Не секрет, что в Сахалинской области в силу исторических особенностей проживает множество национальностей – русские, корейцы, нивхи, буряты, татары, ульта и многие другие. Как стало известно редакции «АН на Сахалине», в прошлом году была зарегистрирована ещё одна национальность – ульчи. На сегодняшний день представителей этого народа всего двое на Сахалине – Анжелика Лазутина и её сын. Мы решили узнать, как они попали на остров, сохраняют ли традиции предков и какова их жизнь сегодня.
Совершеннолетие на островах
Вы действительно единственные ульчи на Сахалине?
Когда я проходила регистрацию в ассоциации КМНСС (Коренные малочисленные народы севера на Сахалине), мне сказали, что мы с сыном – единственные представители своего народа на острове. Возможно, есть ещё ульчи, живущие в отдалённых районах, которые просто не зарегистрированы. Но, по официальным данным, нас на острове двое – я и мой сын. Регистрацию я проходила в прошлом году.
Как вы попали на Сахалин? Где родились?
Сама я дальневосточница, родилась в селе Мариинском Хабаровского края, это между Комсомольском и Николаевском, низовье Амура. Там нас побольше, чем на Сахалине. Здесь больше нанайцев и других народов севера. Первый раз сюда я приехала в 17 лет, просто посмотреть город. Я тогда дружила с парнем, сам он был с Сахалина, и первый раз пригласил меня сюда, в гости. Раньше на территорию области въезд был ограничен, можно было приехать только по приглашениям. Я приехала, посмотрела, мне очень понравился город. И через год я окончила учёбу и переехала сюда окончательно, на постоянное место жительства. Здесь очень красивая природа, которая сразу меня покорила. Замечательные люди – добрые, отзывчивые. На Сахалине я сразу почувствовала себя дома, здесь мне комфортно. Это было в начале девяностых, я только окончила училище. Теперь мне 45 лет, я работаю мастером ногтевого сервиса в салоне красоты, хотя училась на повара-кондитера. Поработала, мне не понравилось, переключилась. Работаю уже лет десять.
Теперь на родине нас тоже не очень много. Я уже плохо помню ту жизнь, обычаи, потому что это было давно – я была маленькая. Насколько я помню, разговаривали мы не на русском, а на своём языке. Хотя этому языку нас никто никогда не учил, потому что школ у нас никаких не было. Мы сами учились, все передавалось от родителей детям. Мама у меня была ульчи, а папа – русский. И я уже не помню тот язык, но тогда я его понимала, хоть и не разговаривала на нём. Мама владела этим языком, общалась на нём с другими. Если у русских принято всё передавать по отцовской линии, то у нас всё передаётся по матери – национальность, язык и так далее. Несмотря на это, никаких конфликтов и столкновений на почве культурных различий у нас в семье никогда не было.
Уезжать не хочу
Не было ли мысли уехать к родным, своему народу?
Нет, у меня такой мысли никогда не возникало. Там, где я жила раньше, делать нечего. Там и раньше была деревня, а сейчас совсем глушь. Раньше хоть мастерские были, люди занимались ремёслами, могли прокормиться. А теперь ничего этого не осталось. Там абсолютно нечем заняться. Я всегда хотела попасть в город, жить в этих условиях. Здесь мне всё понравилось, и я, не задумываясь, переехала. О своём решении я никогда не жалела и рада, что теперь живу на Сахалине.
Почему вы остались на острове? Не было ли сложностей?
Разумеется, сложности были, как у всех. Например, здесь очень тяжело с жильём. Цены на недвижимость высокие. Это касается и приобретения собственного жилья, и аренды квартиры. Очень дорого. У меня до сих пор нет собственной жилплощади. Не знаю почему, но мне очень нравится здесь жить и я бы не хотела уезжать куда-то ещё. Меня сестра сейчас зовёт в Хабаровск, но я не хочу. Там и родственники, но меня туда не тянет. Не нравится и погода – зимой слишком холодно, летом очень жарко. На Сахалине всё-таки климатические условия совсем другие.
