%-ное повышение цен с 2014 по 2018 г., хотя цифра явно занижена, примерно в два раза. Точную разницу подсчитать нетрудно: в 2014 г. таблеточные траты населения составляли 800 млрд руб., то есть на 63% ниже прошлогодних.
Доходы при этом практически не росли, так что проблема серьёзная, таблетки всё недоступнее. В правительстве пытались поначалу делать вид, будто придумывают какой-то выход. В итоге к октябрю 2018 г. идею хоть как-то помочь населению с тратами на таблетки[end_short_text] не просто отодвинули в дальний угол, на неё откровенно «забили».
Вместо этого на уровне вице-премьеров пошли разговоры об отмене льготного НДС на лекарства, хотя всем понятно, это автоматом резко повысит цены. Вдобавок, как выяснилось на днях, с начала 2018 г. правительство тихой сапой круто сократило бюджет на закупку лекарств для льготников. Как оказалось, в первом полугодии в целом расходы по этой статье упали на 7%, по самой чувствительной программе. Как следствие – врачи в госклиниках начали массово жаловаться на острый дефицит препаратов. Пока ответ сверху, из Минздрава, один: до 2020 г. улучшений не ждите.
Надо сказать, признак плохой. Если даже на эту тему, весьма непростую, правительство втихую положило известно что, выходит, ему вообще всё равно, что творится с населением.
Конечно, с подорожанием наверху пытались бороться, по крайней мере напоказ. Правда, методы выбирали странные, чаще всего вину за рост цен пытались свалить на аптеки, которые давно стали традиционным стрелочником. Конечно, и у стрелочника рыльце в пушку, наценки в аптечных сетях часто действительно адские. Нет сомнений, что покупателям нередко сознательно втюхивают и самые дорогие препараты. Но не стоит путать следствие и причину. Разнобой в государственных головах по этому вопросу давно дошёл до предела. В то время как одни вице-премьеры громогласно призывали нещадно закрывать аптеки за непомерное завышение цен, другие собирались помогать им за государственный счёт, выделяя льготные кредиты так же, как банкам.
Самую поразительную позицию по аптечному вопросу занял Минздрав. На Всероссийском съезде работников фармацевтической индустрии бессменный руководитель Минздрава с 2012 г. В. Скворцова в который разчуть не довела часть медиков до инфаркта. Она огорошила заявлением, что аптек в РФ слишком много. В доказательство привела такие цифры, мол, в США и Европе их по одной на каждые 4–5 тыс. человек, тогда как в России одна на 1, 5 тысячи. Вроде что тут плохого, много – не мало, конкуренция ещё никому, кроме продавцов, не вредила. Тем не менее министр договорилась до того, что призвала законодательно ограничить число аптек. То есть урезать в количестве и не пускать на рынок лишних людей. Просто мечта любого монополиста. После этого одному из сидевших с ней в президиуме участников стало плохо, Вероника Игоревна не растерялась, ринулась оказывать ему первую помощь, трансляцию заседания прервали.
Эта история ясно говорит о состоянии умов и уровне понимания реальных проблем некоторыми членами кабинета министров. Главное, В. Скворцова банально крупно ошиблась. Хвастаться обгоном Америки было весьма преждевременно. Неизвестно, что ей читали в качестве курса экономики в московском Втором меде, который она окончила в 1985 году. Но с цифрами дама давно не дружит. Эксперты в один голос опровергают выкладки министра. «Откуда у нас возьмётся одна аптека на 1, 5 тысячи человек? В этом случае в России их должно быть 95 тысяч. В реальности их в три раза меньше», – говорит глава Всероссийской ассоциации аптечного бизнеса Н. Круглов.
Тайные сети
«АН» проверили данные. Аптек в России действительно оказалось не 100 тыс., а только 33 тысячи. Правда, работают 23, 2 тыс. аптечных киосков. В любом случае Скворцова промахнулась в два раза. Вот и верь после этого вообще хоть каким-то данным Минздрава.
Зато реальные проблемы ведомство проспало. В стране хватает аптек в крупнейших городах, но с ними очень плохо на селе. За пределами городов их только 5, 5 тыс. плюс 6, 5 тыс. киосков. С учётом того, что в России более 133 тыс. деревень и сёл, выходит по одной аптеке на 11 сельских пунктов. Это в прямом смысле аптечный вакуум.
Да и перекосов по регионам немало. Скажем, на всю Карелию, где живут 633 тыс. человек, только 200 аптек (плюс 68 киосков). В Мордовии, Владимирской и Курской областях аптек тоже только около двух сотен. В Костромской области при населении 654 тыс. человек аптек вообще всего 140. И это не антирекорд, в 1, 136‑миллионной Рязанской области 107 аптек. Получается одна на 10, 5 тыс. населения. На Алтае 50 аптек на 214 тыс. человек. На весь Дальний Восток 1, 2 тыс. аптек, на Урале – 2, 2 тысячи. В то же время в одной только Московской области этих заведений 1, 3 тыс., в Краснодарском крае – 1, 7 тыс., в Ростовской области – 1, 5 тысячи. В общем, с лекарствами где густо, где просто шаром покати.
Теперь самое интересное. Который год чиновники заявляют, мол, в целях борьбы с завышением цен надо создавать государственную сеть дешёвых аптек. Коллективными усилиями на свет явилась идея, мол, необходимо открыть 18 тыс. новых аптек. И если бы на селе! Разумеется, это потребует сумасшедших вливаний из госбюджета, чем, видимо, идея для многих и привлекательна. Как объясняют эксперты, чтобы открыть аптеку, даже очень скромную, на оборудование и ремонт придётся потратить не менее 1 млн рублей. Помножим на 18 тыс., получим годовой бюджет крупного региона.
Ясно, многие на это облизываются. Одна незадача – такая сеть уже существует. Потому что, как выяснили «АН», 34% аптек в России остались в государственной собственности. Например, в Ростовской области 115 муниципальных аптек, в Новосибирске действует госсеть из 57 аптек и 39 пунктов, в Екатеринбурге таких аптек 20, в Башкирии с советских времён сохранилась огромная государственная сеть «Башфармация» и т.д.
Система давно сложилась, всем участникам очень удобно. Торговые точки, поскольку они государственные, получают льготы по аренде и прочие административные плюшки. Местные власти рассказывают подопечным жителям сказки про социальную помощь. На деле госаптеки вообще ничем не отличаются от обычных коммерческих заведений. За одним исключением. Как оказалось, только у госаптек есть право продавать наркосодержащие препараты из особого списка. Впрочем, госбизнесу это скорее вредит, поскольку надо крупно тратиться на спецоборудование и вневедомственную охрану.
Что касается мифических социальных функций, то наценки в госсети такие же гигантские и остальные методы теневого аптечного бизнеса точно такие же. Некоторым из государственных аптек статус совершенно не мешает драть с покупателей три шкуры. В Ульяновской области в ходе проверки аптек прокуратурой самые крутые наценки на лекарства из жизненно важного списка выявили именно в государственной сети. В Астраханской области и прокуратуры не нужно. Там сеть таких аптек сохранили для обслуживания льготников, но залы пустуют. «В государственных аптеках выбор хуже и дороже абсолютно всё», – объясняют местные жители.
Что в результате? Что касается цен, сбить их таким способом нереально. Треть аптек и так государственные, это не помогло никому.На деле есть только один рабочий рецепт. Зачем строить новые аптеки, если в них будут продавать всё те же дико дорогие импортные препараты всё с теми же нечеловеческими наценками. Нужно бороться не с выдуманным дефицитом аптек, а с реальным дефицитом дешёвых лекарств. Нужен удар по монополизму поставщиков и перекупщиков. Прежде всего как базу надо создать нормальное отечественное производство современных препаратов. Дело не особо сложное, подобные задачи успешно решили Китай и Индия. Только тогда возникнут условия, при которых даже 10% накрутки на лекарства станут немыслимо высокой прибылью. Заодно не помешает крепко огреть по рукам чиновников и прочих регуляторов, хорошо присоседившихся к аптечному делу. Иначе так и будут считать неправильно и в свою пользу.