Всемирная федерация ассоциаций прямых продаж (WFDSA) в этом году отмечает сорокалетний юбилей. Как всегда, в большие юбилеи, принято подводить итоги и говорить о будущем. Магнус Брэннстром, Председатель Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж, посетивший Москву с краткосрочным визитом, рассказал, по каким причинам прямые продажи становятся особенно актуальными сейчас, в эпоху доступности информации и избыточного предложения товаров и услуг. Он также объяснил, почему Интернет является не угрозой, а благом для индустрии и как занятость в области прямых продаж вписывается в современные тренды рынка труда.
Кор.: Всемирная федерация ассоциаций прямых продаж существует уже 40 лет. Каковы основные задачи организации? В чем Вы видите её главную миссию?
М. Брэннстром: Всемирная федерация ассоциаций прямых продаж была создана в 1978 году. Сегодня это - ведущая неправительственная организация, представляющей интересы индустрии в мире. Организация является мощным ресурсом для своих членов по обмену опытом ведения и развития бизнеса, включая маркетинговые, организационные и другие отраслевые аспекты.
Очевидно, что мир становится все более открытым. Компании, потребители и независимые распространители должны быть уверены в возможности работать и получать одинаковый сервис в разных странах. Разработка и внедрение высоких этических стандартов отрасли в разных странах является главной задачей Всемирной федерации. С этой целью был разработан и принят в 1985 году Этический кодекс, соблюдение которого является обязательным для всех членов национальных ассоциаций прямых продаж. Этический кодекс постоянно обновляется, совершенствуются и актуализируется. В случае нарушения этического кодекса и возникновения претензии у, конечного потребителя, независимого распространителя или компании, они могут обратиться в национальную ассоциацию прямых продаж или к Администратору кодекса ассоциации. Если в какой либо стране нет ассоциации прямых продаж или компания не является ее членом, то в соответствии с экстерриториальным принципом Этического кодекса WFDSA претензия может быть направлена в ту национальную ассоциацию прямых продаж, где расположен головной офис компании.
В настоящее время люди стремятся к большей свободе в организации собственной занятости: они хотят сами регулировать свой график, сами определять для себя объем работы и использовать рабочие часы максимально эффективно. Мультизанятость - один из основных трендов американского рынка труда. И я думаю, что это актуально и для других стран. Человек хочет зарабатывать больше. Он хочет чувствовать себя уверенней и иметь несколько источников дохода. Смещаются акценты еще и в сторону значимости частной жизни. Женщины хотят и заниматься семьей, и зарабатывать. Все эти возможности обеспечивает занятость в сфере прямых продаж.
Я рассказываю обо всем этом очень подробно потому, что, если говорить об основной миссии организации, то здесь мне очень импонирует девиз российской Ассоциации прямых продаж – «мы работаем с людьми и для людей». И это, действительно, так. Мы разрабатываем рекомендации, как вести бизнес таким образом, чтобы все участники процесса чувствовали себя комфортно, мы следим, чтобы эти рекомендации соблюдались, мы даем людям возможность заработка и самореализации в удобном человеку формате без финансовых рисков, мы обучаем, мы поощряем за успехи, а также за благотворительную и социальную активность. Мы работаем с людьми и для людей.
Кор.: Расскажите подробнее о деятельности Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж. Какие мероприятия Вы проводите? На какую аудиторию они рассчитаны?
М. Брэннстром: Всемирная федерация ассоциаций прямых продаж – это сообщество 62 национальных ассоциаций. Конечно, в основном, деятельность направлена на поддержку и развитие деятельности национальных ассоциаций в разных странах. Например, в России специальной наградой WFDSA была отмечена программа по поддержке и обучению потребителей, в рамках которой проводились конференции «Предприниматель и потребитель - шаги навстречу». Мы готовы оказывать консультативную помощь и поддержку для формирования национальной ассоциации прямых продаж, как это сейчас происходит в Китае, где индустрия очень активно развивается и где и для ее участников требуется механизм саморегулирования. Недавно были разработаны специальные рекомендации WFDSA по представлению индустрии прямых продаж, основанные на восприятии индустрии разными целевыми аудиториями, которые получат все национальные ассоциации и смогут использовать в своей работе. Постоянно идет работа над Этическим кодексом. Раз в год проводится Общее собрание всех членов Всемирной федерации, в котором участвуют первые лица национальных ассоциаций прямых продаж.
