Как стало известно, прокуратура Дагестана обратилась в верховный суд республики с требованием ликвидировать мусорные свалки, находящиеся в опасной близости к аэропорту Махачкалы. Обитающие на полигонах бытовых отходов стаи птиц летят прямо в двигатели взлетающих и приземляющихся самолетов, создавая непосредственную угрозу жизни пассажиров. "Аргументы недели" решили разобраться в этой ситуации и выяснить, почему тысячи простых дагестанцев вынуждены рисковать жизнью, каждый раз приезжая в аэропорт Махачкалы.
Не так давно голливудские киностудии экранизировали "Чудо на Гудзоне" — известный случай, когда в 2009 году аэробусу пришлось садиться в реку Гудзон из-за столкновения с птицами, сразу после взлета из Нью-Йорка. Взлет и посадка — самые тревожные моменты для пассажиров: по статистике от Boeing, при этих маневрах случается больше половины авиакатастроф. В 2007-м птицы сбили в Домодедово Ан-2, погибли люди. После каждой аварии власти судорожно ищут виноватых, и почти всегда есть те, кто всё прошляпил на земле. Сегодня российским режиссерам впору снимать фильм «Чудо на Каспии» - садящиеся в аэропорту Махачкалы самолеты рискуют столкнуться с птицами, обитающими на близлежащих свалках.
Аэропорт Уйташ в Дагестане. Фото: sknews.ru
Этим летом транспортный прокурор Махачкалы Меде Медеев обратился в федеральный суд республики Дагестан с иском к региональному Минстрою. Прокурор обнаружил, что местный аэропорт Уйташ окружен свалками, и чайки летают прямо рядом с ревущими моторами.
Махачкалинский аэропорт - один из самых загруженных в России. Как заявляет прокурор Медеев в своих исках, "пределы приаэродромной территории аэропорта Махачкала до настоящего времени не обозначены", чем "создана угроза безопасности полетов воздушных судов, жизни и здоровью неопределенного круга лиц". Так, в 6 500 метрах от контрольной точки аэродрома мусорная свалка, а в 8 300 метрах размещён полигон бытовых отходов. В нарушение Федеральных авиационных правил "на приаэродромной территории размещены мусорные свалки, животноводческие фермы, полигоны бытовых отходов, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц и других животных, что негативно влияет на безопасность полетов воздушных судов в районе аэропорта Махачкала».
Согласно пункту 59 Федеральных авиационных правил, "в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов — до 15 км от контрольной точки аэродрома запрещается размещать объекты выбросов (размещения) отходов… и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц».
Свалки есть и с северной, и с южной стороны аэропорта — со стороны примыкающего к Махачкале городка Каспийска (эта сторона более плотно заселена) и села Зеленоморское. Чайкам и бакланам удобно: Каспийское море находится лишь в километре. Самолеты садятся и взлетают в аэропорту и с южной, и с северной сторон полосы. На снимке из космоса от 2015 года видно, насколько низко судно летит над некими хозяйственными постройками, находясь недалеко от Зеленоморской свалки.
Фото: gp.by
В интересах чаек, бакланов и Керимовых
Власти боролись со свалками рядом с аэропортами в Ульяновске, Екатеринбурге и в других регионах, однако ситуация с аэропортом Уйташ выделяется из всех подобных случаев концентрацией свалок.
"В этом случае пугает их (птиц) громадное количество. И если их вспугнули, все это вспорхнуло как раз на взлете самолета, то здесь может произойти трагедия. Расположение свалок вблизи аэропорта – это прямое нарушение закона. Воздушному транспорту должна быть обеспечена безопасность. Владелец аэропорта должен бить в колокола, если создается такая ситуация", — прокомментировал авиационный специалист, эксперт ДОСААФ России Александр Боржко.
Как выяснилось, за гигиеническое состояние всего аэродромного комплекса аэропорта Махачкалы отвечает фирма Аэротраст, владельцем компании числится некий Мурад Буттаев, который раньше был управляющим «Анжи-Арена» (владельцем клуба долгое время был сенатор). Аэротраст был назначен подрядчиком без конкурса, сама компания была зарегистрирована прямо перед заключением первого контракта в 2015 году. Компания получит от аэропорта до 2021 года 180 млн рублей за "текущий ремонт зданий, благоустройство и уборку территорий, эксплуатацию и ремонт сетей инженерно-технического обеспечения, эксплуатацию оздоровительного комплекса, эксплуатация аэровокзального комплекса".
Ликвидация мусорных полигонов – дело затратное. Как показывает опыт других регионов, борющихся со стихийными свалками, убрать один полигон средних размеров стоит сотни миллионов рублей. Представляя в 2014 году республиканским властям план развития аэропорта стоимостью несколько миллиардов рублей, руководство «Нафта-Москва» обещало построить в воздушной гавани логистические и гостиничные комплексы, новые терминалы. Пока ни гостиниц, ни логистических комплексов дагестанцы в аэропорту не увидели – скорее всего, денег у компании не хватило на исполнение данных обещаний. Об этом говорили сами менеджеры «Нафты», которые жаловались на то, что государство мало помогает в развитии аэропорта: "На период 2012-2014 годов на реконструкцию и модернизацию махачкалинского аэропорта предусмотрено всего 2,3 млрд рублей. Этих денег хватит только на то, чтобы залатать дыры».
Беспрекословный авторитет
Вопросом свалок в селе Зеленоморском и Каспийске в 2016 году занималось местное управление Росприроднадзора, но, судя по всему, безуспешно. Проигрывает в борьбе за безопасность полетов из махачкалинского аэропорта и прокурор Медеев. Например, в марте этого года Карабудахкентский районный суд отказал прокурору в удовлетворении его иска к властям республики в лице Минстроя, посоветовав обращаться в суд как частному лицу — с гражданским иском к администрации села Зеленоморское.
«То, что происходит в аэропорту Махачкалы, - безобразие и разгильдяйство, на мой взгляд. Вы помните пословицу «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»? Видимо, владельцы аэропорта ждут, пока грянет гром. Только самое печальное, что за этим громом может быть трагедия. А потом начнут виноватых, назначать дураков. Мировой опыт показывает, когда стая птиц влетает в сопло двигателей, от них защиты нет», - резюмирует Александр Боржко.
Резолютивная часть решения Арбитражного суда города Москвы
по делу № А40-191377/2017-134-148
1. Признать несоответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию АО «Аэропорт Махачкала», опубликованные в сетевом издании «Аргументы недели Закрытого акционерного общества «Издательский дом «Аргументы недели» в статье «Жизни пассажиров аэропорта Махачкалы стали заложниками птиц», на сайте в сети Интернет http://аrgumenti.ru/society/2017/09/549142, не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию акционерного общества «Международный аэропорт «Махачкала»», а именно:
1) «Прокуратура Дагестана тщетно пытается заставить владельца аэропорта Сулеймана Керимова закрыть свалки на территории воздушной гавани»;
2) «Сенатор от Дагестана Сулейман Керимов, получивший аэропорт в управление три года назад, все это время игнорировал требования транспортной прокуратуры соблюдать федеральные авиационные правила и ликвидировать свалки»;
3) «Аэропорт закрывает глаза на свалки»;
4) «А администрация аэропорта - контролируемая сенатором Сулейманом Керимовым АО «Аэропорт Махачкала»» - и республиканские власти в лице Минстроя РД, ответственного за планирование территории и контроль за использованием земель по назначению, «бездействуют»;
5) «При этом руководство аэропорта игнорирует выполнение требований безопасности полетов, указывает прокуратура»;
6) «Возможно, руководство махачкалинского аэропорта и компании Аэротраст просто решили, что можно закрыть глаза на свалки, не заниматься их затратной ликвидацией и сэкономить значительные суммы денег. Ведь с финансами у аэропорта всегда были проблемы»;
2. Признать несоответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию АО «Аэропорт Махачкала», опубликованные в сетевом издании «Соловей.Инфо», свидетельство ЭЛ № ФС 77 - 67670, учредителя Томберга Давида Викторовича в статье « Птицы со свалок создали угрозу жизни пассажирам махачкалинского аэропорта», на сайте в сети Интернет https://solovei.info/reqiony/ptitsvso-svalok-sozdali-uqrozu-zhizni-passazhiram-makhachkalinskogo-aeroporta.html, не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию акционерного общества «Международный аэропорт «Махачкала»», а именно:
1) «Птицы со свалок создали угрозу жизни пассажирам махачкалинского аэропорта»;
2) «В аэропорте Махачкалы жизням пассажиров угрожают птицы с местных свалок»;
3) «Получивший в управление аэропорт Уйташ сенатор Сулейман Керимов игнорировал требования ликвидировать свалки»,
3. Признать несоответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию АО «Аэропорт Махачкала», опубликованные сведения, размещенные в сетевом издании «ТНЕ CAUCASUS POST», свидетельство ЭЛ № ФС 77 - 67509, Общества с ограниченной ответственностью «Медиа пост», в статье: «В Махачкале взлетам самолетов стали угрожать птицы с местных свалок», на сайте в сети Интернет https://capost.media/news/sensatsii/v-makhachkale-vzletam-samoletov-stali-ugrozhat-ptitsy-smestnykh-svalok-/ не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию акционерного общества «Международный аэропорт «Махачкала»», а именно: ) «Ни владелец», ни городские власти «шагов для ликвидации свалок до сих пор не предприняли» - выделенный кавычками текст.
4. Обязать закрытое акционерное общество «Издательский дом «Аргументы недели» в течение трех дней с даты вступления решения суда в законную силу удалить с сайта в сети Интернет http://argumenti.ru/society/2017/09/549142 сведения, признанные не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию акционерного общества «Международный аэропорт «Махачкала»;
5. Обязать закрытое акционерное общество «Издательский дом «Аргументы недели» опубликовать в течение трех дней с даты вступления решения суда в законную силу на сайте в сети Интернет http://argumenti.ru/society/2017/09/549142 в том же разделе и тем же шрифтом, что и статья «Жизни пассажиров аэропорта Махачкалы стали заложниками птиц», под заголовком «Опровержение» резолютивную часть настоящего решения на срок не менее 6 месяцев
6. Обязать Томбераг Давида Викторовича, опубликовать в течение трех дней с даты вступления решения суда в законную силу на сайте в сети Интернет https://solovei.info/regionv/ptitsv-so-svalok-sozdali-ugrozu-zhizni-passazhirammakhachkalinskogo-aeroporta.html в том же разделе и тем же шрифтом, что и статья «Птицы со свалок создали угрозу жизни пассажирам махачкалинского аэропорта», под заголовком «Опровержение» резолютивную часть настоящего решения на срок не менее 6 месяцев
5. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Медиа пост», (свидетельство ЭЛ № ФС 77 - 67509), опубликовать в течение трех дней с даты вступления решения суда в законную силу на сайте в сети Интернет https://capost.media/news/sensatsii/v-makhachkale-vzletam-samoletov-stali-ugrozhat-ptitsy-smestnykh-svalok-/, в том же разделе и тем же шрифтом, что и статья «В Махачкале взлетам самолетов стали угрожать птицы с местных свалок», под заголовком «Опровержение» резолютивную часть настоящего решения на срок не менее 6 месяцев.
Взыскать с ЗАО ИД «Аргументы недели» в пользу АО «Аэропорт Махачкала» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. 00 коп.
Взыскать с ООО «Медиа пост» в пользу АО «Аэропорт Махачкала» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. 00 коп.
Взыскать с Томберга Д.В. в пользу АО «Аэропорт Махачкала» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. 00 коп. В остальной части заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: Е.В.Титова