Аргументы Недели Волгоград → Общество № 9(602) от 6.03.18 13+

Молодым везде у нас дорога

, 10:55

Молодому человеку, вступающему в жизнь, свойственна растерянность. Куда идти? Какой путь выбрать? Какую стратегию успеха предпочесть? Некоторым даже кажется, что мир холоден и закрыт, и их здесь никто не ждёт. Эта растерянность мешает увидеть, что современный мир как никогда прежде благоволит молодости.

 

Старики выходят из боя

Неумение видеть собственные перспективы в текущем социально-экономическом контексте рождает апатию, маргинальность и политический радикализм. Но, на наш взгляд, даже не в самом с этой точки зрения благополучном Волгограде говорить об отсутствии у молодёжи перспектив не приходится. Во-первых, потому, что нынешние взрослые рано или поздно состарятся и уйдут на покой, и общество перейдёт в руки повзрослевших молодых. Смена «у руля» одних поколений другими – естественный процесс, свойственный всем эпохам. Однако есть и «во-вторых»: никогда, пожалуй, хозяйственная система и лежащий в её основе технологический уклад настолько сильно не благоприятствовали молодым.

Конфигурация новых общественных отношений, в которые вступает подросшее поколение, определяется несколькими основными факторами: уровень развития информационных технологий, скорость технологических изменений, глобальность мира, открытость границ, демографическая структура общества. Что касается технологий, то благодаря их постоянному развитию впервые в истории человечества знания, опыт и навыки зрелого человека перестают быть безусловной ценностью. Информационная революция, свидетелями которой мы стали в последние 20 лет, поставила людей старших поколений перед дилеммой: либо приспособиться к ней и научиться перманентной адаптации в будущем, либо потерять свою ценность на рынке труда. Однако чем человек старше, тем сложнее ему адаптироваться к новым, и к тому же постоянно меняющимся условиям труда. Многие работодатели вообще «списывают» людей после 45-50 лет и не рассматривают при приёме на работу. Поэтому люди в возрасте, если они не успели оказаться в положении начальников, выбрасываются на малопривлекательную обочину рынка труда или в самозанятость.

 

Работа за строчку в резюме

Понятно, что при нынешней скорости изменений образование, полученное десятилетия назад, обесценивается. Однако то же самое происходит и с образованием, которое сейчас получает молодёжь: оно обесценивается не только в глазах работодателей, но и в глазах студентов. Поэтому потратить 4-6 лет на беззаботную учёбу мало кто готов, и работа со второго курса стала делом обычным. Ведь она даёт актуальные на сегодняшний день опыт и навыки, которые потом можно будет указать в резюме. Причём навыки желательно получить предельно универсальные, чтобы пришлись ко двору в максимально большом количестве потенциальных мест будущей работы.

Конечно же, работодатели охотно используют эту ситуацию. Многие полагают, что ценность полученного во время такой «стажировки» опыта настолько высока, что можно сэкономить на зарплате. Студент становится привлекательным кандидатом, хотя он устраивается на работу больше ради собственных интересов, а «корпоративный дух» и отождествление собственных успехов с успехами компании, похоже, остаётся уделом прежних поколений. Отсюда текучка кадров, против которой многие работодатели не возражают: на место одних безусых новичков придут другие, чей дешёвый и чаще всего малоквалифицированный труд можно использовать.

Получается, работодателям нет нужды брать на работу взрослых людей, ждущих достойной оплаты своего профессионализма. Не потому ли общий уровень зарплат в Волгограде остаётся таким низким? Ведь наш город постепенно превращается в мекку дешёвого малоквалифицированного, но при этом относительно современного труда: такое конкурентное преимущество Волгограда привлекает компании, чья деятельность полностью или в каких-то аспектах не привязана к конкретному месту. Вот характерный пример - екатеринбургская компания, один из крупнейших разработчиков онлайн-сервисов для бухгалтерии и вообще для бизнеса (системы электронной отчётности и др.). В Волгограде у компании располагается федеральный колл-центр, предлагающий такие вакансии, как менеджер по назначению встреч, менеджер выездных продаж, менеджер по продажам, консультант технической поддержки. Относительно последней вакансии особо оговорено, что она подходит студентам, да и на других должностях им будут рады, ведь соискателей здесь готовы принять даже без опыта работы (чего, кстати, нельзя сказать о людях в возрасте или женщинах с детьми). Неудивительно, что на бесплатное обучение или на стажировку в эту компанию записывается множество молодых людей, причём многие из них, получив нужные знания, не выходят потом на работу. Что это за знания? Например, разномастные менеджеры изучают скрипты (речевые сценарии) переговоров, которые достаточно универсальны, чтобы использовать их в дальнейшей трудовой деятельности в других компаниях (а то и в других городах).

