Игорь Захаров: «Действовать во благо детей»
№ () от 25 апреля 2018 [«Аргументы Недели Красноярск», Беседовала Любовь КАТЕРЕНЮК ]
Система кадетского и женского гимназического образования в Красноярском крае, построенная Александром Лебедем почти двадцать лет назад, проверена временем – конкурс при поступлении в эти учреждения очень высок. Принимают детей по окончании 4 класса по результатам экзаменов. Мальчишки-«хорошисты» ещё могут попасть в кадетские корпуса, но у девочек с четвёрками, при остальных пятёрках, шанс поступить в Мариинскую гимназию практически нулевой.
Уже шесть лет официально содействует поступлению детей в эти образовательные учреждения организация «Северный крест», основанная общественным деятелем, экс-депутатом Законодательного Собрания Красноярского края Игорем Захаровым. В этом году Красноярская региональная общественная организация содействия развитию кадетского и Мариинского движения выиграла в краевом и президентском грантовых конкурсах. В чём отличие работы грантодателей, какие подавались заявки и как реализуются проекты, руководитель КРОО рассказал в интервью «Аргументам недели.Енисей»?
– Игорь Евгеньевич, с какими проектами вы заявлялись на конкурсы?
– В 2017 году на президентский грант мы подали проект«Одарённым детям равные возможности», на краевой –«Путёвка в жизнь через кадетство». Это уже третья реинкарнация концепции. Начинали мы в 2012-м с проекта «Одарённые дети с отдалённых территорий» за счёт своих средств. Спустя год появился опыт и мы поняли: нужно построить работу иначе. Ребёнок может жить напротив кадетского корпуса, мечтать там учиться и не знать, как в него попасть. Да и кто поможет ему собрать документы, если он находится в трудной жизненной ситуации? Так появился проект «Одарённым детям равные возможности», реализуемый в 2018 году с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Потом мы поняли, что ребёнок из состоявшейся семьи в жизни не потеряется: семья поможет и поддержит на всех этапах. Наша целевая аудитория – дети-сироты и дети, находящиеся в социально сложных условиях. Отложив на второй план иное, мы пришли к проекту «Путёвка в жизнь через кадетство».
– Вы оказываете помощь на безвозмездной основе?
– Только так! Хотя вначале я относился к проекту прагматичнее – нам же нужно платить зарплату бухгалтеру, юристу, водителю, есть и другие расходы. Почему не брать оплату за услугу, если кто-то может себе позволить отблагодарить по результату? Но мой соратник Татьяна Старушенко (с ней мы организовали «Северный крест») была категорически против: «Благотворительная организация не имеет права брать деньги!». Очень высокая нравственная планка. Не можешь действовать так – не занимайся. Не сразу, но я признал её правоту. Сложно объяснить, но, видимо, именно такой способ помощи людям угоден Богу. Зачастую она приходит как бы из ниоткуда.
– Какова география ваших проектов?
– В 2018-м мы работаем в 25 территориях края – от Туруханского района на севере до Ермаковского района на юге, от Назарова на западе до Ирбейского на востоке.
– Как вы находите нуждающихся в помощи?
– Алгоритм взаимодействия с людьми на селе отличается от городского. В Красноярске мы преимущественно используем каналы коммуникации, в селе же по телефону нельзя ничего решить. Надо встретиться лично. Рыбинский, Саянский, Ирбейский районы мы посетили не раз. Провели переговоры с руководителями юга края. Встречались с руководством районов, начальниками управлений образования и соцзащиты, корреспондентами местных газет. Это первый этап. Второй – знакомство с директорами школ и их замами по воспитательной работе. В Рыбинском и Саянском районах 14 руководителей общеобразовательных учреждений сказали, что кандидаты есть, но им требуется подготовка.
– Какая категория детей может воспользоваться вашими услугами при поступлении?
– Условно говоря, кандидаты делятся на две группы. Первая – ребенок почти отличник, неполная семья, или воспитывают бабушка и дедушка, которым в силу возраста непросто с ним, или родители, которым не до него. Ребёнок, по сути, в группе риска. Такие бриллиантики ещё нужно найти. Нам помогают учителя начальных классов, активисты-общественники, местные СМИ. Вторая категория – талантливые, умные ребятишки с некритичными пробелами в учёбе. Таких ещё можно подтянуть через индивидуальные занятия по основным предметам.
– Вы имеете в виду репетиторов?
– …В наших проектах заложены средства на оплату их услуг. К сожалению, мы сталкиваемся с проблемой несовершенства грантового законодательства. По краевому гранту не более 30% от общей суммы расходов на проект можно заложить на зарплату. Соответственно, достойную оплату репетитору мы предложить не можем. В федеральном гранте ограничений по зарплате нет.
– Складывается такая картинка: приехали дяди из Красноярска и за ребенка взялись директора, учителя… А если он не хочет в кадетский корпус?
– В наших проектах появилось новация – мотивационные занятия. Мы готовы привозить детей в кадетские корпуса, знакомить их с бытом, условиями, традициями, праздниками. Ребёнок смотрит и делает вывод. Неволить никого не собираемся, действуем только во благо детей.
– Вы рассказали об условиях оплаты труда в краевой и президентской грантовой системах. Есть ещё различия?
– Нечасто хвалю представителей госструктур, но объективно заметно повышение профессионализма сотрудников Фонда президентских грантов. Вот уж точно они – для общественников, не наоборот. Разъясняют, вникают в проблему, помогают решить. При таком лояльном подходе возникает желание самому выкладываться, реализуя проект, чтобы достичь планируемых целевых показателей. Формальностей минимум, важен результат – такие у них требования.
Краевые же сотрудники, наоборот, демонстрируют формализм и нерасторопность. Такой стиль долго поживших людей. Созерцание. Солдат спит – служба идёт. Признаны победителями мы в декабре 2017-го, деньги получили только в конце марта. Пожалуй, многие пенсионеры дадут им фору в энергетике. Откуда такое в Агентстве молодёжной политики! До смешного доходит: нам ещё деньги не пришли, а уже идут письма «отчитайтесь за первый расходный период». А нарушение календарного плана означает, что какое-то количество кандидатов мы нынче не успеем подготовить к поступлению. Увы, чиновники редко видят прямую связь их действий с реальным влиянием на жизнь конкретного человека. Но, справедливости ради – изменения к лучшему всё же есть. Например, работающая сейчас с НКО Екатерина Харахонова по-человечески, ответственно подходит к делу. Замечания – по существу, обоснованные. Алексей Клешко, председатель краевого грантового Совета, также искренне болеет за конкурс, пытается навести порядок, прислушивается к критике.
– Как люди со стороны, незнакомые с проектом, кадетской системой, реагируют на вашу инициативу?
– Многие помогают безвозмездно или за очень небольшую оплату. Например, Елена Южакова, редактор «Городских новостей». Вышли пять публикаций с историями выпускников – кадет и гимназисток. Многие годы нам помогает Андрей Думанский с публикациями в «Аргументах недели Енисей», а Дмитрий Голованов – с размещением на сайте Союза журналистов, в других СМИ. Но… В этом году мы споткнулись в Ирбейском районе. Если коротко, основная мысль встречи такая: «Непонятно, для чего нужна ваша организация. Вся информация на сайтах кадетских корпусов есть, кому надо – пусть поступают». Я долго думал о причинах столь холодного приветствия и решил: мы перестали доверять друг другу. Конечно, докажем, что работаем не для галочки, но придётся приложить ещё больше усилий.
–Вы работаете только с четвероклассниками? У детей среднего школьного возраста есть шансы поступить?
– Да, на освободившиеся места. Нечасто, но такое бывает. В Железногорске через год планируется открытие Мариинской гимназии, куда будут набирать девочек разного возраста. Недавно встречался с главой города Игорем Куксиным. Рад, что наши позиции совпадают – он тоже считает, что гимназию стоит запускать только в комплексе с интернатом. Если к открытию не успеют подготовить место пребывания для иногородних, он пообещал разместить детей на городских площадях.
– Почему для вас так важно, чтобы дети попадали в кадетские корпуса? С чего всё начиналось?
– Есть и другие пути помощи государства и общества детям уязвимых категорий: наставничество, опекунство и т.д.. Идеал: ребёнок обретает семью. Система кадетского и женского гимназического образования показывает большие успехи в воспитании, обучении, социализации детей-сирот, однако мало кто из ребят может самостоятельно поступить. Такой вид помощи оказывает только наша организация. На сегодня 29 человек смогли осуществить мечту стать кадетом или гимназисткой-мариинкой благодаря организации «Северный крест».
Мы не всегда знаем, для чего родились. Кто-то ищет своё предназначение, кто-то просто живёт, кого-то жизнь «доворачивает» на определённый путь. Мой вариант – третий. Многое из прошлого, да и настоящее подталкивают меня к тому, чем я занимаюсь. Я не в восторге от того, что на меня свалилась огромная ответственность – наследие Александра Ивановича Лебедя. Его фигура гораздо масштабнее моей. Идеология служения Отечеству мне очень близка, она же развита и в системе кадетсткого воспитания. Выпускники готовы тратить своё время, силы ради других. По сути, это кадровый резерв структур, влияющих на нашу жизнь. Чем больше вокруг сильных людей с развитой нравственной системой ценностей, тем скорее произойдут коренные изменения в обществе.