Кор.: Если говорить о мировом рынке прямых продаж: на какие страны приходится основная доля рынка? Какие факторы, по Вашему мнению, обеспечивают развитие отрасли в этих странах: законодательные аспекты, особенности национального менталитета, общая экономическая ситуация, что-то еще…
М. Брэннстром: Объем мирового рынка прямых продаж составляет 182,6 млрд. $. Рынок растет, в этом году зафиксирован рост на 1,9%. В индустрии вовлечены порядка 107 млн. человек – это как независимые распространители, так и лояльные покупатели. Если говорить о территориальном разделении рынка, то 33% приходится на США, 20% - на Европу, 46% - на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Если говорить о странах, то лидер – США. Вообще, метод прямых продаж - это, своего рода, воплощение американской мечты. Человек сам от себя зависит и может добиться успеха, начав с «0». Но я думаю, что этот метод имеет большие возможности и в других странах. Например, во Франции этот метод очень популярен, и существует огромное количество компаний, особенно небольших, реализующих свою продукцию таким образом. В Японии очень разные категории товаров распространяются этим методом. Метод прямых продаж популярен и в тех странах, где экономическая ситуация нестабильна. Все больше молодых людей старается жить таким образом, чтобы минимально зависеть от внешних рисков. Безусловно, прямые продажи не могут полностью обеспечить эту независимость – общая экономическая ситуация здесь важна. Но они могут ее минимизировать, поскольку объем заработка и возможности роста каждый в индустрии обеспечивает себе сам.
Кор.: Каким Вы видите будущее прямых продаж в эпоху цифровых технологий? Какие преимущества это дает? Представляет ли развитие и распространение Интернета угрозу для отрасли?
М. Брэннстром: Я не считаю Интернет угрозой рынку. Наоборот, это наше преимущество. И мы должны не опасаться развития Интернета, не закрываться от него, а найти способы использовать этот канал для увеличения продаж. По большому счету, что такое метод прямых продаж? Это покупка товара по рекомендации человека, которому ты доверяешь. Учитывая общую обезличенность массовой торговли, метод прямых продаж здесь обладает огромным преимуществом. В сложных продуктах, где важен эффект применения, а не стоимость – например, крем, рекомендация очень важна. Поэтому компании, распространяющие продукцию через рекомендации, имеют большое будущее. Это своего рода консалтинг, способствующий осознанному выбору и потреблению. В этом плане, метод прямых продаж во многом, опередил время. И Интернет здесь только в помощь, он расширяет возможности.
Кор.: Вы много лет работаете с Россией. Пожалуйста, расскажите о Ваших впечатлениях. Как Вы думаете, если говорить о ведение бизнеса здесь, какие факторы делают этот процесс более простым, чем в других странах? Что осложняет этот процесс? По Вашему мнению, бизнес-климат становится лучше или хуже? Или остается неизменным?
М. Брэннстром: Я приехал в Россию в 1992 году. Это было особенное время в России, несравнимое ни с чем. Этика поведения людей в бизнесе была на очень низком уровне. Действовали одновременно старые и новые законы. Было много юридических проблем. Было сложно вести бизнес, во многом потому, что от коммунизма осталось ощущение, что любой предприниматель – это капиталист, который обогащается несправедливым образом. Во многом это определяло обилие контрольных функций государства и налоги. Сейчас ситуация стала намного лучше. Но, на мой взгляд, она может быть еще лучше. Пока предприниматель в России не может чувствовать себя уверенно. И это препятствует развитию бизнеса. Если это крупная компания, с большим штатом юридических и финансовых специалистов, то они могут решить проблемные ситуации. Если это компания небольшая, или индивидуальный предприниматель, то вести бизнес сложно.
Во всех странах есть потенциал. Если мы освобождаем людей и даем им возможности для развития, прозрачные правила, то и они могут большего добиться и при этом будут более ответственно себя вести. Все страны предпринимают действия, чтобы улучшить жизнь своих людей. Но те, которые делают на этом фокус, смогут впоследствии добиться большего. Я был на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге в этом году. В этом плане, мне очень импонировало выступление Владимира Путина. Он очень много говорил об экономической реформе, о повышении уровня жизни в России. Он заметил, что это не так легко. Но то, что на этом был сделан акцент, представляется мне очень важным и позитивным.
Если говорить об основных преимуществах России относительно прямых продаж, то я вижу здесь большие возможности для роста. Во-первых, это большая страна, и большая численность населения. Во-вторых, это высокий уровень образования – люди очень быстро учатся новому, воспринимают информацию. Безусловно, хотелось бы большей предсказуемости в бизнес-сфере именно для индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса.
Кор.: Какие вызовы Вы видите для развития бизнеса в России и мире? Как Всемирная федерация ассоциаций прямых продаж работает с этими вызовами?
М. Брэннстром: Вызовы для бизнеса в России и мире довольно схожи. Это экономическая стагнация, которую мы все сейчас наблюдаем. Политика влияет на экономику. Экономика влияет на прямые продажи. Очень много компаний в России работают с импортом. Компании – производители часто импортируют ингредиенты. Стоимость рубля заметно снизилась с 2012 года. Покупательская способность падает. Если говорить о статистике в рублях, то по итогам года оборот компаний – членов Ассоциации прямых продаж России увеличился на 6,9%, превысив 130 млрд. руб. Это чуть выше инфляции, но не взрывной рост. Когда происходит кризис, и люди теряют работу, они начинают искать дополнительные возможности заработка. Поэтому многие приходят в прямые продажи чтобы заработать. Часть людей приходит, чтобы больше покупать со скидкой. Мы это видим. Когда начнется отток из индустрии, значит, кризис закончился. Это индикатор – те, кто пришел за дополнительным заработком или в целях экономии – они уходят. Пока этого не происходит.
Кор.: Пожалуйста, расскажите немного о социальной ответственности компаний, вовлеченных в индустрию прямых продаж. Каков их вклад в улучшение жизни людей в мире? В создание комфортной среды там, где локализован их бизнес?
М. Брэннстром: Я думаю, что прямые продажи как метод, сами по себе, похожи на благотворительную акцию. Компании дают возможность людям начать свой бизнес - без образования, без инвестиций, без знаний. Компании обучают этих людей, поощряют их за успехи. Это особенно важно для социально незащищенных групп населения – для женщин, которые получают свободный график, возможность заниматься семьей и зарабатывать, для пенсионеров и людей, которым тяжело устроиться на работу. Несмотря на это, все компании, входящие в национальные ассоциации прямых продаж, активно занимаются социальной работой. Виды социальной активности можно разделить на две большие группы - это помощь и поддержка людям, как правило, нуждающимся в социальной поддержке, и защита природы. Выбор стратегии, как правило, зависит от предпочтений владельцев компаний. Почему компании это делают? Я думаю, что это происходит потому, что метод прямых продаж основан на личностном факторе, это, во многом, образ жизни. В эту сферу приходят люди активные, небезразличные к тому, что происходит вокруг. И этот образ жизни предполагает активную социальную и гражданскую позицию. Это бизнес, но бизнес очень личностный, ориентированный на людей, работающий «с людьми и для людей», чтобы условия их жизни становились лучше.