Петрова не установили, но ему предъявили
№ () от 4 апреля 2018 [«Аргументы Недели », Василий ИМАНДРА ]
Уголовное преследование генерального директора ЗАО «Маяк» Сергея Петрова давно превратилось в мыльную оперу, где главными героями выступают сотрудники надзорных и следственных органов. В ноябре 2017 года Верховный суд России засилил обвинительный приговор дагестанских коллег, несколько смягчив участь бизнесмена.
Именем мантии
Не станем вдаваться в детали неоднозначного судебного процесса, в основу которого легли противоречивые показания соучастника расстрела – совладельца «Маяка» Тахира Казаватова.
Но отметим, что в невиновности своего директора убеждён коллектив предприятия. За Сергея Петрова вступились известные представители науки и спорта, промышленники и общественные деятели. Они считают, что гендиректор «Маяка» оклеветан ради того, чтобы рейдеры под благовидным предлогом захватили предприятие, которое находится в центре Петербурга.
Так или иначе, верховные жрецы, потупившись, зачитали вердикт, и Петров надолго стал зэком. Однако инициаторы уголовного преследования до конца не уверены в своей победе. Поэтому в отношении гендиректора «Маяка» возбуждаются и возбуждаются новые дела. В январе его этапировали в город на Неве. Бизнесмен, как и положено при вынесенном приговоре, сидит в СИЗО вместе с убийцами.
Эпидемия склероза
В апреле 2015 года УМВД России по Московскому району взялось расследовать обстоятельства продажи Александром Жартуном пакета акций ЗАО «Маяк». Потерпевший показал, что в июле 2002 года неустановленные лица заставили его расстаться с ценными бумагами под угрозой насилия.
Долгие годы Жартун молчал, а тут разоткровенничался. И появилось уголовное дело №335739. Если следовать букве закона, раз в течение 15 лет никому так и не было предъявлено обвинение и никто не объявлен в розыск, дело подлежало безусловному прекращению.
Параллельно в июне 2015 года следователь ГСУ ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти майор юстиции Гамидов возбудил уголовное дело против Сергея Петрова, основанное на показаниях некоего Вадима Герасимова. Потерпевший сообщил, что начиная с марта 2003 года у него вымогали доли уставного капитала и имущество ООО «АБВ». Занимался этим якобы его деловой партнёр Петров. Соответственно, родилось уголовное дело №368836. И снова – вымогательство.
Герасимов, как и Жартун, почему-то долго носил негативные факты в себе. Скажем так, неоправданно долго. Все сроки вышли. Тем не менее майор Гамидов 31 октября 2017 года, накануне рассмотрения дела по убийству Тахира Казаватова в Верховном суде России, соединил дела №335739 и №368836 в одно производство, потом ещё четыре месяца подумал, а 21 февраля 2018 года предъявил Сергею Петрову обвинение сразу по обоим.
Бумагу – в парашу?
Понятно, что гендиректор «Маяка» виновным себя не признал, а 23 марта заявил ходатайство о прекращении уголовного преследования по эпизоду, связанному с Герасимовым в связи с истечением сроков давности. Что касается истории с Жартуном, то Петров известил майора Гамидова Р.А. о том, что с 03 июля 2017 года любые следственные действия являются незаконными, так как истекли 15-летние сроки давности и преступник установлен так и не был. А уж предъявленное ещё позже обвинение, где неустановленные лица вдруг обрели облик гендиректора «Маяка», незаконно вдвойне. Не говоря уже о том, что никакого преступления он не совершал.
По законам жанра, ходатайство зэка отправили в парашу. Из-за того что потерпевший Герасимов возразил против прекращения уголовного дела. Очевидно, что проявлять противозаконное безрассудство майор юстиции Гамидов осмелился бы только с соизволения прокуратуры Петербурга. Поэтому жалоба в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК РФ, отправилась от адвоката Надежды Дуванской в адрес городского прокурора Сергея Литвиненко.
Продолжил следователь и производство по делу №335739. На том основании, что Петров ходатайствовал о прекращении эпизода с Жартуном, который совершили неустановленные лица, по реабилитирующим основаниям, а не по истечению сроков давности.
Закон или мундир
Из текста жалобы, направленной адвокатом обвиняемого городскому прокурору, следует, что 14 августа 2017 года заместитель Сергея Литвиненко – Игорь Резонов вынес постановление об изъятии дела №335739 из ГСУ СК России по Петербургу и возобновлении следствия за истечением предельных сроков, передаче в полицейское ведомство и привлечении к уголовной ответственности Петрова.
В октябре 2017 года Резонов был отправлен в отставку. Но маховик уже запустили, и противозаконное преследование гендиректора «Маяка» продолжилось.
У прокурора Петербурга остаются считаные дни, чтобы восстановить законность. Или же сделать вид, будто никакой жалобы к нему не поступало. В таком случае Сергею Литвиненко придётся найти влиятельного союзника в руководстве генпрокуратуры. Оказался в весьма неловком положении из-за городского надзорного ведомства и глава ГСУ ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Олег Антропов, которому подчиняется майор юстиции Гамидов. Ему тоже приходится делать выбор – то ли заметить ходатайство Петрова и жалобу Дуванской, то ли нет.
Поэтому, пожалуй, генпрокурору Юрию Чайке и министру МВД Владимиру Колокольцеву есть о чём в очередной раз доверительно поговорить. Если они действительно готовы признать верховенство закона над сомнительными действиями своих подчинённых. Их петербургские подчинённые снова поставили закон с ног на голову.