Планы создания сверхтяжёлой ракеты-носителя грозят стать кошмаром для бюджета и российской экономики на десятилетия. Таков стиль работы не имеющего технического профильного образования и элементарного стыда перед профессиональным сообществом И. Комарова и его товарищей, внедрённых в научно-производственные структуры «Роскосмоса». Главное – не Луна, Марс, не пилотируемый космос, не орбитальная группировка спутников для обеспечения обороноспособности страны и информационных глобальных коммуникаций, даже не гражданские программы (метеосводку нам западные партнёры пришлют!). Им, бухгалтерам средней руки, наплевать на результат в виде реальных пусков и выпуска новой техники. Чем плоха «королёвская» ракета? Главное – долгое, обильное и бесперебойное финансирование какого-нибудь долгостроя! Тогда все они гарантированно при деле и деньгах.
Космические карлики выбирают отставание
В течение прошлого года президент Владимир Путин по меньшей мере трижды публично заявлял о необходимости создания ракеты-носителя сверхтяжёлого класса. Неоднократно поднимал эту тему и вице-премьер Рогозин.
А 1 февраля 2018 г. глава «Роскосмоса» Игорь Комаров заявил, что «в 2018–2019 годах должен быть сделан эскизный проект, а до 2028 года разработана ракета-носитель сверхтяжёлого класса. Она должна выводить на низкую околоземную орбиту более 70 тонн груза. По расчётам «Роскосмоса», создание сверхтяжёлой ракеты и строительство под неё инфраструктуры обойдётся в 1, 5 триллиона рублей».
Почему так долго и дорого? От чиновников «Роскосмоса» нередко можно услышать, что создание сверхтяжёлой ракеты до 2030 года не обоснованно, поскольку для неё нет полезных нагрузок – торопиться, по их мнению, некуда. Выходит, президент страны не прав? Ставит задачу создания ракеты-носителя, а исполнители ещё не придумали, что и куда она должна доставлять – полезная нагрузка, орбита Земли или другой планеты.
Но вот что примечательно. У «Роскосмоса» был вагон времени, чтобы определиться с приоритетами. В. Путин впервые заявил о необходимости создания такой ракеты-носителя не в 2017-м, а в 2013 году, когда им были подписаны «Основные положения государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу». Перед ракетой сверхтяжёлого класса ставилась задача обеспечения пилотируемых полётов к Луне и Марсу. Аналогичные программы были объявлены в США и Китае. Правда, там их принимали для прикрытия истинной программы вывода на низкие околоземные орбиты тысяч спутников для создания глобальной информационной сети Интернет. Илон Маск этим и занят сегодня. Только Комаров про это, похоже, и не догадывается. Даже не понимает, что это такое. «Пилить за Марс» ему просто и понятно.
Тяжкий груз сверхтяжа
Три конкурирующие в космических исследованиях страны объявляют одну и ту же программу полётов к Луне и Марсу, объявляют один и тот же полезный груз: 100 т на первом и около 165 т на втором этапе. Неужели кому-то не ясно, что столь единые по размеру полезной нагрузки проекты могут осуществиться только в одной опередившей всех конкурентов стране? Для двух других стран они становятся, мягко говоря, бессмысленной тратой огромных ресурсов.
Причина такой «нестыковки» однозначна: объявляется одна цель, а преследуется совершенно другая, достижение которой необходимо для всех трёх стран. Полет к Луне и Марсу – это красивая упаковка товара, а главная цель – доставка на орбиты стратегических объектов. И естественно, прежде всего объектов в интересах обороны. Только в этом случае и цели единые, и полезный груз у всех один, и конкуренция вполне оправданна. А Луна и Марс – прекрасный лозунг для загрузки умов обывателей.
При этом программа создания ракеты сверхтяжёлого класса родилась не в наши дни. Она была запущена в СССР и США ещё в 70-х годах прошлого столетия. И тоже всё с тем же очень «загадочным» грузом 100 тонн.
15 мая 1987 года пуском «Энергии» (30 лет назад!) эта программа была реализована: на околоземную орбиту был выведен груз в 108 тонн. Западные специалисты были вынуждены признать: «СССР имеет теперь возможность выполнять те космические задачи, которые останутся недоступными для США, создать систему орбитальных станций и перекрыть космос для остальных стран». То есть стать «космическим регулятором», или жандармом. Так что президент России абсолютно прав – сверхтяжёлый носитель нужен. А вот зачем Комаров и Рогозин убедили его назначить конкретный срок не 2020-й, а 2030 год – большой вопрос. Если в «Роскосмосе» не понимают, что ракета-носитель сверхтяжёлого класса нужна не в туманном 2030 году, а в самое ближайшее время, то возникает единственный вопрос: а не руководят ли профильным ведомством не просто недоучки-распильщики, а агенты чужого влияния, вредители? Этот вопрос превращается в уверенность, поскольку возможность вывести на околоземную орбиту груз более 100 тонн в ближайшие 2–3 года у Российской Федерации есть.
Это всё та же ракета-носитель «Энергия». На неё есть все двигатели и первой, и второй (центральной) системы. Есть необходимые стенды. Да, нужна модернизация электроники и ряда второстепенных агрегатов, необходимо восстановление производства и стендового хозяйства. Но всё это при наличии желания и ответственности будет стоить не 1, 5 триллиона рублей, а сопоставимо по цене производства 3, может, 4 «Белых лебедей» Ту-160. А для проведения первого демонстрационного пуска потребуется не 14 лет, а всего лишь 2 года.
Кислородно-керосиновые двигатели для первой ступени ракеты РД-170 и кислородно-водородные двигатели РД-0120 для второй базовой ступени, во всяком случае для первых пяти ракет в наличии есть. Заводы, их производившие, пока ещё целы, производство можно продолжить. И, как говорил руководитель проекта «Энергия-Буран» академик В.П. Глушко, «если двигатели привязать к воротам, то ворота взлетят!» Третья ступень такой ракете сверхтяжёлого класса, как это показали пуски «Энергии» в 1987 году, на этом этапе не нужна.
Конечно, всем хотелось бы делать пуски с собственного космодрома Восточный. Но его подготовка обойдётся в сотни миллиардов рублей и потребует не меньше 6–8 лет. А для первых пусков вполне пригоден Байконур, «Энергия» оттуда и летала. Тут реально уложиться в пару лет. За это же время можно подготовить и первые варианты полезного груза.
Оптимистично? В 2015 году Научно-технический совет госкорпорации «Роскосмос», правда аж через 2 года после решения президента, утвердил в качестве базового варианта новой ракеты-носителя сверхтяжёлого класса, на первом этапе, «дочку» уже летавшей «Энергии» – «Энергию‑3» грузоподъёмностью 100 тонн. Второй этап – «Энергию-6» грузоподъёмностью 170 тонн. Программу вроде приняли, но к её реализации «Роскосмос» так и не приступил. Комаров с компанией себе подобных выбрал вариант распила бюджета. Вот бы задать президенту вопрос о деятельности этой группы накануне выборов?
Включили двигатели на позорную посадку
Вместо этого предприятия «Роскосмоса» начали заниматься разработкой промежуточных вариантов с постепенным многолетним приближением к конечной цели. С помощью вариантов «Ангары», «Энергии-5В», «Энергии-5КВ» и т.д. В общем, пошёл делёж между предприятиями составных частей ракетных комплексов.
В целом вместо железа – рулоны бумаги. И естественно, все участники при деле, все получают зарплату, проводят НТС. За эту бумажную эквилибристику рано или поздно кому-то придётся ответить. Хотя Комаров, как тот же Родченков, вполне может исчезнуть и всплыть в известном месте. И вот что странно, так это действия будто бы патриотически настроенного вице-премьера Рогозина. В мае 2017 года Экспертный совет «Роскосмоса» за его подписью утвердил «новую стратегию» развития ракетно-космической отрасли до 2036 года. Её главное отличие – исключение на маршевых ступенях ракеты сверхтяжёлого класса топлива кислород-водород.
Элементарные расчёты показывают, что вывести запланированный груз в 100 т без использования на маршевых ступенях ракеты-носителя без кислородно-водородного топлива проблематично. Либо надо запредельно увеличивать исходный вес ракеты-носителя, либо снижать массу полезной нагрузки.
В результате этого загадочного умозаключения патриота в феврале 2018 года руководитель «Роскосмоса» И. Комаров назвал вес полезного груза нашей будущей ракеты-носителя 2030 года уже не 100 т, а всего лишь 70. То есть мы должны будем догнать американскую ракету-носитель сверхтяжёлого класса Falcon, уже запущенную 7 февраля 2018 года с опозданием на 12 лет! Вот вам и сверхтяжёлая! «Обмылок» «Энергии» 1987 года…Тем временем у конкурентов в Китае и в США на верхних ступенях маршевых ракет-носителей в качестве двигателей применяются кислородно-водородные двигатели. И вывозить в космос и те и другие собираются не 70, а 100 тонн.
И у Комарова-Рогозина вместо 3-летней программы – 13-летняя! В то же время «Энергия-6» обеспечивает вывод на орбиту 170 т полезного груза. И не через 15 лет, а через 3–4 года. Возникает вопрос: почему руководители «Роскосмоса» и ряда его предприятий напрочь не интересуются достижениями отечественной космической техники и придумывают её новые варианты, которые либо вообще невозможно создать, либо на это потребуются многие годы и колоссальные средства? Вредители? Враги народа? Как ещё назвать такое б…во?
Или причина в том, что на все предприятия «Роскосмоса» госзаказа не хватает. Идёт борьба за его делёжку. В последних предложениях это видно невооружённым глазом. У всех свой кусок, единой идеологии нет, специалистов тоже не хватает. А тут у всех по куску. Чем медленнее его жевать, тем большее время уйдёт на растяжку госзаказа. Следовательно, чем меньше делаешь, тем больше прибыль. Стыкуется? Тогда это «вредительство по злому умыслу с ослаблением обороноспособности страны». Есть такая статья в Уголовном кодексе?
Есть и ещё один вариант: уж очень программы «Роскосмоса» по созданию ракеты-носителя сверхтяжёлого класса милы нашим конкурентам в космосе. Выписаны прямо как по их заявке. Нужна ли России такая ракета-носитель сверхтяжёлого класса в том виде, как её нарисовали в «Роскосмосе»? Тогда авторы этой махинации – всё же враги народа. И нельзя дать им сбежать безнаказанными. Как сделал Родченков.
Двигатели для сверхтяжа
По данным специалистов отрасли, производство кислородно-водородного двигателя РД-0210 может быть восстановлено в течение не более 5 лет. 15 товарных (готовых и испытанных на стендах) двигателей находятся на ответственном хранении в организациях госкорпорации «Роскосмос». Их отправка непосредственно для лётных испытаний ракет-носителей сверхтяжёлого класса может быть начата уже в 2018 году! Что вполне достаточно для создания первых ракет-носителей сверхтяжёлого класса и действительного начала реализации космической программы РФ, во всяком случае в 2020 году. В том числе и ракет-носителей меньшего класса взамен тех, что созданы более 60 лет назад.