 

На дядю или на себя?

Этот пример, конечно, не единственный. Колл-центры и службы поддержки располагать в Волгограде оказалось очень удобно, и их появляется всё больше. На это влияет не только доступность молодых трудовых ресурсов, причём из-за обилия вузов относительно «качественных», но и независимость работы подобных структурных подразделений компаний от социально-экономической ситуации в городе присутствия. Да, волгоградцам было бы лучше, если бы у нас располагались штаб-квартиры компаний, или же такие структурные подразделения, которые создают современный технологичный продукт с высокой добавленной стоимостью. В обоих случаях качество и количество создаваемых рабочих мест было бы несравнимо с нынешним, а значит, у молодёжи было бы больше вариантов достойной карьерной стратегии. Но пока довольствуемся тем, что есть.

Хотя довольствоваться, в общем-то, не обязательно. Развитие технологий сделало возможной работу в федеральных компаниях без отъезда из Волгограда, но те же технологии могут помочь создать свою федеральную компанию. Собственный бизнес может быть и в традиционных нишах, связанных с производством продукции и услуг. Но в этом случае возникнут сложности масштабирования. Для продукции нужна сбытовая сеть, придётся решать проблему выхода на региональные, федеральные или даже глобальные рынки. Ничего невозможного здесь нет, но это, конечно, непросто, и требует от молодого человека недюжинной энергии и актуального инновационного продукта. Услуги экспортируются труднее и реже, но для них (как, впрочем, и для продукции) существует франшиза: если ваш бренд раскручен, вы можете продать иногородним компаниям право пользоваться им.

Однако самым передовым будет бизнес, связанный с производством информационного продукта: это медиа-контент, программное обеспечение, организационные и управленческие решения, идеи и творчество. Такая продукция не знает географических границ, и бизнес можно вести со всем миром, не беспокоясь о сбыте и логистике. Яркие примеры уже есть. Агентство маркетинговых коммуникаций Дмитрия Тютькова и Игоря Будкова разрабатывало рекламные кампании для «Смартса» и «Волмы», но так как рекламный рынок в нашем регионе невелик, задача развития агентства потребовала выходить на внешние рынки. Клиентами «TutkovBudkov» стали «Магнит», «М.Видео», «Яндекс». Затем международное признание: клип британской группы OK Go, сделанный про проекту волгоградцев, получил двух Серебряных и Бронзового львов на креативном фестивале «Каннские львы». И всё это не потребовало переноса штаб-квартиры из Волгограда: руководить даже международными проектами оказалось возможным и из местного офиса. Располагать его в нашем городе выгодно по тем же причинам, что и колл-центры: низкие издержки.

 

Мир открытых дорог

Итак, ситуация рисуется противоречивая. С одной стороны, цифровая экономика делает выгодным размещение в Волгограде малоквалифицированного низкооплачиваемого труда для молодёжи. Но, с другой стороны, она же создаёт условия для создания собственного технологичного и прекрасно масштабируемого бизнеса. Как обычно, всё зависит от самих молодых людей: хотите работать на дядю – пожалуйста. Вариантов масса, и не только в новых технологичных отраслях. В традиционной сфере услуг и уж тем более на производстве молодых людей примут с радостью, ведь в сфере услуг в принципе предпочитают молодёжь, а промышленность нуждается в омоложении кадров в силу того, что в течение десятилетий такая работа казалась молодёжи непривлекательной, и шли туда неохотно. Так что работа будет.

Увы, платить молодёжи практически везде, кроме собственного бизнеса, будут мало. Такова специфика нашего города, его конкурентное преимущество и проклятие. Для многих компаний низкая заплата является способом свести концы с концами и выжить. Но в то же время это провоцирует низкую покупательскую способность населения, что заключает местный бизнес в замкнутый круг. Один из выходов из него – расширение торговых и трудовых связей с внешним миром, стимулирующее приток денег из-за рубежей региона. Молодёжь с её открытостью миру и всему новому здесь в фаворитах: зарабатывать там, а тратить здесь – вот оптимальная для бюджета молодого человека и для развития региона стратегия.

Но очень часто молодые люди предпочитают другой путь – просто сменить место жительства. Реализовать такую стратегию им опять-таки проще, чем людям в возрасте: ничего не держит и не обременяет, и временные неудобства терпеть легче. Современный мир открыл перед молодыми все дороги, в том числе те, которые ведут далеко от дома. Выбрать можно любую, главное – найти себя.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram