Аргументы Недели → Общество № 33(575) от 24.08.2017 13+

ОТР шагает по стране

, 19:48

Общественное телевидение России не гонится за рейтингами. И – слава богу! Можно спокойно и откровенно говорить о повседневной жизни российских граждан, наполненной радостями, бедами, достижениями и поражениями. Можно рассказывать без всяких прикрас о реальных проблемах регионов нашей страны – от далёкого восточного Сахалина до самого западного – Калининграда. 
Юлия ЕРМИЛОВА, заместитель директора Дирекции информационного вещания ОТР, ответила на вопросы обозревателя «АН».

 

- Юлия, вы стояли у истоков ОТР. Почему пришли на новый канал, с какими идеями?

– Всегда интересно делать что-то с нуля. Ступить на неосвоенное, непаханое поле, где ты можешь попробовать воплотить свои идеи, а не пытаться встроиться в чью-то готовую концепцию. Мне вообще нравится идея Общественного телевидения. Ещё учась на журфаке МГУ, я писала диплом на эту тему. Спустя годы было интересно теорию воплотить в жизнь.

Концептуальная задача Общественного телевидения – реагировать на то, что хочет общество. Если остальные каналы ориентируются прежде всего на рекламу – что будет продаваться, а что нет, то на Общественном телевидении всё просто и честно. Интересны твои темы, передачи, новости обычному человеку – канал будут смотреть. Нет – никакого зрительского отклика не жди.

– Чем новости ОТР отличаются от тех, что показывают на других федеральных каналах?

– Мы не стремимся рассказать что-то горячее про Украину или Сирию, или кто где кого зарезал. У нас новости про страну: как она живёт, с востока и до самого запада. Почти в каждом крупном городе у нас есть свои стрингеры, корреспонденты. Политические новости нас интересуют применительно к людям: как эта политика отразится на их жизни.

– А «протестные» новости у вас бывают? Забастовки, митинги, голодовки?

– Конечно. Например, мы первыми рассказали о шахтёрах из Гукова в Ростовской области, которые голодают уже два года. Шахта разорилась, людям не выплачивают задолженность по зарплате. Мы постоянно следим за тем, что там происходит, снимаем их митинги, приглашали шахтёров в студию. И, знаете, на них наконец обратили внимание, стали что-то выплачивать, потому что перед Новым годом семьям шахтёров уже просто не на что было покупать еду! Хотя, конечно, до конца решения проблемы ещё далеко.

– Почему ведущие передач, выпусков новостей у вас в основном из провинции? Они лучше знают жизнь глубинки?

– Процентов 80 нашей новостной дирекции – люди из регионов, но не потому, что у нас такая политика. Просто в Москву приезжают интересные, яркие, талантливые ребята. И нам, конечно, помогает, что они знают свой регион. Могут что-то подсказать, лучше, быстрее сделать. В работе они многое пропускают через себя, не остаются равнодушными к чужой боли, понимают, что действительно волнует людей – таких же, как они сами.

 

Россия в отражении

– Юлия, кто придумал проект «ОТРажение», который идёт на канале по будням с 17 до 21 часа? Какова концепция передачи?

– Директор Дирекции информации Константин Точилин и я. Нам в 2014 году нужно было что-то сделать к новому сезону. И Костя, который раньше работал и на радио, предложил радийную разговорную модель перенести на телеэкран. Мне кажется, мы угадали запрос общества, потому что «ОТРажение» – передача прежде всего интерактивная. Это сейчас очень востребовано: у всех есть Интернет, все привыкли к тому, что на их письма, сообщения реагируют мгновенно. И когда на тебя так же быстро реагирует телевизор, людям становится интересно общаться. Мы решили нашу студию раскрыть нараспашку. Четыре часа прямого эфира. Общайтесь с ведущими по скайпу, звоните в студию, пишите СМС. Просите пригласить в эфир тех или иных экспертов – позовём! У вас проблема, а власти не реагируют – говорите, отправим съёмочную группу.

– Самые резонансные темы, которые вызвали большой отклик, шквал звонков, писем?

– Не так давно «Газпром» начал оформлять земли, по которым проходят газопроводы, и выделять охранные зоны. А раньше многие из них вообще не вносились в кадастр, и на этих землях уже стоят целые деревни. Люди продавали всё, чтобы построить дома, государство выделяло эту землю многодетным, разрешало использовать материнский капитал. По документам обременения на землю нет, а по факту труба есть, и теперь «Газпром» обязывает жителей сносить все дома за свой счёт. Люди и митинговали, и в суды ходили. Они обращались и к нам, и в другие СМИ. Проблему не удалось замолчать, и сейчас её пытаются решить.

– «ОТРажение недели» – итоговая программа. Какие темы освещаете, под каким ракурсом?

