Аргументы Недели → Общество № 14(607) от 12.04.18 13+

Космос – нужна работа адова

, 19:28 , Обозреватель отдела Промышленность

Очередная космическая годовщина – 12 апреля. Для нас это День космонавтики. С 1969 года по решению Международной авиационной федерации – Всемирный день авиации и космонавтики. В 2011 году Генассамблея ООН провозгласила этот день Международным днём полёта человека в космос. Так что подвиг Юрия Гагарина теперь совершенно официально принадлежит всем жителям планеты. Америка так и не приняла своё поражение в гонке за лидерство в космосе середины прошлого века. Иначе зачем было ровно через двадцать лет после гагаринского триумфа, 12 апреля 1981 года, с помпой давать старт с мыса Канаверал первому полёту по программе «Спейс Шаттл»? Ответ очевиден – надо утереть нос этим русским. Программа должна была открыть новую эру в космонавтике, в основе которой лежит многоразовость использования техники.

Космический челнок – дорого и ненадёжно

Программа Space Shuttle («космический челнок») имела изначально военные корни – доставлять на орбиту элементы программы СОИ («Звёздные войны»). В 1985 году НАСА планировало, что к 1990 году будет совершаться по 24 старта в год, и каждый из кораблей совершит до 100 полётов в космос. На практике же они использовались значительно меньше – за 30 лет эксплуатации было произведено всего 135 пусков, из них два закончились чувствительными катастрофами. К тому же цена каждого пуска была поистине космической, по данным НАСА, в среднем каждый полёт стоил бюджету 1, 3 миллиарда долларов. Отправка на орбиту груза до 25 тонн (именно столько мог взять на борт шаттл) обычными тяжёлыми одноразовыми ракетами-носителями «Протон» обходилась в десять раз дешевле.

Но военное предназначение программы означало одно – денег не считать! Создание непогрешимой и непробиваемой противоракетной системы (ПРО) с элементами космического базирования требовало решения ряда чрезвычайно затратных научно-технических проблем. В программе СОИ предусматривалось использование активных средств поражения советских ядерных боеголовок, основанных на новых физических принципах – лучевых, электромагнитных, кинетических, сверхвысокочастотных и т.д. Для этого на орбиту предполагалось поднять до полутысячи космических аппаратов, носителей этого оружия и выдающих целеуказание, в том числе для противоракет наземного базирования. Над рядом перспективных элементов СОИ работы продолжаются по сей день. Можно утверждать, что большую часть технических задач по программе «Звёздных войн» на рубеже 1980–1990-х гг. решить не удалось. К тому же Советский Союз распался, и надобность в глобальном космическом зонтике для США отпала, посчитали в американской администрации. Шаттлы переориентировали на полёты к станции «Мир», а потом и к Международной космической станции (МКС). Программу этой космической транспортной системы окончательно прикрыли в 2011 году.

 

Метаморфозы сирийской космонавтики

Первый и единственный сирийский космонавт Мухаммед Ахмед Фарис совершил в 1987 году восьмидневный полёт на корабле «Союз ТМ-3» на станцию «Мир». Один из его сыновей, родившийся через полгода после возвращения отца с орбиты, носит имя Мир в честь советской орбитальной станции.

4 августа 2012 года Герой Советского Союза и кавалер ордена Ленина оказался в Турции, присоединился к «Свободной армии Сирии» (запрещённой в России), ведущей войну против президента Башара Асада, и влился в дружный хор хулителей России.

 

От многоразовости разорительной к многоразовости бюджетной

США отказались от тяжёлых челноков в пользу малых. Dream Chaser («Бегущий за мечтой) проектировался на основе снимков советских экспериментальных аппаратов серии БОР-4, созданных по советской многоразовой программе «Спираль». Dream Chaser будет выводиться в космос с помощью ракеты-носителя Атлас-5, на старте корабль расположен наверху ракеты, что сделает невозможным повреждение корабля при запуске. Посадка – по-самолётному. Предполагается возможность не только планирования, как у кораблей «Спейс Шаттл», но и самостоятельные полёт и посадка на любые взлётные полосы длиной не менее 2, 5 километра. В начале февраля 2018 года Sierra Nevada Corporation получила разрешения от НАСА на выполнение первой миссии в рамках контракта CRS2 с окном запуска в конце 2020 года. Заявлено, что корабль будет перевозить до 5, 5 тонны на станцию и возвращать до 2 тонн. Для начала в беспилотном варианте.

