> Боление за народ - Аргументы Недели

//Общество 13+

Боление за народ

№  () от 20 июня 2018 [«Аргументы Недели », Сергей Рязанов ]

Фото АГН «Москва» / К. Зыков

Чемпионат мира по футболу – большой праздник, но и в праздник нельзя забывать о насущных проблемах страны, считает писатель и депутат Госдумы Сергей ШАРГУНОВ. «АН» обсудили с собеседником острые темы: рост цен, повышение пенсионного возраста и НДС, отъём детей, бездомность взрослых сирот, а также труднодоступность российского гражданства для русских людей из соседних республик.

– НЕВОЗМОЖНО начать разговор не с футбола…

 – Смотрю, болею, радостно хлопаю в ладоши, кричу, подпрыгиваю (смеётся). Меня позабавила болезненная реакция некоторых российских… уже даже не политических, а экзистенциальных нигилистов, которые набросились в Интернете на своего пастуха за его радость по поводу победы нашей сборной. Они считают, что матч куплен или что всё это шняга и похабщина. Мол, проклятая Россия на чемпионате в итоге огребёт. Безумная реакция.

– Хотелось бы, конечно, верить, что не огребёт. Но вообще футбольный климат в стране огорчает: состязание российских клубов заключается не во взращивании наших игроков, а в том, кто купит легионера подороже.

– Увы. Радует, что за сборную играют те, кто родился и вырос в России, – у нас в команде только один натурализованный иностранец. Безусловно, спортивные достижения страны определяются массовым спортом. Мастерство наших спортсменов зависит от[end_short_text] ширины охвата. Необходима сеть детских кружков для выявления и поощрения талантов, в противном случае потенциально гениальные футболисты рискуют зачахнуть в безвестности, подобно неогранённым драгоценным камням. Это, кстати, относится не только к спорту: наши школьники выигрывают мировые физико-математические олимпиады – представляешь, что будет, если увеличить финансирование этой сферы?

Однако боление за страну должно касаться не только международных состязаний, но и самых насущных проблем. Они не отпускают. Совсем недавно я побывал во Владивостоке, где на центральной площади объявили голодовку шестеро взрослых сирот. В России порядка 250 тысяч выпускников детских домов не имеют своего угла, крыши над головой. Владивостокские чиновники испугались резонанса и предоставили этим шестерым какое-то временное жильё. Остальным 250 тысячам по всей стране надо действовать так же? Боль, беда. Премьер Медведев сказал мне, что правительство «будет искать возможности». Кстати, без прописки родители не могут получить пособие по уходу за ребёнком. Ну не маразм ли?

– Сейчас в связи с чемпионатом мира мне вспоминается древнеримский лозунг – «Хлеба и зрелищ!». Пока мы заняты зрелищем, государство отбирает у нас «хлеб насущный»: повышение акцизов на бензин привело к его подорожанию для россиян, в Госдуму внесены законопроекты о повышении НДС и пенсионного возраста до 63 лет для женщин и до 65 лет для мужчин…

– И неслучайно эти крайне непопулярные новшества проталкиваются на таких скоростях именно теперь, когда невозможны акции несогласия (таков особый порядок проведения чемпионата мира). Миллионы людей ждут выхода на пенсию, и особенно ждут те, кто не имеет нормальной работы и не найдёт её ни в какой перспективе: как известно, пожилых на работу берут редко. Усилится борьба возрастов – пожилые станут препятствовать молодым, чтобы держаться за должность до последнего. И наоборот, пожилых будут брать на работу ещё неохотнее, чем сейчас. Продолжительность жизни сократится ещё сильнее, потому что она напрямую зависит от обеспеченности.

Изыскиваются любые возможности, чтобы выудить последние деньги из обездоленных подданных. Отношение к людям жесточайшее, происходит отцеживание последних монеток. При том, что даже мизерные официальные показатели зарплаты часто не равны тем суммам, которые на самом деле получают провинциальные жители (в действительности человека на работе переводят на пониженную ставку, и он вынужден согласиться на это). Самая настоящая бедность! Люди не видят для себя никакого будущего.

А многие, повторю, и вовсе не имеют работы. На примере четырёх сибирских регионов, которые я представляю в Госдуме, мне прекрасно видно, что такое массовая безработица, не зафиксированная официально. Жить на пособие невозможно, оно ниже даже того клоунского прожиточного минимума, который заявлен. В итоге чиновники отнимают детей у родителей. У нормальных родителей, которые не пьют, не курят и не виноваты в своей бедности.

– Отнимают из благих побуждений?

