Продолжение. Начало в №19 (612) за 17-23 мая 2018 года
Еще совсем недавно документы о деятельности германской разведки на территории Челябинской области, на основе которых был написан этот документальный материал, надежно хранились в спецархиве под грифом совершенно секретно. И первым с ними смог познакомиться известный историк и краевед Алексей Яловенко. Человек, сумевший, за последние годы, приоткрыть завесу гостайны над очень многими неизвестными, важнейшими событиями новейшей истории.
Мы постарались максимально сохранить дух времени – первых месяцев войны, и язык подлинных документов Контрразведывательного отдела УНКВД по Челябинской области, лишь незначительно сократив объемы публикации:
«…..Арестованный в г. Кургане участник к-р. Группы фашистского толка Непогодин, рассказав агентуре о наличии у них к-р. Организации, заявил:
«Организация ставила своей задачей ослабление тыла путем ведения систематической контрреволюционной агитации, организацию вредительства на производстве и крушений воинских поездов».
Это же Непогодин подтвердил на допросе и на следствии. Он показал, что крушение воинских поездов им нужно было для того, чтобы захватить оружие для повстанческих целей.
Магнитогорским горотделом НКВД получены за последнее время заслуживающие внимания данные по агентурному делу «Медики». Разрабатываемые по этому делу лица по связям с немецкой разведкой во главе с немцем «К» на одном из своих сборищ вели активные разговоры о свержении Соввласти. В этих разговорах «К» заявил:
«Сейчас нет времени для разговоров. Нужно действовать… Теперешний строй, когда подавлена всякая человеческая инициатива он должен быть убран, он несет с собой гибель. Если Сталин сам не уйдет - его убрать под лозунгом «Назад к Ленину».
Подобного же характера случай имел место и в Уфалее. Например, арестованный СПО (секретно-политический отдел) УНКВД в Уфалее радист Евсеев показал, что под влиянием фашистских передач радиостанций, именуемой себя «Старая гвардия», работающей на волне 31 м. от имени, якобы, «Ленинского ЦК ВКП(б)», он встал на к-р путь и распространил 180 листовок, содержащих в себе самую гнусную клевету на Соввласть и ее руководство.
Это новое направление в работе врага, прикрытое лозунгом «Назад к Ленину», должно быть учтено нашими органами».
Справка АН:
Летом 1991 года, до путча ГКЧП, в газете “Красное знамя” появилась статья “Назад к Ленину”. Подписана одним из секретарей крайкома КПСС, стиль - грамотного многоопытного журналиста, лейтмотив - вернуться к ленинским нормам партийной жизни и повернуться к социализму с человеческим лицом.
Напомним, что приходилось слышать в конце 30-х годов прошлого века: “Если был бы жив Ленин, такого бы не творилось” (люди имели в виду репрессии в 1937-39-м); а в 1941-43-м: “При Ленине не докатились бы до Сталинграда”. Последние 10 лет все чаще звучит вопрос: “Что делать?” И что же - назад к Ленину?
И пятидесятипятитомное полное собрание сочинений (ПСС) В.И. Ленина начали издавать постановлением ЦК КПСС через несколько месяцев после окончания ХХ съезда, провозгласившего возврат к ленинским нормам и осудившего культ личности.
Как видно из всех вышеперечисленных фактов, немецкая разведка на территории Челябинской области, проводила весьма активную деятельность в разных направлениях.
«….Следует обратить внимание на то, что немецкая разведка в обстановке войны отводит далеко не второстепенное место расположению нашего тыла, путем распространения разного рода провокационных и панических слухов, путем создания пораженческих слухов среди населения и прочей фашистской брехни.
Если до сих пор у некоторых работников НКВД существовало мнение о том, что «шпион не может заниматься к-р агитацией», то сейчас такое мнение должно быть отброшено. К каждому распространителю профашистских слухов мы должны подходить с точки зрения выявления, не связан ли он с немецкой разведкой или с лицами, связанными с ней, и оказывающими на него своё фашистское влияние.
Из сводки КРО НКВД
«…Для вербовки агентов немцы используют следующие контингенты:
1. Антисоветски настроенных лиц из местного населения, репрессированных в свое время органами НКВД, или родственников репрессированных.
2. Предателей.
3. Дезертиров из КА.
4. Подростков.
5. Финнов, немцев и эстонцев, проживающих на территории, занятой
немцами.
6. Антисоветский элемент из жителей неоккупированных районов.
7. Специальных агентов, окончивших школы разведчиков в Германии до войны и прошедших специальную подготовку.
….Методы вербовки разнообразны. Фашистская разведка не гнушается применением любых средств для своих целей: угроз, пыток, подкупа проду¬ктами, игры на национальных чувствах при вербовках агентуры из числа немцев, эстонцев, финнов, использования демагогии по отношению к от¬сталым элементам при вербовке [агентуры] из числа жителей, оставшихся в оккуппированных районах.
….От вербуемых иногда берется подписка, их подвергают дактилоскопирова¬нию, фотографированию, записывают приметы, родственные и другие связи.
….Немецкая разведка зачастую проводит длительную подготовку агентов соответственно задачам, которые она на него возлагает.
….Установлены факты переброски квалифицированных разведчиков, го¬товившихся в глубоком тылу.
« Следует остановиться еще на одном из каналов проникновения разного рода фашистских слухов и настроений в наш тыл. За последние дни КРО УНКВД агентурным путем установлены два случая, когда отдельные работники радиостанций и радиоузлов организуют слушание фашистских радиостанций. Антисоветский элемент, работающий на радиостанциях и радиоузлах, распространяет фашистские передачи среди населения.
Например:
Взятая на учет и в разработку радистка одного из радиоузлов г. Челябинске некая «К» под большим секретом рассказала нашему агенту, что она установила в эфире радиостанцию «За спасение России», которая передает ежедневно в 11час. 15 мин. Московского времени на русском языке, по её выражению, очень интересные данные «о действительном положении на фронте и вообще в Советском Союзе». Передаваемое «К» содержание этих передач и прослушанные по нашему заданию самим агентом передачи являются самой злой и гнусной фашистской клеветой на Соввласть и её руководство.
Радистка «К» агенту заявила:
«….После того, как я ежедневно слушаю её, я все больше убеждаюсь в правдивости передач».
Разведка, по всем данным, проводит вербовку работников наших радиостанций. Указанная «К» рассказала нашему агенту, что она получила анонимное письмо, содержание которого её сильно беспокоит. Говоря о содержании письма, она заявила:
«Автор письма обращается ко мне с просьбой, что если мой радиоузел потребуется в известно каких целях, то не сопротивляться, ибо это будет бесполезно, а оказать услуги. После того, как я слышу ночью радиостанцию, я, конечно, задумываюсь серьезно над этим вопросом. Я решила одно – отправить своего ребенка к матери в г. Уфу и посмотрю, как повернется дело. Я буду действовать так, как мне выгодно, куда подует ветер. Пока здесь ребенок, буду исполнять свои прямые обязанности, а там будет видно, кому служить».
Этот факт свидетельствует о том, что разведка целится на «К» и хочет её завербовать и использовать через неё радиоузел в к-р. целях».
Способы связи немецкой разведки со своей агентурой
«По следственным материалам и агентурным данным установлено, что немецкая разведка осуществляет связь со своей агентурой на территории Челябинской области различными путями, а именно:
Связь с агентурой осуществлялась в ряде случаев через специальных связников, через которых передавались шпионские сведения разведке. Такого рода связь осуществлялась с германским агентом Беспалко, о чём указано выше.
Арестованный и осужденный к расстрелу германский шпион Винтерниц показал, что в марте 1941 г. в г. Челябинске с ним связался прибывший из Москвы резидент германской разведки, который предложил ему, устроится на работу на ЧТЗ и дать подробные сведения о спец. производстве на этом заводе. По выполнении этого задания Винтерниц должен был дать ему телеграмму следующего условного содержания: «Москва, Главный почтамт, до востребования. Воронову Михаилу Михайловичу. Скучаю. Саша». Это должно было означать необходимость приезда указанного Воронова в Челябинск к Винтерниц за получением сведений о ЧТЗ.
Арестованный в Златоусте агент германской разведки Пфэйль рассказывает, что собранные им в Златоусте шпионские сведения он пересылал в кодированном виде (приставляя отдельные буквы к словам письма, которые затем следовало читать, наоборот), на имя своей жены, оставшейся в г. Львове, а она их, в свою очередь, передавала являвшимся к ней агентам германской разведки.
Арестованный из группы Шпильбергера - Майлиндер, рассказал камерной агентуре, что немецкая агентура в СССР, в том числе и он, посылала шпионские сведения в Германию в различном зашифрованном виде через расставленных ими в разных пунктах своих людей.
Агент германской разведки Катынский на следствии показал, что все собранные им шпионские сведения направлялись им в г. Пружаны в адрес Писанкувны специально установленным кодом. Например: сталь и железо назывались людскими именами, взрыв материалы обозначались словом «тепло», нефтехранилища-«вода» и т.д.
«…Писанкувна, проживая в г. Пружанах, выполняла роль связника между Катынским и германской разведкой за кордоном и, получая шпионские сведения от Катынского, передавала их резиденту гестапо в Варшаве, немцу Хайн, через специальный радиопередатчик, установленный ей в г. Пружанах. Катынский с ней также поддерживал связь из Магнитогорска по радио.
О способах связи путем радиопередатчиков Катынский дал следующие показания:
«Паролем для вызова на радиосвязь с нами для Варшавы, Пружаны, Магнитогорска или др. города, где я буду находиться, служил следующий набор букв: «П Я А К А Т А К» (ВП». В расшифровке это означает начальные буквы их фамилий: Писакувна, Ядвига, Александр Катынский, Александр Турчин, Александр Куницкий. Буквы «В» и «П» в скобках применяются в зависимости от того, кто вызывает. Если Варшава, ставится впереди буква «В», Пружаны - впереди буква «П». Если я, то последние буквы отбрасываются совершенно.
В этом коде была и еще такая условность: средние буквы АК и ВТ переставлялись в зависимости от того, в четное или нечетное число идет передача или вызов. Буква «А», «В» стояли впереди по чётным дням, буквы «Т» и «К» по нечетным.
За время проживания в Магнитогорске Катынским был смонтирован специальный радиопередатчик, через который он осуществлял связь с немецкой разведкой.
Некоторой своей агентуре, завербованной уже в период военных действий, немецкая разведка давала задания для передачи собранных сведений шпионского характера переходить через линию фронта, т.е. на сторону немецкой армии и там связываться с кем-либо из немецкий офицеров.