– Мы берём самые яркие социальные темы, которые обсуждали всю неделю, и «раскатываем» на страну: ситуация в других регионах, комментарии экспертов, обобщения.

Ещё в нашей еженедельной программе есть интересные рубрики. Например, «Россия. XXI век». Это то, что нарочно не придумаешь. В Орловской области наш корреспондент случайно снял такой кадр. Представьте, грунтовка, грязь непролазная, по ней идёт мальчик лет 12, держит под руку девочку помладше. А девочка… едет на роликах! Точнее, не едет, а шлёпает по жирной грязи. Детям просто негде больше кататься – других дорог в деревне нет. А кататься так хочется!

Но мы показываем и замечательные вещи, о которых на российском телевидении говорят мало. Например, был в 
«ОТРажении» сюжет о потрясающих людях, которые в Иркутской области восстанавливают деревни. Реставрируют, красят старые дома. Не дают им умереть. Это же так здорово!

 

Самые реальные цифры

– «Реальные цифры» – это такой проект в проекте. Как возникла идея «узнать настоящую правду» от населения?

– Мы в «ОТРажении» обсуждали тему средней зарплаты по стране. Основывались на данных Росстата, комментировал их специалист. И вдруг в прямой эфир посыпались СМС зрителей – о чём он говорит, у нас нет таких средних зарплат! Мы тут же попросили – присылайте нам сведения о тех зарплатах, которые есть. Люди начали писать. Разница между официальными данными Росстата и цифрами от зрителей получалась в два раза!

И тогда мы решили запустить регулярную рубрику «Реальные цифры». Каждый понедельник объявляем тему опроса: зарплаты, счета за коммуналку, стоимость продуктовой корзины. Сейчас вот будем считать, сколько в регионах стоит собрать ребёнка в школу. И всю неделю получаем от зрителей звонки, письма, СМС. В пятницу сравниваем эти «реальные цифры» с данными Росстата. А в воскресенье, в «ОТРажении недели», подводим окончательные итоги.

– Кстати, по поводу реальных зарплат у вас ведь был конфликт с «Почтой России»?

– Да, когда мы считали среднюю зарплату, нам прислали сообщение из Новгородской области: «Я – почтальон. У меня зарплата – 2800». Мы так и выдали в прямой эфир: это самая маленькая зарплата, которую мы обнаружили в нашей стране! В то время как раз разгорался скандал с премиальными прежнего руководителя «Почты России» Страшнова. Нам позвонили из пресс-службы «Почты» и потребовали «сдать» героя из Новгородской области: «Мы его накажем за дезинформацию. Он, наверное, что-то напутал или соврал вам».

Сдавать мы никого не стали, а решили сделать сюжет. Дозвонились до этой женщины-почтальона, она не возражала. Действительно, её зарплата – 2800 рублей. Да, она работает не полную неделю, три дня. Но за эти деньги ей приходится пешком идти 10 километров в одну сторону, 10 – в другую. По полям, лесам, в снег и в дождь, с сумкой, полной пенсионных денег, без всякой охраны. А ещё она тащит на себе продукты, моющие средства, потому что почта в таких отдалённых местах работает и как магазин… В общем, «Почта России» спор проиграла.

– Как люди выживают, получая такие мизерные деньги?!

– Вот именно что выживают. Из СМС, которые во время прямого эфира приходят в студию «ОТРажения», получается целая народная энциклопедия способов выживания.

Самарская область. «Мы в детскую больницу часто кладём детей из соседних сёл – без заболеваний, просто подкормиться. Придумываем им диагнозы, они неделю лежат на казённом питании. Иначе их семьям не выжить – работы нет, денег нет. Особенно часто это бывает весной, когда зимние эпидемии проходят, а летние несчастные случаи ещё не начались, койки пустые…»

Чувашия. «Наш хлебокомбинат разрешает забирать домой брак. Мы его после смены прямо у ворот продаём – в два раза дешевле, чем нормальный хлеб. Получается, ещё одна зарплата. Все про это знают, руководству тоже выгодно, потому что оно нам меньше платит. А хлеб хороший, только немного помятый или подгорелый, но есть можно».

Копейск, Челябинская область. «Я – воспитатель в детском саду. Оклад – 8600, надбавка – 2200, на руки – 10 800 рублей. Мы у себя даже обедать перестали. Нам наши порции повар сливает в бидончики, мы их несём домой – своих детей кормить. Стыдно! Мой сын думает, что мы еду воруем и детей объедаем…»

– А вы спрашивали у зрителей, сколько им нужно денег, чтобы жить нормально?

– Спрашивали. Народ у нас терпелив и неприхотлив. Никто не мечтает о миллионах. Людям достаточно зарплаты в районе 50 тысяч ежемесячно. Чтобы хватало на детей, образование, отдых, ипотеку. Чтобы можно было жить, а не выживать!

Александр МАЛЮГИН

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram