Тольятти уже не наша автостолица
№ () от 9 августа 2017 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]
Проехать из Москвы на автомобиле по федеральной трассе М-5 «Урал» непросто. Так было четыре года назад, пять лет… Сначала по обычным пробкам надо выбраться из столицы, а потом вкусить все сюрпризы дороги. Дальнобойщики, привыкшие к вечной стройке и ремонту, похоже, смирились и медленно ползут через объезды и реверсивные участки (это когда порциями пропускают автомашины сначала в одном направлении, потом встречный поток). Стоят, ждут ночи, чтобы переехать на противоположный берег Волги через плотину ГЭС в Жигулёвске – днём им путь закрыт, ремонт… А движение здесь всегда напряжённое – одна из главных автодорог страны связывает запад с востоком. Для торопыгчастников это настоящее испытание. Ваш корреспондент даже с перепугу удлинил себе путь на несколько сотен километров и поехал в Тольятти не напрямую, а через Ульяновск – не знал, что днём на легковушке проскочить плотину можно без особых потерь.
Тольятти снимают с автомобильной иглы
Второй по величине город Самарской области, почти 800 тыс. населения, сорок лет справедливо считал себя автоградом и автомобилестроительной столицей страны. За дефицитные «Жигули», «Лады» и «Нивы» Тольятти получал немыслимые для других городов блага. Следует отметить – это был совершенно открытый город, а не закрытое территориальное образование (ЗАТО), работавшее на оборонку, как Арзамас-16, Красноярск-46 или целый Владивосток. Волжский автозавод развивал социалку, обеспечивал своим сотрудникам и членам их семей достойную жизнь. А что теперь? Из 120 тыс. работников на АвтоВАЗе остались 37 тысяч. Производство полного цикла постепенно вытесняется отвёрточной сборкой. Да и сам завод уже не принадлежит России, пусть и опосредованно, через госкорпорацию «Ростех». Бал правит концерн «Рено-Ниссан», у них контрольный пакет акций предприятия, с 2014 г. эффективная доля альянса превысила 50%. Сейчас, в июле-августе, конвейеры автогиганта остановились на ремонт и профилактику, проходные опустели и возникает дополнительное ощущение полной заброшенности. А в разговорах с тольяттинцами (всеми без исключения) сквозит ностальгия и по советскому прошлому, и особенно по лихим 90-м. Бандиты, разборки, перестрелки, заказные убийства из памяти стёрлись, а вот золотой дождь из полновесных рублей, который пролился на многочисленное заводское начальство и примкнувших к ним функционеров, помнится. Едем по шоссе со старым знакомым, человеком с богатым прошлым и среднеобеспеченным настоящим. Он слегка притормаживает у только ему памятного столба и радостно сообщает: «Вот смотри, оттуда в меня стреляли! Машину пришлось бросить. Но тогда я каждый день новую мог брать на заводе!»
На богатых, огромных и по большей части безвкусных особняках тоже стоит печать 90-х. Их очень много, но видно, что лучшие деньки их владельцев остались в далёком прошлом. Некоторые по факту попросту заброшены. Есть вообще уникальные варианты – разорившийся бизнесмен в своём огромном доме-крепости выращивает, как в теплице, зелёный лук. Развозит его по окрестным магазинам. На жизнь, чтобы свести концы с концами, говорит, хватает.
Или зарисовка из села Ягодное, от границы города до него около семи километров. Расположенное на высоком берегу Куйбышевского водохранилища с песчаными пляжами, оно утыкано коттеджами «рублёвского» типа. Настежь открыты ворота одного из владений, а там семейство в полном составе нарезает ветки срубленной и привезённой откуда-то древесной поросли (так мне показалось) и аккуратно выкладывает их на крыше дома. Первая мысль – во дают, наверное, решили таким образом утеплиться. Или на экологии свихнулись? «Нет, – говорит отец семейства, – корм для кроликов на зиму заготавливаем. Присоединяйтесь, нам руки нужны!» Есть, естественно, и те, у которых жизнь удалась. Но как поредели их ряды!
Сказать, что Тольятти по факту лишился налоговых поступлений от АвтоВАЗа и тихо умирает, – нельзя. Всё же 37 тыс. работников платят налог с заработной платы – НДФЛ. А самыми заметными донорами стали «Тольяттиазот» и «Куйбышевазот». Компании мирового класса, с миллиардными оборотами и отчислениями в бюджеты всех уровней. Их специализация – от азотных удобрений до полиамидных нитей. Каждая из компаний обеспечивает работой по 5 тыс. граждан. «Тольяттиазот» – единственный в мире химкомбинат, способный производить по 3 миллиона тонн аммиака ежегодно. И несмотря на «добрые» отношения с Украиной, продолжает действовать уникальный аммиакопровод Тольятти – Одесса протяжённостью свыше 2 тыс. километров. На днях объявлено, что «Куйбышевазот» вошёл в строительство нового завода стоимостью 11 млрд рублей по производству гранулированного карбамида до 1500 тонн в сутки. В промышленности он востребован для производства смол и клея, в сельском хозяйстве – как азотное удобрение.
Музей АвтоВАЗа без АвтоВАЗа
На вопрос: Вы пойдёте в Технический музей ОАО «АвтоВАЗ» или Парковый комплекс истории техники им. К.Г. Сахарова? – не стоит думать над ответом – это одно и то же. Но условия существования разные. Как вы понимаете, сегодня музей ОАО «АвтоВАЗ», ставший Парковым комплексом истории техники, не принадлежит альянсу «Рено-Ниссан», следовательно, не имеет никакого отношения к автозаводу. Он ему не нужен. В 2014 г. музей передали муниципалитету Тольятти, умыли, так сказать, руки. Не будут же французы с японцами заниматься патриотическим воспитанием граждан России – это нонсенс. Один из лощёных чиновников областного центра спросил с недоумением: «Что там может быть интересного? Свалка ржавого металлолома». Глупости, музей на зависть многим. Хорошо, что так считают далеко не все и в Самаре, и в Тольятти. Но в любом случае из богатого ведомственного музея парковый комплекс превратился в муниципальный, то есть самого низового уровня.
На 38 гектарах бывшей свалки строительных отходов размещены 450 экспонатов – от большой дизель-электрической океанской подводной лодки проекта 641Б «Сом» (её длина свыше 90 метров!), бронетехники и артиллерийских систем разных лет до экспериментальных шасси марсоходов и прототипов вазовских авто.
2 августа (так совпало), в День ВДВ, в музее наблюдались точно такие же, как в Москве, крепкие ребята (и седовласые дядьки тоже) в тельняшках и голубых беретах. В отличие от участников столичной хроники происшествий многие были с семьями, детьми на руках. Сильные, достойные – настоящие защитники Отечества. Быть рядом спокойно и безопасно. Никакого пьяного угара!
Рассказывают о том, как возник музей, обычно так: «В конце 1990-х годов два старых вазовских грешника, вице-президент Константин Григорьевич Сахаров и главный дизайнер Марк Васильевич Демидовцев, предложили создать парк и технический музей в одном лице. Подсмотрели идею в Германии». Почему грешники, понятно, топ-менеджеры завода изрядно «поднялись» на стезе пришедшей рыночной экономики. И решили оставить после себя что-то доброе и вечное. В итоге вырыли озеро, посадили траву, кустарники. Появился свой животный мир – лисы гоняются за зайцами, под крыльями боевых МиГов вырыли норы и пересвистываются тучные суслики, которых сотрудник комплекса Александр Курочкин знает по именам:
– Суслик Эдик, у него богатое приданое, самый лучший дом, норка вырыта в тени крыла самого большого самолёта. Поэтому за ним ходит, видите вон там, Клара. Всё как у людей.
Возникли улицы-аллеи, есть перекрёсток Сергея Королёва и Николы Теслы. На аллее отца и сына Черепановых стоят пять, естественно, паровозов – советский, американский, венгерский… Бронепоезд и совершенно уникальный экспонат – боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Молодец». Головная боль натовских штабов. На улице Леонардо да Винчи стоят истребители Микояна и Гуревича. В отличие от большинства музеев к любому экспонату можно подойти, прикоснуться, так сказать, к вечности.
Вандализм в малых дозах, конечно, присутствует. Желающие отвинтить «на память» детальку от гаубицы или бронетранспортёра всегда находятся, с ними сотрудники ведут перманентную войну – по существующему законодательству таких придурков очень сложно прищучить. При том, что есть возможность вполне легально за символическую плату сделать селфи на месте наводчика танка Т‑80УД – в башне, в шлемофоне. Или в кабине сверхзвукового истребителя-бомбардировщика Су-17, в защитном лётном шлеме. Можно даже прокатиться на БТР! Вазовская история собрана в ангаре экспериментальных автомобилей. Мне больше всего было жаль, что не успели довести до серийного производства концепт «Силуэт» 2004 года. Это уже достаточно крупный автомобиль класса С, по габаритам, как «Форд Мондео». Элегантная и красивая машина могла бы стать гордостью и хитом завода, она и сейчас, спустя десятилетие, смотрится очень современно. Но началась чехарда с собственниками и руководством, на горизонте замаячили французы. В общем, проект убили.
А что касается «металлолома под открытым небом» – это враньё. Танки и артиллерийские орудия выглядят по-боевому, им не страшны дожди и снега. Самолётам и ракетным комплексам, да, требуется косметика (не более того). Как и автомобилям, стоящим на открытом воздухе. Среди них есть настоящие кинозвёзды. Например, «Студебеккер US-6», выпущенный в 1943 году и поставленный в СССР по ленд-лизу. Снимался в фильме П. Чухрая «Вор», выезжал на парады в День Победы. Возможно, именно на нём удирал Фокс от Жеглова и Шарапова в «Место встречи изменить нельзя»: «Как же, Глеб Егорыч, не отставай, у Студера мотор – втрое», – отбрёхивался муровский водитель Копытин. «Студебеккер», к слову, в полном порядке.
Понемногу, но находят средства, руками энтузиастов уже начали красить несколько экспонатов. Учитывая чрезвычайно высокую степень «милитаризации», Минобороны могло бы взять шефство над уникальным Парковым комплексом – Поволжье тоже имеет право на свой Парк Победы. Цель-то одна – не забыть славную историю, величайшие технические достижения предков и воспитать патриотов своей страны.