Когда мама привела 10-летнего Семёна ТРЕСКУНОВА на кастинг для съёмок в рекламном ролике, шансов у него было немного. «Я был ниже и меньше всех, с кривыми зубами, страшно картавил, один глаз косил, не умел ни петь, ни танцевать...» – рассказывает сейчас с улыбкой юный талант. Тем не менее в свои 18 лет он снялся в 40 фильмах, получил ряд наград за свои актёрские работы. Известен по трилогии «Частное пионерское», по фильмам «Мамы», «Шагал – Малевич», «Призрак», «Хороший мальчик», «Рубеж», сериалам «Семейный бизнес», «Светофор» и другим. Определённо, Трескунов – самый успешный юный актёр в истории нашей страны. Стоит только удивляться, как ему удалось окончить школу, если он месяцами снимался в кино.
– СЕМЁН, когда ты решил стать актёром?
– Вообще-то я хотел быть писателем и даже написал свой первый фантастический роман, я был вдохновлён книгами братьев Стругацких. Работал на мамином компьютере, который неожиданно сгорел, и ничего из его памяти восстановить не удалось. Я очень горевал, но однажды маму пригласили на пробы в какой-то рекламный проект, и она взяла с собой меня и моего младшего брата Яшу. На кастингах обычно нужно петь, танцевать, читать стихи, я мог проявить себя только в последнем варианте, декламировал стихотворение Михаила Лермонтова «Смерть поэта». Брата тогда взяли, а меня нет, но я дал себе слово, что добьюсь успеха, хотя бы из спортивного интереса! Упорство дало результат, и меня взяли в рекламу оператора связи МТС. Девушка-костюмер, которая работала на том проекте, рассказала обо мне директору по кастингу сериала «Ночной гость». Так я попал на съёмки, и мне доверили роль сына главной героини. Вскоре у меня появился агент, и на кастинги я уже ходил от агентства.
– Какую роль в твоём успехе сыграли родители?
– В нашей семье никто не имеет отношения к миру кино, если не считать, что мой папа – киноман и неплохо разбирается в кинематографе. Мне повезло с родителями, они воспитывали нас на правильных принципах и законах. Благодаря им мне удалось избежать звёздной болезни. Родители мне вовремя объяснили, что человек в мире не живёт в одиночку. Нас окружает миллион людей, всё более глобально, чем может показаться, и нужно учиться взаимодействовать с миром, а не только с самим собой любимым.
– Как тебе удавалось совмещать учёбу в школе и съёмки в кино?
– Каждый год я пропускал порядка трети учебной программы, что-то сдавал экстерном. Стыдно быть известным актёром и писать с ошибками. Если ты носитель языка, то должен им владеть в совершенстве. Надо быть совсем лентяем, чтобы не выучить элементарные правила орфографии и пунктуации. Если большой артист безграмотный, это совсем беда, он же кумир и ориентир для миллионов почитателей.
– После 40 главных ролей в кино и на ТВ, чему тебя могут научить в вузе?
– Во-первых, актёрскому ремеслу нужно учиться всю жизнь, как говорит Леонардо ДиКаприо, и я стараюсь заниматься самообразованием – в области литературы, музыки, кинематографа. Во-вторых, я планирую поступать на режиссёрский факультет, и уже был принят во ВГИК на курс Владимира и Александра Коттов в прошлом году, но тут появились интересные проекты, и я оставил учёбу ради работы.
– Каково было находить общий язык с такими киномэтрами, как Константин Хабенский и Михаил Ефремов во время съёмок «Хорошего мальчика»?
– С Михаилом Олеговичем мы работали второй раз, впервые встретились на съёмках фильма «На дне» Владимира Котта, так что никакого барьера не было. В «Хорошем мальчике» Ефремов сыграл директора школы. Он настолько опытный актёр, что умел волшебным образом сокращать производственное время. Константин Юрьевич в костюме и гриме сразу превращался в строгого папу моего героя Коли. Мы могли поболтать только за пределами площадки, хотя он не слишком разговорчивый человек.
– Какие свои проекты ты выделил бы особо?
– Очень благодарен создателям фильма «Призрак» за удивительную возможность сыграть в большом кино с таким мощным партнёром, как Фёдор Бондарчук. «Призрак» стал поворотным в моей актёрской карьере. «Хороший мальчик» подарил мне кучу важных знакомств. С режиссёром Оксаной Карас мы дружим по сей день. Летом прошлого года я принял участие в её новой картине с рабочим названием «У ангела ангина» по повести Вадима Шефнера «Сестра печали». Съёмки проходили в Санкт-Петербурге. Лента выйдет на экраны в этом году. Очень важным проектом стала трилогия «Частное пионерское», где я взрослел вместе с моим героем Мишкой Хрусталёвым.
– В прошлом году у тебя случилось пять премьер. Работа над каким фильмом далась особенно непросто?
– В этом году на экраны вышел военно-фантастический фильм Дмитрия Тюрина «Рубеж». Большое серьёзное кино о подвиге советских солдат на трагически известном «Невском пятачке», где проходили бои за Ленинград. Мне пришлось учиться стрелять из винтовки, бегать в шинели и кирзачах в жару и в холод.
Жду с нетерпением выхода на Первом канале 16-серийного фильма «Зелёный фургон» – продолжения культовой картины 20 лет спустя. Главную роль Володи Патрикеева исполнил Дмитрий Харатьян, я же сыграл его юного напарника – Евгения Красавина.