В мае по всей России открылась полноценная речная навигация, на реки вышли многие тысячи судов. «АН» решили присмотреться, что творится с нашим внутренним флотом.
РЕЧНОЕ хозяйство нашей страны огромно, мы, как-никак, – мировой лидер по протяжённости внутренних водных путей. Как подсчитал Росстат, в РФ на реках 740 разнообразных крупных гидротехнических сооружений, включая 128 каналов, 115 дамб, 93 плотины и 108 шлюзов для прохода судов. Наши впечатляющие 110 тыс. км внутренних водных путей бороздят 11, 1 тыс. судов. Если взглянуть в судоходный реестр, окажется, большая часть – транспортники. Например, в стране 800 сухогрузов, 600 речных танкеров, 3, 8 тыс. барж, которые по рекам толкают 3, 9 тыс. буксиров. Из экзотики в реестре нашлись две ледокольные приставки и три десятка плавучих магазинов. В то же время пассажирский флот на реках ошеломляюще мал. Не считая мелочи типа моторных катеров, на всю страну только 1, 27 тыс. хоть каких-то пассажирских судов плюс 96 круизных. Каким-то образом в 2017 г. это скромное число кораблей ухитрилось перевезти 12, 6 млн пассажиров.
Формально за всем этим огромным хозяйством, от шлюзов до сухогрузов, приглядывает Росморречфлот. Реально это всеми забытое, задвинутое в дальний угол мелкое крыло Минтранса, которое мало что решает. Последний раз страна всерьёз вспоминала о речных делах семь лет назад, когда разразилась трагедия теплохода «Булгария». С тех пор – тишина, хотя проблем на деле меньше не стало.
Прежде всего от речного флота у нас, можно сказать, остались в основном воспоминания. Потому что он стремительно исчезает: ещё в 2000 г. кораблей на реках было вдвое больше, 20 тыс. с лишним. Cуда стареют, новых на воду спускают преступно мало. Вопиющий факт, за весь 2012 г. в РФ построили одно-единственное новое речное судно! Год спустя сдали пять, в 2015–2017 гг. ввели в строй по 20–25 новых кораблей. Это безобразно мало, во времена СССР речное хозяйство ежегодно пополняли на 200–250 новых кораблей. Про возраст того, что осталось на плаву, страшно напоминать. Среднему сухогрузу, буксиру и барже в России больше 40 лет. Круизные лайнеры перевалили за 42 года, половина из них – проекты 1960-х гг., которые давно пора списывать. Хорошо, хотя бы немногим оставшимся пассажирским кораблям в среднем только 34 года.
Второе водное преступление лежит в транспортной области. Сравните две цифры. В 2012 г. по внутренним рекам перевезли 143 млн т грузов, в 2017 г. – только 110 млн тонн. Сколько в своё время было шума про перспективный Северный морской путь? Так вот, если в 2012 г. на всём Крайнем Севере, включая Севморпуть, по воде перевезли 20, 3 млн т грузов, в прошлом году поток упал до 17, 4 млн тонн. Всё это выглядит дико, мы теряем ценнейший ресурс. Потому что 110 млн т – это около 1% всего грузопотока страны. Вот простое сравнение: в Евросоюзе, где протяжённость внутренних водных путей в 25 раз меньше, чем у РФ, по ним перевозят 12% всех грузов и собираются поднять долю до 20%. Ещё бы, в среднем перевозки по воде в 8 раз дешевле автомобильных, содержание водных путей в 50 раз дешевле, чем автотрасс.
Что говорить про пассажирские перевозки, тут спад прогрессирует с каждым годом. Если в 2010 г. водный транспорт во всей России перевёз 16, 2 млн человек, то к 2015 г. цифра сократилась до 13, 5 млн, а в прошлом году упала до 12, 6 миллиона. Для масштабов нашей речной системы это вообще ничего. В 15 раз меньше воздушных перевозок, которые в 2017‑м подскочили до 185 млн пассажиров, и меньше пассажиропотока одного-единственного питерского аэропорта Пулково.
В общем, внутренний речной транспорт пока в мёртвом штиле. Что делать, понятно: нужен масштабный проект, который вернёт нам эти пути. Также всеми силами нужно срочно строить новые современные речные суда. По самым скромным экспертным подсчётам, до 2030 г. РФ необходимы минимум 1, 8 тыс. новых пассажирских кораблей, к 2050 г. – не менее 5 тысяч. Нынешняя стоимость постройки такого парка – порядка 2 трлн рублей. Тут экономить нельзя, иначе через пару десятилетий по великим российским рекам будут плавать только рыбы.