Министр транспорта России М. Соколов и его замы регулярно стращают заявлениями, что общественный транспорт в России стремительно вымирает. Они машут перед носом общественности цифрами, судя по которым парк сократился чуть ли не вдвое, половина машин изношена.
Как выяснилось, 15 лет назад в России было почти 110 тыс. общественных автобусов. Троллейбусов и трамваев, которые ходят в 114 городах, было по 12 тыс. штук. Сейчас автобусов осталось 70 тыс. (-37%), трамваев – 8,3 тыс. (-30%), троллейбусов – 10,7 тыс. (-11%). По сути, все электрические виды транспорта пребывают в замороженном состоянии. Трамвайных путей в России 2,5 тыс. км, троллейбусных линий – 4,8 тыс. километров. Эти цифры не менялись последние 15 лет. Что касается автобусов, часть спада можно объяснить резким ростом числа легковушек. С 2000 по 2018 г. их стало вдвое с лишним больше, скачок с 20,3 до 43 млн штук. С другой стороны, без общественного транспорта в России попрежнему никуда. В 2017 г. он перевёз 12 млрд пассажиров. Выходит, каждый житель страны в среднем совершил более 80 городских поездок за год. Вдобавок, по данным Минтранса, автобусы обслуживают 78 тыс. сёл. Вне городов они давно стали основной тягловой лошадкой для перевозок, Минтранс насчитал в стране 5,3 тыс. межрегиональных автобусных маршрутов.
Безусловно, парк общественного транспорта давно пора обновлять. Это не так дорого, как кажется. В масштабах страны нужно не менее 7–8 тыс. автобусов, 1,2 тыс. троллейбусов и трамваев в год. Такое количество машин обойдётся в 50 млрд руб. в год. Сумма большая, но в масштабах российской экономики ничего особенного.
Подробности читайте в свежем номере "Аргументов недели".