Строительное саморегулирование стало одной из тех светлых идей, которые в умелых руках отечественных чиновников превратились в свою полную противоположность. Пример тому – ситуация в Самарской области, где строительные компании потеряли миллионы рублей и оказались в кабальной зависимости от «баронессы саморегулирования». Ресурсы, накопленные директором СРО «СредВолгСтрой» Светланой Демьяновой, достаточны для того, чтобы проверки силовиков, возбуждённые в отношении неё, затягивались до бесконечности, а все оппоненты тратили нервы и силы в судебных разбирательствах, которым нет конца. Последняя надежда строителей связана с обращением в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая сможет разобраться в творящемся беспределе.
А как всё хорошо начиналось! Ведь изначально система саморегулирования предусматривалась как панацея против коррупции. Выдача лицензий на строительство к середине двухтысячных превратилась в беззастенчивую торговлю, на которой наживались руководители государственных лицензионных центров. Сажать одного, двоих или даже сотню погрязших в этом болоте чиновников было делом бессмысленным, и федеральный центр решается на кардинальную реформу.
Лицензии отменяют. Строительные компании могут объединиться в единую некоммерческую организацию, собрать деньги на общий компенсационный фонд, который выступает своеобразной страховкой на чрезвычайный случай, и совместно решать свои проблемы. Членство в СРО становится пропуском в мир серьёзных контрактов, все вопросы участники одного партнёрства решают сообща и получают мощную единую структуру, которая может защищать их интересы. Так было задумано, но так не стало…
Потерянные миллионы
Постепенно в системе СРО профессиональных строителей оттеснили профессиональные «саморегуляторы» – люди, бесконечно далёкие от строительной отрасли, но поднаторевшие в юридической казуистике. Компенсационные фонды, куда были собраны колоссальные средства, порядка сотни миллиардов рублей в масштабе страны, превратились в источник наживы для нечистых на руку управленцев. Строителей от уровня принятия решений отодвинули окончательно, заменив «свободу, равенство и братство» голосованием по доверенностям и так, как нужно хозяевам, под угрозой проверок и разных неприятностей.
Этот этап в Самарской области хорошо помнят. Крупнейшая межрегиональная СРО «СредВолгСтрой», на пике своего развития объединявшая более 600 строительных компаний и аккумулировавшая на счетах свыше 320 миллионов рублей, в итоге смелой финансовой политики, которую проводили один за другим директора партнёрства, оказалась у разбитого корыта. Часть средств была потеряна в обанкротившемся «Волжском социальном банке», другую вывели через некий «закрытый инвестиционный фонд недвижимости «Лайтинвест» – и об этих деньгах сегодня ничего не известно.
Предпоследний директор Сергей Недорезов после рейдерского захвата партнёрства покинул СРО. На его место приехала из дальних краёв Светлана Демьянова, которая, кстати, и инициировала данный рейдерский захват. А всё было представлено так, что она решилась стать антикризисным менеджером и спасти погибающую организацию.
Тем временем в строительном саморегулировании грянула реформа, и прежде всего она выразилась во введении так называемого принципа регионализации. Отныне строительные компании были обязаны состоять только в СРО, зарегистрированных в своих же субъектах. Началось великое переселение – из межрегиональных партнёрств, к каковым относилась и СРО «СредВолгСтрой», ушла значительная часть членов, забрав с собой свои деньги. Партнёрство осталось практически без компенсационного фонда и с минимально допустимым количеством участников, так что перспектива была простая – покинуть реестр саморегулируемых организаций при очередной проверке Ростехнадзора и прекратить работу.
Нет, отнюдь не деловая хватка и личное обаяние госпожи Демьяновой спасли СРО. Уцелело партнёрство благодаря самоорганизации и ответственности строителей из города Тольятти – экономического центра региона. Их лидером стал руководитель тольяттинского филиала другого крупного межрегионального партнёрства – СРО «МСС» Фарит Зиатдинов. Именно Фарит Гасымович, собрав руководителей более ста строительных компаний, входивших в филиал, убедил их помочь самарским коллегам и присоединиться к терпящему бедствие партнёрству. С тем чтобы, объединив усилия, пережить переходный период и начать вместе работать на благо регионального строительного комплекса.
СРО – как источник дохода
Но оказалось, что обаятельная директриса видела будущее своё и оказавшихся в её подчинении строителей совершенно иначе. Действительно, проблемы с наполнением компфонда удалось решить, реестр успешно наполнялся новыми членами, перевалив за дореформенную планку, членские взносы успешно текли в кассу, а вышколенный аппарат выполнял все инструкции.
А самое приятное, что по нормам ныне действующего законодательства строительные компании оказались прикреплёнными к своим СРО, примерно так же, как крепостные к барскому подворью до 1861 года. Забрать свои деньги в случае выхода – а это суммы от 100 тысяч до нескольких миллионов рублей – они не имеют права. Вступить в партнёрство за пределами региона тоже не могут изза принципа регионализации. И даже перебраться в одну из трёх других СРО, действующих в Самарской области, не такто просто, поскольку в Градостроительном кодексе прописано, что вступить в новую СРО после добровольного выхода из прежней можно только через год. А нет членства в СРО – нет права на участие в бюджетных закупках, нет заказов, нет денег. Вот такие мудрые законы придумали чиновники для российских строителей.
