> Голос поколения "П" - Аргументы Недели

//Общество 13+

Голос поколения "П"

№  () от 27 декабря 2017 [«Аргументы Недели », Сергей Рязанов ]

Фото А. Пронин /Интерпресс/ ТАСС

Шансонье, который пишет песни острее, чем это выходит у многих рокеров. Сторонник президента, критикующий российские реалии почище иных оппозиционеров. Похоже, любимое занятие Сергея ТРОФИМОВА – ломать стереотипы и рвать шаблоны.

ВАШЕ творчество более литературно и более остросоциально, чем у многих рокеров и бардов, при этом ваше имя обычно звучит в связи с шансон-тусовкой (например, по случаю премии «Шансон года»).

– Шансон, как и рок, – это одновременно и культурное явление, и торговая марка, бренд. И если говорить о русском шансоне как о культурном явлении, то впервые он стал упоминаться в связи с выходом пластинки Александра Вертинского в Париже. Достойные последователи Вертинского – это Пётр Лещенко, Владимир Высоцкий, Александр Галич. Ну а сегодня, во времена глобального взаимопроникновения жанров и культур, любая характеристика мне кажется условной.

– Когда на президентских выборах 2012 года вы стали доверенным лицом Путина, мне вспомнились слова вашей давней песни: «Мы наладились совмещать нашу совесть с выгодой».

– Большинство людей судят о каком-либо явлении в государстве с позиции сиюминутности, а я привык видеть проблемы несколько иначе. После отмены крепостного права прошло лишь чуть больше 50 лет, как появилось крепостничество ещё хуже – так называемый большевизм, который вообще никакие права людей ни во что не ставил. [end_short_text]Опыт демократии в России не насчитывает и 30 лет – очень мало по историческим меркам. Владимир Путин – один из наиболее приемлемых кандидатов в президенты: у него есть опыт управления Россией, он знает, что сейчас осуществимо, а что – нет. Любой новый человек на посту президента – это смена управления, смена идеологических позиций. В нашей стране, как правило, всё это заканчивается кровью и махновщиной.

– Вслед за Пелевиным и многими другими вы назвали своё поколение (С. Трофимов родился в 1966 году. – «АН») «поколением пепси»…

– Мы потребляем, а не созидаем. Нам вдруг открылась возможность приобретения всяческих благ, а в мире ничего не даётся просто так, не обходится без жертвы. Экономика потребления достигла своего максимума, мир живёт в кредит и не по средствам. И за это приходится жертвовать – чем-то таким, что присуще человеку изначально. Жертвовать тем, что оформляет человека не только физически, как примата, но и духовно.

– О том поколении, что идёт вам на смену, вы спели совсем пессимистично: «Виртуальные дети Нета, у которых уже нет прошлого. И России, похоже, нету». Протестная активность молодёжи, проявленная в этом году, – зло?

– Молодёжь обязана протестовать против существующего порядка вещей, против действительности, потому что для них опыт отцов и дедов ничего не значит. И это хорошо.

– Хорошо?

– Да. Потому что они подрастут и поймут, что опыт отцов и дедов был не напрасен, – и обогатят его собственным опытом. Вообще я переживаю за нашу молодёжь. Она находится в абсолютно новой реальности – такого в истории человечества никогда не было. Тот объём информации, что сыпется на них благодаря Интернету, нельзя ни переварить, ни отрефлексировать. У них нет времени, чтобы что-то глубоко осмыслить и прийти к каким-то выводам. Те выводы, что поступают к ним вместе с информацией, – это не их выводы, чужие. И жаль, потому что все они детишки очень талантливые и могли бы повлиять на будущее.

– Песня «Падаем» на вашем последнем альбоме «Посередине» звучит по-декадентски, в ней слышится мазохистская или даже суицидальная обречённость, жутко красивая обречённость. Недавно рокер Сергей Галанин сказал нам: «Когда я публично что-то говорю, эти слова для многих становятся неким ориентиром, и недавно ко мне пришло понимание: надо быть серьёзнее и осторожнее».

– У меня много неопубликованных песен. В них высказано моё отношение к современному христианству, а искушать людей я не вправе. Что касается песни «Падаем»… Если свет нарисован на картинке, то растение, под каким углом эту картинку ни ставь, погибнет. Ему нужен настоящий свет. То же и с человеческой душой. Если человек выпускает из души лучик, который даётся ему Господом, если отпускает от себя благодать Господню и не ищет её, то человек обречён. И сегодняшнее общество, вроде как русское, – лишь видимость русского общества. «Мы» – это когда наша сборная по футболу выигрывает, а когда надо решать глобальные задачи, связанные с нашим выживанием, то каждый сам за себя. Даже то общероссийское единение, которое якобы возникло в результате «русской весны», – лишь красивая телекартинка, фикция, продукт умных политтехнологов.

– Кстати, о «русской весне». Вы написали песню про казака-ополченца Сармата…

– Наш фонд помогает инвалидам горячих точек (и не только материально, но и психологически). Поэтому я лично знаю добровольцев, которые поехали на Донбасс, чтобы поддержать наших, русских, чтобы эту русскость вернуть. Они возвратились глубоко разочарованными. Там всё очень непросто. Образ казака с позывным Сармат списан с реального человека, который там воевал и был ранен. Вернулся в Россию без ноги – никому не нужный. Ополченцы окунаются обратно в мирную жизнь, и перед ними встаёт вопрос: а за что ж мы кровь-то проливали? И ответ на этот вопрос, к сожалению, не является общенародным – у каждого, кто туда поехал, свой ответ. Свой мотив, свой порыв души. В этом плане, кстати, я понимаю Захара Прилепина. Говорят, он поехал ради пиара, – да ничего подобного! Тоже по зову души поехал.

– Вы поёте: «Ради прибыли годно всё, ради славы сойдёт любое. Яйца гусь и петух снесёт, баба явится с бородою». Считаете ли вы Россию оплотом традиционных ценностей?

– На самом деле так оно и есть. По общению со своими друзьями, проживающими в Западной Европе и Америке, могу сказать, что и там видят в России тот самый оплот традиционных ценностей. Там, на Западе, фашизм наоборот, либеральный фашизм. Публично скажешь, что быть геем не очень хорошо, или сделаешь замечание афроамериканцу – станешь отбросом рода человеческого, недостойным своего места в обществе, и лишишься работы. Слава богу, в России держат, пусть тоже с перебором, нормальные позиции: мальчик с мальчиком – это противоестественно. Вы можете представить берлинского гея-метросексуала на улицах Сызрани? Ну, минут пять он погуляет (смеётся).

– В песне «Соль земли» вы призываете людей физического труда к некоему пробуждению. Речь не о новой Октябрьской революции, так ведь?

– Ни в коем случае. Я осознанно протестую против той финансовой системы, которая сложилась. Человека с помощью банковских кредитов загоняют в кабалу, вся система заточена на то, чтобы сделать его по большому счёту рабом. Тот, кто производит реальные блага– материальные, интеллектуальные, – живёт весьма скромно по сравнению с такими финансистами – спекулянтами, барыгами. Да, в этом плане я скорее марксист, чем последователь западных социальных утопистов вроде Макса Вебера, из которых выросла современная модель. Не понимаю, почему кто-то с Уолл-стрит должен жить лучше, чем тот, кто делает башмаки? Почему в мире выстроена такая паразитическая модель, при которой, ничего не производя, ты живёшь лучше всех? Деньги делают деньги.

В мире переломный момент, и мы не можем обособленно от остального мира переживать закат и кризис капитализма. Сейчас эпоха постмодерна, сменяются все ценности и ориентиры, связанные с глобальными проблемами – технологическими, информационными и так далее. Не только у нас, но и во всём мире нет осмысления того, к чему мы идём и чего хотим достичь. Тем, кто критикует Россию, я хочу сказать, что на Западе точно такой же кризис цивилизации, как у нас. Там тоже нет стратегического планирования – будущее никем не описано. Меня могут порицать, но я считаю, что описание будущего в первую очередь произойдёт в России. Здесь есть светлые умы, которые привыкли мыслить нестандартно, нешаблонно – именно в результате того, что в России государственный гнёт всегда был слишком сильным. У нашего человека высокий порог выживаемости, высокий порог осмысления действительности, парадоксального осмысления действительности, о котором говорили Достоевский, Толстой, Чехов. И это может сейчас сыграть на руку. Я жду от России новой идеи – не национальной идеи, не коммунистической, не капиталистической, а именно новой идеи, которая послужит маячком для всего человечества. Эта идея должна объединить всё то, что человечество знает и что почему-то никак не объединяется. Нужен кто-то, кто воедино соберёт несовместимые, казалось бы, вещи. Именно это даст человечеству шанс прожить хотя бы ещё эпоху.

– «АН» регулярно пишут об оттоке из России мозгов, в том числе еврейских. У вас на альбоме еврейская тема затронута дважды. Остро ли стоит в стране проблема антисемитизма?

– Пока есть украинцы и американцы – нет, не остро (смеётся).

– С Новым годом вас, Сергей!

– И вас! Желаю вам и вашим читателям, чтобы все желания сбылись, чтобы снег был белым и пушистым, а вокруг – счастливые лица друзей.

Сергей РЯЗАНОВ

  • Теги: 


Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Общество

В двух шагах от линии фронта

Вот уже более двух лет проходят дни специальной военной операции. О мужестве и героизме наших солдат и офицеров на передовой уже написано немало. В этой статье мы с вами обратим внимание на тех людей, которые не связаны напрямую с выполнением боевых задач с автоматом в руке. Тем не менее, представить себе военные будни без героев сегодняшней статьи не представляется возможным. Военный врач, военный психолог, военный священник, военный артист, военный инструктор. Обратите внимание, эта общая для всех приставка к профессии в корне меняет ее значение. Люди, с которыми удалось побеседовать корреспонденту «Аргументов недели», - представители мирной профессии, нашедшие свое предназначение в том, чтобы знания, навыки и возможности, полученные для использования «в мирных целях», применить для внесения своего вклада в дело нашей Победы. Это и гражданские лица, приезжающие в зону проведения специальной военной операции, в составе гуманитарных миссий, и штатные военнослужащие. И не только…