Реформирование нашего образования осуществляется таким образом, что совсем скоро от него останутся одни лохмотья. Попытка сделать из отечественной педагогической и научной школ бледную копию англо-саксонской модели путём внедрения ЕГЭ, Болонской системы и навязанных коммерческих услуг происходит не так гладко, как хотелось бы чиновникам от образования. Но они прилагают все усилия, чтобы как можно больше «образовательных услуг» стали платными и недоступными народу. В частности, речь идёт о лишении льготы при поступлении в вузы граждан, отслуживших в армии срочную и контрактную службы и «отдавших долг Родине», как любят высокопарно выражаться большие начальники.
Финансисты, как фашисты
Суть этого социального лифта состояла в том, чтобы дать тем, кто «отдал долг Родине», шанс на новую жизнь. Предполагалось, что за 2 года срочной службы школьная программа изрядно позабыта. Вуз год готовит людей к поступлению на выбранную специальность, платит полноценную стипендию, предоставляет место в общежитии, а затем зачисляет без экзаменов в число студентов. То есть, выпускной экзамен с подготовительного отделения засчитывался как вступительный в институт или университет, если только не 2 балла в ведомости. Таким образом, доступ к высшему образованию получали те, кто рассчитывать на него мог только во сне. Без всяких европриобритённых ЕГЭ. Ведь «рабфаки» были обязательным структурным подразделением всех вузов, включая МГУ, ЛГУ, МГИМО, МФТИ и пр. Но так было в самом социальном государстве в мире – СССР. Недолго этот опыт использовала и «демократическая» Россия. Пока за образование не взялись финансисты.
Как правило, о возможности поступить на подготовительное отделение, военнослужащие узнают, когда в войска приезжают "агитаторы" из гражданских вузов.
В 90-е подготовительные отделения в вузах тихо умирали, на их место приходили коммерческие подготовительные курсы. Они не давали абитуриентам никаких преференций, но были подспорьем для тех, у кого нет денег на репетиторов, а учиться очень хочется. Чиновники из Минфина с каждым годом урезали финансирование вузов. Основной удар пришёлся как раз на подразделения, где невозможно заработать и ввести контрактное образование. В конце концов, подготовительное отделение выжило только в МГУ имени М.В. Ломоносова, изрядно ужавшись.
В 2007 г. срок службы в армии по призыву сократился с 2 до 1,5 лет, а с января 2008 г. – 1 год. Это дало возможность внести в Закон изменения, которые зачистили «срочников» из льготных категорий, оставляя права только «контрактникам». Реформаторы от образования посчитали, что «призывники» не так сильно забыли школьную программу. Так они её и не знали. Кризис нехватки школьных учителей, особенно в сельских школах, не был преодолён. Физрук мог преподавать математику, физику, химию. А трудовик – историю, русский язык и литературу. Вот и всё образование. И в армию тогда шли преимущественно те, кто не смог от неё откосить.
Исключение было сделано для Президентского полка. Отслужившие в рядах этой воинской части несколько лет обучались за внебюджетные средства МГУ.
Начальник ПО МГУ Владимир Мамонтов вспоминает:
- Почему Президентский полк? Потому что там несут службу ребята из 56 регионов. Был период, когда там не несли службу москвичи и жители Подмосковья. И очень строгий отбор. Когда мы работаем с Президентским полком, значит, что обращаемся не к титульному воинскому подразделению, а к ребятам из глубинки.
Как сейчас организован набор на подготовительное отделение? Вуз, который готов взять на себя работу с достаточно непростым контингентом, подаёт заявку в Министерство образования на участие в программе в будущем учебном году. Если все условия соблюдены, то вуз получает государственное финансирование на приём и обучение слушателей. В 2017/18 учебном году таковых высших учебных заведений нашлось только 63 из почти полутысячи на всю Россию. Некоторые считают себя настолько элитарными, что просто не желают связываться с «грубыми солдафонами».
Казнить нельзя помиловать
29.12.2012 г. вступил в действие 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он «уладил» давний спор между законами о «Высшем профессиональном образовании» и «О статусе военнослужащего». Дело в том, что Закон «О статусе…» предоставлял льготу для поступления контрактникам, а Закон «О высшем…» её не давал. Соответственно люди, которые пытались воспользоваться своим правом по одному закону, не смогли реально получить его из-за другого закона. На него ссылались Приёмные комиссии и посылали абитуриента подальше от зачисления. Естественно,это приводило к судебным разбирательствам сторон, но всем же известно, что наш суд – самый гуманный суд в мире. Он всегда на стороне сильного.
Закон «О высшем образовании…» спорные вопросы урегулировал и отнял льготы у всех, даже у контрактников. Оставил им только повышенную стипендию при последующем обучении.
Новый этап этой истории - Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» – один из приснопамятных «майских указов», которые так на словах «любят» министры, а на деле так истово их ненавидят. Процитируем: «в целях дальнейшего совершенствования военной службы в Российской Федерации следует внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленных на реализацию мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву, предусмотрев при этом: предоставление гражданам, прошедшим военную службу по призыву, дополнительных льгот при поступлении в высшие учебные заведения». То есть, Президент потребовал вернуть льготу.
Минобразования держит оборону
На дворе октябрь 2017 года. Никаких изменений нет. За это время успел поменяться министр образования и науки. При новом министре Ольге Васильевой подвижек в этом направлении пока нет. Видимо, она живёт в собственной, выдуманной стране, где армии нет и она не нужна. Монако, Лихтенштейн, Сан-Марино, Вануату… Или опять саботаж?
А может сговор с кем-то из командного состава? Почему на сайте Министерства обороны в разделе «Обучение в гражданских образовательных организациях» есть информация о льготах на получение образования для офицеров и военнослужащих по контракту, а для тех, кто отслужил по призыву - нет? Ответ, вероятно, прост. Армии выгодно оставлять на контракте тех, кто уже прошёл подготовку, обладает достаточным интеллектом, обучаем и дисциплинирован. Зачем таких передавать на гражданку? Не по объявлению же набирать кадры.
Мистер Твистер, бывший министр
Предыдущие министры образования А. Фурсенко и Д. Ливанов, которых плохо воспринимали и профессиональное сообщество, и общественность, без государственных дел не остались. Ливанов является Специальным представителем по торгово-экономическим связям с Украиной. Фурсенко трудится Помощником Президента РФ. А что им скажет Сергей Шойгу? Неужели спецназ нужно привлекать…
Кадры решают всё
В 1920 г. молодая советская власть озаботилась созданием новой советской интеллигенции. 17 декабря 1920 г. Совет народных комиссаров РСФСР издал декрет «О рабочих факультетах» при всех высших учебных заведениях страны. Впоследствии, выполнив свою задачу и дав образование широким народным массам, рабфаки закрылись. А в 1970 г. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 августа 1969 г. № 681 «Об организации подготовительных отделений при высших учебных заведениях» воскресли под названием «Подготовительные отделения» (ПО). Кроме сельской и рабочей молодёжи, право обучаться на ПО получили и военнослужащие, уволенные в запас.
Через тернии в звёзды
Среди прочих выпускников подготовительных отделений, ставших успешными и знаменитыми, можно назвать вице-премьера Правительства РФ Игоря Шувалова, член-корреспондента РАН и декана философского факультета МГУ Владимира Миронова, журналиста Владислава Листьева.