Ясно, что в этих условиях для руководителей партнёрства открыт простор всевозможным злоупотреблениям. Неугодных членов можно замордовать бесконечными проверками, запугать угрозой отчисления, приостановить членство, придравшись к незначительным нарушениям. А добившись покорности, просто собрать доверенности и спокойно принимать все решения в своём узком кругу.
При этом колоссальные финансовые потоки, на которых сидят крупные СРО, искушают, и не всякому это искушение удаётся выдержать. Смогла ли удержаться Светлана Демьянова? К сожалению, документы, которые оказались в распоряжении инициативной группы самарских строителей, говорят об обратном.
Во-первых, в партнёрстве началась чехарда с бесконечным открытием и закрытием банковских счетов. Всего за время работы Светланы Владимировны с июля 2016 года было открыто 54 счёта, между которыми циркулировали средства строителей. Схема проста и в особых пояснениях не нуждается – деньги попадают на депозит, на них капают проценты, после чего счёт закрывается, сумма переводится в другой банк, а прибыль исчезает в неизвестном направлении. Причём когда счёт идёт на сотни миллионов рублей и проценты становятся ощутимыми.
Во-вторых, директор ввела практику получения денег от новых членов СРО наличкой, что является грубейшим нарушением законодательства. В частности, статьи 55.16 Градостроительного кодекса, согласно которой перечисление денежных средств в компенсационный фонд должно производиться только единовременным безналичным платежом.
В-третьих, началась практика выведения денег из кассы с помощью контрактов «на привлечение новых кандидатов для вступления в СРО». Тот факт, что такой статьи расходов в бюджете на год вообще не было предусмотрено, нисколько не смутил энергичного руководителя. На два юридических лица и трёх ИП были заключены контракты на общую сумму 1,927 миллиона рублей.
Наконец, видимо, сочтя даже такие схемы излишне сложными, госпожа Демьянова начала попросту выплачивать себе премии в желаемых размерах. В августе 2016 года директор перевела себе на банковскую карточку 367 тысяч рублей, что составляет 300% от оклада, и периодически баловала сама себя суммами ещё по 100 тысяч рубликов.
Всем спасибо, все свободны
Все тревожные вопросы строителей и коллег о состоянии дел в партнёрстве руководством жёстко пресекались. В особую немилость попал тольяттинский филиал, сотрудники которого в качестве благодарности за работу получили… приказы об увольнении. Подразделение было ликвидировано, а высококвалифицированные специалисты, многое сделавшие для развития строительной отрасли в регионе, выброшены на улицу.
При этом данные протокола общего собрания, на котором было принято решение, вызывают большие вопросы к своей легитимности. В частности, согласно уставу партнёрства, председательствовать на общем собрании может либо председатель Совета, либо генеральный директор. Однако 5 октября заседание проходило под диктовку Андрея Челнокова, который не является ни тем ни другим. Есть сомнения и в численности присутствующих участников, о которой заявляет руководство. Мандатная комиссия подтвердила право голоса 404 членам, а в протоколе почему-то появилась цифра 483 голоса. Кроме того, вопрос о досрочном освобождении от должности генерального директора Светланы Демьяновой, который мог быть рассмотрен на общем собрании 5 октября 2017 года, также был исключён из итогового варианта повестки по требованию… самой Светланы Владимировны.
В итоге самарские строители были вынуждены обратиться в правоохранительные органы. 11 сентября в МВД региона поступило заявление от Геннадия Рыбакова, на тот момент председателя Совета партнёрства. Позднее было направлено заявление по факту хищения денежных средств госпожой Демьяновой с расчётных счетов СРО «СВС» согласно талону уведомлению №292 от 20 декабря 2017 года. Наконец, обратился в следственные органы директор ООО «Векторстройкапитал», также сообщая о присвоении руководством партнёрства денежных средств в размере 100 тысяч рублей.
Однако тут тоже начались странности. Оба дела вёл оперуполномоченный по ОВД 2 отдела УЭБ и ПК ГУ МВД России по Самарской области майор милиции Роман Юзвак. 23 сентября 2017 года оперативники изъяли жёсткие диски из офиса Светланы Демьяновой, и на этом следственные мероприятия практически прекратились. Главная героиня воспользовалась 51й статьёй Конституции РФ и ни разу не была приглашена на допрос. При том, что её оппонентам пришлось ходить к следователям как на работу. Людей, подавших заявления, сотрудников тольяттинского филиала, бухгалтеров буквально замучили постоянными вызовами на допросы и требованиями раз за разом рассказывать одни и те же факты.
«Самарская область издавна «славилась» высоким уровнем преступности и коррумпированности, – рассказывает Фарит Зиатдинов. – А бороться с этим злом проще всего, не обращая на него внимание. Тем более что у каких-то строителей украли несколько миллионов рублей. Видимо, считается, что эти организации богатые, с них не убудет… И то, что я встал на защиту интересов строителей, почему-то воспринимают так, как будто я не поделил какие-то деньги со Светланой Демьяновой. К сожалению, многим людям просто невдомёк, что существуют такие слова, как «честь, совесть и долг».
Поневоле складывается впечатление, что адвокаты влиятельной и обеспеченной главы СРО «СредВолгСтрой» имеют достаточно ресурсов, чтобы максимально затянуть и расследование, и судебное разбирательство. Выход у строителей остаётся только один – обращение в Генеральную прокуратуру с жалобой на бездействие следственных органов.