– Часто нет. Во-первых, ювеналы гонятся за отчётностью. Во-вторых, образовалась своего рода мафия между ювеналами и недобросовестными сотрудниками детдомов (увы, там работают не только подвижники). На каждого ребёнка детскому дому выделяют деньги – и никто не выясняет, на что они тратятся. Таким образом, из запихивания ребёнка в детдом можно извлечь выгоду. И ведь придираются даже к благополучным семьям! Александр Орехов в Приморье взял детей из приюта – как же его «кошмарили»! Мол, у него в квартире обои не того цвета. Бред полнейший. К счастью, в этой ситуации справедливость восторжествовала.

Особенно пугает то, что эти ювенальные тройки произвола могут заявиться к тебе и отнять ребёнка до решения суда. Им, видите ли, что-то показалось. Охота на ведьм и ведьмаков, святая инквизиция. А если говорить о неблагополучных семьях, которые у нас – массовое явление, то задача государства должна заключаться не в том, чтобы разрушить их, а в том, чтобы им помочь. Кстати, о проверках цыганских таборов с детьми я ни разу не слышал.

– Охота на ведьм – твоя постоянная тема. В ходе последней прямой линии президента ты задал ему вопрос о политических преследованиях.

– Да, людей сажают за «лайки» и «репосты» в Интернете, за протестную деятельность. Дело движения «Новое величие», дело Юрия Мухина и его сторонников… Это совершается опять же для отчётности, для галочки. Если есть уголовная статья об экстремизме, то по ней надо кого-то сажать.

– Другая твоя тема – гражданство для соотечественников.

– Президент давно уже даёт указания, чтобы получение гражданства для соотечественников было упрощено. В ходе прямой линии он сказал, что ему стыдно за ФМС. Я общался с руководством этого ведомства: приятные люди, производят хорошее впечатление, говорят, что обеими руками «за», но, когда дело доходит до конкретных ситуаций, выясняется, что ничего сделать невозможно. Будто бы невозможно. Михаил Елизаров – блистательный писатель родом с Украины, получивший премию «Русский букер», – ездит отмечаться в Калугу и просит меня не воспроизводить то, что он выслушивает от чиновников. Украинский беженец Володя Корнилов – завсегдатай российских политических шоу, один из главных говорящих персонажей нашей политической эстрады – при встрече спрашивает у меня: будут ли трудовые льготы для донбассовцев? Таких людей – тьмы, и тьмы, и тьмы.

А чего стоит депортация ополченцев на расправу украинцам! Николая Трегуба я сумел защитить, ему предоставили временное убежище, но сколько мне это стоило! Если у людей имеются сердца и мозги, они всегда помогают своим. А если нет ни того ни другого, то получается такая вот безжизненная бюрократия, которая ни за что не отвечает. Я внёс в Госдуму все необходимые законопроекты – и по трудовым патентам, и по политубежищу, и по упрощённому гражданству для русских…

– Для русских? Думаешь, пройдёт? У нас не русское национальное государство, а многонациональное.

– Одно другого не исключает. Абсолютно логично при приёме людей в гражданство отдавать предпочтение тем, кто владеет государствообразующим языком как родным. Сейчас происходят подвижки в данном направлении. Думаю, рано или поздно мы это продавим, и в конечном итоге жители Донбасса получат российские паспорта. Впрочем, речь не только о Донбассе – проблема касается русских по всему СНГ.

– Боюсь спросить, а точно ли это нужно большинству россиян? Готово ли наше население делиться социалкой, и без того дырявой?

– Да, готово, я вижу в нашем населении запрос на помощь соотечественникам. Уверен, 90% россиян относятся с теплом и пониманием к многострадальному Донбассу. В нашем народе очень высок патриотизм, очень сильно чувство связи со своими.

– К сожалению, на этом чувстве паразитируют, внушая людям, что все проблемы страны вызваны санкциями за Крым.

– Согласен. Я часто об этом говорю.

– Ты о многом говоришь, и довольно громко, и порой кажется, что твоя инициатива очень наказуема. Год назад у тебя в квартире произошло возгорание – после того как ты выступил в Госдуме против закона о реновации жилья. К счастью, из квартиры чудом спасся твой отец. Что с расследованием?

– Ничего. Установлено, что возгорание произошло извне, а виновные не установлены. Я не любитель пустой конспирологии и нагнетания страстей. Могу лишь сказать, что в те же дни были проблемы у других людей, кто также выступал против закона о реновации, – избиения, прокалывания шин. Такова плата за то, что удалось всё-таки притормозить варварский вариант закона, согласно которому жильца можно было бы выдернуть откуда угодно и переселить непонятно куда. Не буду уходить в детали, но знал бы ты, что тогда происходило в Думе… Похоже, строительная мафия хотела сломать всех о колено в первом чтении. Не вышло.

– Как часто ты жалеешь о том, что полтора года назад пошёл в депутаты?

– Всерьёз ещё ни разу не пожалел. Могу, конечно, в разговоре с женой охать и сетовать на то, что нет возможности прямо сейчас сесть и записать страницу прозы… Но, слава богу, и на прозу хватает времени – недавно вышла новая книга «Свои».

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте