Память нельзя выскоблить ложкой
№ () от 7 декабря 2017 [«Аргументы Недели », Татьяна Никишина ]
Легендарному режиссёру и сценаристу Александру МИТТЕ в этом году исполнилось 84 года. А это значит, что он пережил сталинские времена, хрущёвскую оттепель, брежневский застой и перестройки и, конечно, эпоху 17-летнего правления Владимира Путина. Александр Наумович родился в Москве, окончил МИСИ им. Куйбышева, а затем ВГИК. Его фильм «Звонят, откройте дверь» получил в 1966 году «Льва Святого Марка» на Венецианском кинофестивале. 10 лет спустя его «Экипаж» ничего не получил, но стал поистине народным. Сегодня Митта пишет книги и преподаёт в «Школе-студии Александра Митты».
– Александр Наумович, в последнее время о вашем фильме «Экипаж» много говорили в связи с выходом одноимённого фильма-катастрофы вашего ученика Николая Лебедева...
– Идея Лебедева мне понравилась. Когда к фильмам прошлого относятся не как к предмету для мелких коммерческих спекуляций, то происходит развитие. Новый «Экипаж» развивает идеи, заложенные в моей картине, другими словами, фильм-сын, «Экипаж» другого поколения.
– В новом вы выступили как консультант, что именно консультировали?
– Честно говоря, думал, что мною воспользуются намного больше. Но сколько надо было – столько взяли. А консультировал то, как комбинированные съёмки с макетами могут быть совмещены с цифрой. Американцы так и делают, и очень эффективно.
– Читала, что вы хотели снимать сказку, но пришло указание показать во всей красе подвиг советских лётчиков и преимущества Ту-154...
– Мне хотелось снять мифологический фильм, чтобы в нём соединялось сразу несколько жанров. Для нас это было в новинку, и никто, кроме Георгия Данелии, такую идею в жизнь не продвигал. Если говорить о самолётах, то Ту-154 – наша главная машина! Мне его не навязали, наоборот, я сам попросил. Для меня было огромным подарком, что мне дали списанную машину и позволили в ней снимать кино. До Ту‑154 у нас был Ту-114, легендарная машина, пассажирский вариант бомбардировщика, который мог долететь до Америки. Все они отлетали без единой аварии.
– Как вам удалось в советское время снять коммерческое кино?
– Тогда такого понятия вообще не было. Прокат весь был у государства, бороться ни с кем не надо. Проблема одна – надо было выполнить план. В советское время его называли «величеством». А что фильм «Экипаж» станет народным – не планировалось. Выпустили на экраны без единого слова рекламы! Втёмную, вслепую, ни плакатов, ни теле-радио, ни газет! Первые дни картина шла в пустом зале. Я был совершенно убит! Дождался понедельника и пошёл ругаться с чиновниками. Один из них позвал на Пушкинскую площадь, а там у «России» очередь в три круга. Оказалось, что зрители узнали о фильме благодаря сарафанному радио. После её 6 месяцев не могли выгнать из кинотеатров. «Экипаж» и «Пираты XX века» Бориса Дурова на какое-то время стали помехой госпрокату. По плану каждая картина должна была показываться две недели. Студии делали ровно столько, чтобы одна картина сменяла другую. А «Экипаж» нельзя было вытащить с экрана потому, что за 84% наполнения зрительного зала директора кинотеатров получали 30%-ную премию. Директора держали плёнки до износа. Режиссёры, которые сняли свои фильмы и чьё место занял «Экипаж», остались без проката. На очередном съезде они на меня просто волками смотрели. А у меня уже и другие идеи родились, но на студии мне сказали: «Не надо, хватит!» «Экипаж» никому, кроме зрителей, был не нужен. Потому и не получил ни одной премии. Это было зрительское кино.
– Рустам Ибрагимбеков рассказывал, что ваш «Экипаж» очень понравился Леониду Брежневу и ему хотели дать Госпремию. Но дали фильму «Допрос», потому что 1-й секретарь ЦК КП Азербайджанской ССР Гейдар Алиев начал кампанию против коррупции и позвонил Михаилу Суслову, мол, «Экипаж» – фильм развлекательный, а «Допрос» – социально необходимый».
-Я ничего об этом не знал. Известно, что голая женская грудь, показанная через аквариум, очень возмутила пенсионеров. Госкино было завалено письмами о недопустимом разврате на советском экране. Одна женщина на собрании сказала: «Я своего мужа за 30 лет никогда голым не видела, и он меня не видел, потому что я всегда в ночной рубашке была!» Так что и Ленинская премия нам тоже не грозила.
– Госпремию вам дали в 2001 году за сериал «Граница. Таёжный роман». Кто и где вам её вручал?
– Владимир Путин в Кремле. Приёмная комиссия отвергла этот сериал. Тогда руководитель администрации президента Александр Волошин его к ним вернул. Члены комиссии возмутились: «Как так? Мы же отвергли!» И опять отказали. Волошин снова вернул сериал на рассмотрение, тут они задумались: «В чём дело?» А дело было в том, что Путин перед сном посмотрел несколько серий сериала (жена порекомендовала), и он ему понравился. Сам он не давал никаких указаний, посмотрел и забыл. Но Волошин знал, что Владимиру Владимировичу понравилось... На вручении Госпремии неугомонный Алексей Гуськов подошёл к Путину и спросил: «Владимир Владимирович, а вы действительно смотрели?» На что тот сказал: «Да, смотрел, мне жена показала вашу линию».
Я тогда всех молодых ребят включил в список на премию: Алексей Гуськов, Михаил Ефремов, Лена Панова... Деньги небольшие, а почёт для актёра – дело не последнее.
– Наши кинодеятели постоянно ругают американское кино, называют его развлекательно-поверхностным. Вы же Голливуд защищаете, говорите, что американцы выпускают остросоциальное кино, которое обнажает внутренние проблемы. Почему у нас не снимают остросоциальные фильмы?
– Возьмём, к примеру, фильм «Эпидемия». Он о том, как американские генералы нашли биологическое оружие, одни из них хотят, чтобы этого оружия не было, а другие вцепились в него как в оборонный резерв. Вы можете себе представить, чтобы у нас сняли фильм, где на примере нашей армии мы разбирали, что кто-то хочет одного, а кто-то другого? Все хотят того, что хочет министр обороны, и так повсюду! Социальная критика в кино сведена к минимуму. Не потому, что боятся, а потому, что не принято. Кино же возбуждает эмоции, а эмоции руководят людьми сильнее, чем мысли. Возбудишь эмоции, а люди пойдут что-нибудь громить. Сейчас, правда, наоборот. Сняли безобидную красивую картину про любовь «Матильда», но нашлась невежественная пиарщица из Госдумы. Как можно забыть биографию человека, которого современники назвали Николаем Кровавым?! Он устроил расстрел демонстрантов, которые шли к нему с прошением. Стреляли не только в людей, но и в иконы, которые они несли. Это исторический факт! Но память нельзя выскоблить ложкой из головы. А нам пытаются ложку в череп засунуть, чтобы мы стали идиотами. Я с печалью принимаю расстрел семьи царя, и все эти революционеры мне не близки. Но пусть бы тогда потоптали ногами Сталина и Ленина за то, что они истребили половину России, чтобы вторую половину сделать счастливой. Слава богу, власть одумалась и поняла, что нельзя поощрять экстремизм, прикрывающийся религиозными целями.
– В последнее время у нас пытаются обелить Сталина, Ивана Грозного, установить им памятники. Откуда такой интерес к одиозным фигурам?
-К сожалению, в современном обществе много невежества, незнания своей истории, потому и нет понимания, как к ней отнестись. Сталин – одна из чудовищных фигур в истории, настоящий душегуб. При этом он был достаточно умным и хитрым человеком. Вот, говорят, что он превратил Россию в индустриальную державу. А для чего? Чего он хотел добиться? Сталин хотел совершить мировую революцию, хотел всех покорить. Он готовился к войне с Германией, но Гитлер на старте оказался шустрее.
Всё в сталинские времена добывалось кровью: уничтожали деревни, людей в ссылку ссылали! Но не все люди знают это, забыли. В царские времена Ивану Грозному не было поставлено ни одного памятника! Потому что все знали, что он душегуб. У него в Кремле стояли клетки с голодными медведями. Такое развлечение себе устраивал: смотреть, как медведь человека раздирает и как тот сходит с ума от боли перед смертью. В последнее время у нас все отъелись немножко, и теперь хочется значительности. А значительность при Сталине была, была огромная держава, которая держалась, схватив за горло 15 республик.
– Ваши родители были убеждёнными коммунистами, однако это не спасло вашу маму от 10 лет лагерей. После этого ваш отец изменил отношение к Сталину?
-Мою маму осудили не по политическим делам. Она была привлекательной женщиной и приглянулась одному кагэбэшнику, который попытался её изнасиловать. Мама была коммунисткой, работала на предприятии и верила, что партия заступится. Пошла и заявила на него. На следующий день появились две женщины, которые сказали, что слышали, как мама сказала: «Хорошо, что убили Кирова, надо бы ещё и Сталина!» Мне тогда было 4 года, и я видел этих женщин. Мы с отцом ходили к ним в общежитие. Они плакали и говорили: «Что мы могли сделать? Нас бы в деревню отправили, а там голод». Вот так мама отсидела свои 10 лет. Отца я никогда не спрашивал про его отношение к Сталину, но знаю, многие думали, что Ленин хороший, а Сталин и его окружение искажают его политику. Я обсуждал это с проверенными товарищами, но на людях никогда не говорил. Потому что повсюду были стукачи, которые засылались даже в школу. Об этом все знали. Докладывали завучу о том, что происходит в классе, а тот, как правило, был связан с органами.
– Про сталинские лагеря вы сняли фильм «Затерянный в Сибири». Сейчас про это практически перестали снимать...
– Конечно, про сталинские лагеря необходимо снимать, но кому это надо? На такой фильм никого палкой не загонишь. Кино сегодня – как развлечение, как свидание с попкорном. Кому охота смотреть про ужасы лагерей за свои деньги? Государству нужны патриотические фильмы. Поэтому так много выходит фильмов про войну – срежиссированных мифов о том, как страдание объединяло народ. В таком виде фильмы про войну никто не смотрит, они не окупаются в прокате. За тему, которую я уже никогда не сниму, взялся один мой ученик. Фильм про лагерь «А.Л.Ж.И.Р.» (Акмолинский лагерь жён изменников Родины). Он был сооружён в Казахстане. Там были только жёны, матери, которых лишили детей. Это лагерь, где по определению не могло быть ни одного преступника, только несчастные женщины. В любой цивилизованной стране такой лагерь стал бы легендарным адом на Земле! У нас про него почти никто не знает!