Бываете ли вы на родине? Когда были в последний раз?
Да, если получается, я езжу в гости к своим родным. Не каждый год, но по мере возможности. Последний раз была года четыре назад. У меня там живут сестра, племянницы, одноклассники. Из всех я одна здесь на Сахалине. Они тоже приезжают в гости, недавно была сестра. Им здесь тоже нравится, особенно природа. Всех удивляют сахалинские лопухи, которые очень большие по своим размерам, и их ещё и есть можно. Это удивительно.
Ульчи или метисы
Сохраняете ли вы какието традиции?
Я не очень помню традиции, можно сказать, что ничего не сохраняю. Я и вступила в организацию КМНСС, так как мне хочется поучаствовать в развитии своей народности. Но работа тоже есть работа, есть не так много свободного времени, как хотелось бы. Большую часть отдаёшь работе, но, как только будет появляться свободное время, хотелось бы содействовать, помогать, чтобы на Сахалине знали, что есть такой народ. У нас все в основном занимаются рыбой. Раньше шили национальные тапочки, велась продажа. В 90-х это всё закрыли. Раньше у ульчей была хотя бы какая-то возможность заниматься ремеслом, своя мастерская. Там и русские работали. Были национальные праздники – борьба, байдарки. Сейчас сохранились некоторые традиции – день рыбака, кормления духов морей. Со временем народ забывает о традициях, ведь сейчас совсем другой ритм жизни. Сейчас все работают, чтобы прокормиться, на другое времени нет. Мама у меня занималась пошивом унтов, только здесь их делают из оленей, а у нас из коров. Верили в духов, поклонялись им, устраивали раздачи, чтобы их накормить. Когда я приехала сюда, я стала православной. Сознательно пришла к этому. У нас нет никаких запретов, мы свободные люди.
Жизнь у коренных представителей нашего народа короткая, очень мало долгожителей. Это связано с экологией и уровнем жизни. Они занимаются сыроядением, ремёслами, всё делают руками, носят на себе воду, дрова. Это очень тяжело.
Собирается ли сын продолжать род, жениться на девушке своей народности или такой цели нет?
Сейчас сыну 26 лет. Он тоже состоит в этой организации, занимается музыкой. Он отучился на юриста, но по профессии работать не получилось. Он не задаётся такой целью – продолжить род ульчей. Тем более здесь мы их пока не встречали. На родине он был, но ему там не понравилось. У нас сейчас в основном все метисы – коренных ульчей сейчас практически нет.
Справка
Круглогодичное рыболовство – главная отрасль традиционного хозяйственного комплекса ульчей. Наибольшее значение имела добыча проходных лососей.
Ульчи вели оседлый образ жизни, жили в небольших селениях, состоящих из двух – пяти домов. В селениях располагались как зимние, так и летние жилища. Старинное зимнее жилище хагду — наземное каркасное сооружение из столбов и брёвен с двускатной крышей без потолка с земляным или глиняным полом. Дом отапливался двумя кановыми очагами. В сильные холода пользовались также большими металлическими жаровнями на трёх ножках с горящими углями. Характерная особенность зимнего ульчского жилища наличие «собачьего стола» уйчэу – низкого помоста, на котором кормили ездовых собак.
Основу питания составляла рыба. Зимой основную роль играла юкола. В больших количествах запасали на зиму рыбий жир, его хранили в калужьих или сивучьих пузырях. Широко употреблялась и употребляется сырая рыба. Мясо диких животных в рационе появлялось нерегулярно. Потребление медвежьего мяса регламентировалось религиозными воззрениями. Ритуальный характер носило употребление в пищу и мяса ездовых собак. Существенным подспорьем в питании были дикорастущие растения: черемша, сарана, крапива, полынь, дикий лук, жёлуди, лишайники и другие. Широко употреблялись в пищу различные ягоды, орехи, древесные грибы.