Мы привыкли считать, что отечественные производители не сильно пекутся о качестве продуктов, от души «начиняя» их красителями, вредными для здоровья добавками. Однако, как выясняется, Россия вовсе не лидер в этом аспекте. Больше того – нашим специалистам приходится держать настоящую оборону, ограничивая попытки других стран смягчить требования к качеству и безопасности пищевых продуктов.
О том, как нас регулярно спасают от увеличения дозы опасных добавок в еде, рассказал «Московский комсомолец». Российские делегации регулярно принимают участие в работе комиссии Codex Alimentarius (Продовольственный кодекс), где как раз и устанавливаются требования к качеству и безопасности пищевых продуктов. Представители Роспотребнадзора присутствуют во всех комитетах «Кодекса».
«Работа комиссии строится на основе соглашений между всеми странами (их более 180), — рассказала «МК» ведущий научный сотрудник Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи, доктор биологических наук Ольга Багрянцева. — Среди них не только развитые, которые могут обеспечить качество продуктов, но и развивающиеся, где нет должных технологий производства продуктов и существуют проблемы с экологией. Они не справляются с нормативами и поэтому активно обсуждают вопросы об увеличении допустимых уровней содержания загрязнителей в пищевых продуктах, которые потом будут поставлять на рынок».
Например, недавно, представители Бразилии добились пересмотра норм содержания кадмия в шоколаде: с 0,1 до 0,5 мг на килограмм. Члены комиссии сочли, что шоколад мы едим редко, поэтому большого вреда организму такая доза кадмия не нанесёт.
Зато нашим специалистам удалось заблокировать предложение по повышению норм афлотоксинов в арахисе и метилртути в рыбе. Благодаря работе наших специалистов, отклонено 140 предложений по использованию всякого рода пищевых добавок. Но расслабляться, по словам Ольги Багрянцевой, нельзя: производители ищут любые способы, чтобы протащить свои инициативы, в том числе лазейки в законодательстве.
Например, недавно США и Китай попытались добиться добавления целого ряда пищевых добавок в необработанные пищевые продукты: сырое мясо и рыбу. Они использовали для этого пробел в международном законодательстве, где чётко не определено, что такое «необработанный пищевой продукт». Пока России и Евросоюзу эти предложения удалось заблокировать.
Регулярно представители различных стран требуют поднять уровень нитритов в мясных продуктах – с допустимых у нас 50 мг на килограмм до 130–170 м. Но Россия отстаивает существующие нормы. Ещё одна добавка, на существенном увеличении использования которой настаивают производители, - пропиленгликоль. Допустимая его норма сейчас – 3 г на килограмм твёрдого продукта и 1 г – на литр жидкого. Так вот, производители хотят добиться разрешения на увеличение его содержания до 240 граммов на килограмм – чтобы заменить синтетикой дорогое какао-масло в кондитерских изделиях. По словам Багрянцевой, это в 16 раз превышает допустимую суточную норму для человека! К счастью, это предложение пока тоже не прошло.
Ряд стран постоянно пытаются добиться разрешения на введение в рацион сельскохозяйственных животных новых агрессивных антибиотиков и гормоноподобных веществ. Например, американцы настаивали на использовании при откармливании животных антибиотика зилпатерол. «Это гормоноподобное вещество помогает животному наращивать мышечную массу, что сродни эффекту, который оказывают анаболики, - говорит Ольга Багрянцева. - Мы отклонили это предложение американцев, так как научно доказали всем вред от последующего употребления людьми мяса животных, откармливаемых зилпатеролом. Нашу позицию поддержали страны Евросоюза, Египет, Индонезия, Таиланд и целый ряд других государств».