Ещё один космолёт-беспилотник Х‑37 – совместный продукт НАСА и «Боинг». Самолёт предназначен для функционирования на высотах от 200 до 750 км, способен быстро менять орбиты, маневрировать. Его название очень невнятное – «орбитальная летающая лаборатория». Покровы секретности предполагают, что он выполняет на орбите разведывательные и иные военные задачи, способен доставлять некие грузы в космос и возвращать их на землю с посадкой на аэродром. С 2010 года совершил уже четыре чрезвычайно длительных полёта, от 224 до 718 суток. Сейчас он снова на орбите в пятой «миссии». Этот Х-37 явно беспокоит российское руководство – что от него следует ждать?

В России есть колоссальный и отлично проработанный задел по многоразовым космическим аппаратам. Конечно, его затмевает грандиозный проект «Энергия-Буран», всё остальное традиционно прячется в его тени. Одна программа «Спираль», рождённая в недрах РСК «МиГ» и продолженная Глебом Лозино-Лозинским в НПО «Молния»,чего стоит – гиперзвуковой самолёт-разгонщик должен был выводить на пятидесятикилометровую высоту космический самолёт. Там же, в «Молнии», родилась и более простая, но сулившая огромные выгоды программа «воздушного старта» – Многоразовая авиационно-космическая система (МАКС). Но у многоразового космоса были и остались очень серьёзные противники. Это можно сказать и про советский, и про современный периоды. НПО «Молния» последние два десятилетия в основном выживает и отбивается от кредиторов.

Насколько известно, задача по многоразовой тематике государством поставлена. Издание «КоммерсантЪ» сообщило, что концерн «Калашников» приобретёт у госкорпорации «Ростех» 60% акций научно-производственного объединения «Молния». Так « Ростех» выполняет задачу, поставленную президентом России, по недопущению банкротства «Молнии». Продажа блок-пакета частному инвестору вкупе с другими мероприятиями по оздоровлению компании должны помочь «Молнии» выйти из кризиса.

«Вхождение НПО «Молния» в состав концерна придаст импульс развитию компетенций и экспертизы в области разработки многоразовых космических летательных аппаратов и производства ракет-мишеней различного назначения», – приводит слова генерального директора «Калашникова» Алексея Криворучко сайт «Коммерсанта». Глава концерна также подчеркнул, что объединение научного потенциала «Молнии» и производственных возможностей концерна позволит «развивать принципиально новые направления деятельности».

Пожелаем удачи и поздравляем с праздником концерн «Калашников», влившийся в космическую семью. Значит, есть шанс, что не 18% выпускников МАИ, а куда больше будут работать по специальности. Дошло до того, что студенты технических вузов самоорганизовались в некое «Движение опережающего развития», которое борется за создание научно-производственных кластеров на базе старых крупных, ныне убыточных предприятий с обширной производственной базой. И чтобы обязательно привлекали на них студентов! Обратились они и к президенту В. Путину: «Просим включить наше движение в проект по созданию кластера опережающего развития на базе НПО «Молния» и ТМЗ (Тушинский машиностроительный завод). Студенты явно почувствовали, что тематика «Молнии» – шаг вперёд в отечественной космонавтике.

Интересно, когда погонят с «Молнии» команду, которая на протяжении нескольких лет занималась её разрушением, разгоняла профессионалов, конструкторов, технологов и мастеров, сдавала в утиль уникальное оборудование? «Калашникову» предстоит с этим разбираться, иначе специалисты, носители научной школы НПО «Молния», оскорбительно вышвырнутые за дверь УК «Букет», в стены предприятия не вернутся.

Жестокий космос

28 января 1986 года космический челнок «Челленджер» в самом начале миссии разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака на 73-й секунде полёта. Погибли все 7 членов экипажа – средств спасения на шаттлах в отличие от нашего «Бурана» не было предусмотрено. После этой катастрофы программа «Шаттлов» была свёрнута почти на три года. Следующая авария произошла, когда всем казалось, что система за годы существования отработана и безопасна. Но 1 февраля 2003 года из-за разрушения наружного теплозащитного слоя, вызванного падением на него куска теплоизоляции кислородного бака при старте корабля, во время возвращения на Землю потерпел катастрофу шаттл «Колумбия». Погибли также все 7 членов экипажа.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram