Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 30(572) от 03.08.2017 13+

Танкопробегом по беспамятству

, 20:54

Андрей МЕРЗЛИКИН за время своей актёрской карьеры успел переиграть множество «мирных» героев: художника из картины «Без права на ошибку», врача-психиатра из фильма «Дети Водолея», хоккейного тренера из «Молодёжки». Однако ролей «служивых людей» у актёра намного больше. Это начальник погранзаставы из «Брестской крепости», майор-танкист из «Утомлённых солнцем», лётчик из сериала «Чкалов», полковник спецназа из «Училки» и др. На днях начались съёмки картины, где Андрей совместил «мир с войной». Он играет знаменитого конструктора танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина. На съёмочной площадке под Воскресенском мы и поговорили с актёром.

- АНДРЕЙ, что вас больше всего поразило в биографии, характере Кошкина?

– Его в хорошем смысле слова авантюризм. В сложное время нужно иметь в характере нечто намного большее, чем просто мужество или желание доказать свою правоту. За ценой победы стоит риск, который может стоить человеку судьбы, а то и жизни. Наш фильм основан на исторических фактах. 5 марта 1940 года два танка Т-34 вышли с завода в контрольно-испытательный пробег по маршруту Харьков – Москва. Главный конструктор Михаил Кошкин возглавил пробег. На Ивановской площади Кремля 17 марта 1940 года танки Т-34, а также боевые машины, изготовленные другими заводами, были продемонстрированы членам правительства. Осмотрев «тридцатьчетвёрки», Сталин одобрительно отозвался о них и дал добро на производство машин, которые в итоге стали одним из символов Победы над фашизмом.

И если бы не тот здоровый авантюризм, который проявил Кошкин, отправившийся лично в тяжёлый «танкопробег», неизвестно, как бы сложилась судьба легендарного Т-34.

– По сути, вы снимаете документальную картину?

– В том-то и дело, что нет. Мы хотим вспомнить о таком жанре, как военно-приключенческое кино. С акцентом именно на слово «приключенческое». Более того, за образец берём советское кино подобного жанра – типа «Неуловимых мстителей», где на очень серьёзную тему размышляют, я бы так сказал, «подростково». В сухую историческую канву мы хотим вплести всяческие приключения, на фоне которых можно будет увидеть, каким непростым был путь наших героев, как блестяще прошли все испытания экспериментальные образцы танков.

Наше кино о том, как далеко может пойти человек, который болеет за своё дело. Мой герой понимает: то, чем он занимается, важно не только для него как конструктора и изобретателя. Это победа всей страны в области науки, инженерии. И в будущем она может привести к победе целого народа в войне со злейшим врагом. Кошкиным движет мысль о судьбе страны и науки. В современном мире подобные мысли возникают, согласитесь, не у многих. В основном всех интересуют деньги, материальные блага. Поэтому и интересно вспомнить, как всё у нас было 70–80 лет назад.

А вообще я думаю, надо чаще – и в кино, и на ТВ, и в СМИ – рассказывать о людях, которые сегодня стоят у истоков будущих очень важных открытий. Они того заслуживают!

– Андрей, а насколько вы сами в ладах с техникой? С военной, в частности?

– Танк для меня – не проблема. Я с ним на «ты». В картине «Утомлённые солнцем» Никиты Сергеевича Михалкова я играл танкиста, и машина мной изучена досконально. Там, правда, был другой танк, но суть одна. А ещё был такой военный фильм «Единичка». Я в нём играл артиллериста, и пришлось осваивать лёгкую артиллерийскую пушку, которую называли «сорокапяткой». С ней обходиться достаточно тяжело. Но как сейчас помню: ствол состоит из трубы моноблока и навинчиваемого казённика, люлька с противооткатными устройствами, верхний подвижный станок с механизмами наведения, нижний неподвижный станок с раздвижными станинами... Понадобился целый этап жизни для изучения «сорокапятки», теоретические и практические занятия. Для того чтобы правильно обращаться с пушкой, верно выполнять приказы, действовать в кадре убедительно.

– Скажите, а в науке, изобретательстве необходимо вдохновение, как в литературе, актёрском искусстве?

– Конечно! Но прежде всего нужна детская мечта. Детская фантазия является важным проводником к будущим победам. Смею думать, что у истоков судьбы каждого человека, который чего-то достиг, пришёл к личностной большой победе, всегда лежит некая книга. Книга – дверь в невиданный мир, который из фантастического вдруг становится реальным. Воплощаются в жизнь плоды твоих мечтаний, фантазий над книгой. Уверен, что у Михаила Ильича Кошкина была такая книга, я, правда, не знаю её названия…

– А у вас была?

-У меня было много любимых книг в детстве. «Земля Санникова» академика Обручева сильно повлияла – возникла тяга к приключениям, путешествиям. Роман «Робинзон Крузо» стал для меня в каком-то смысле метафорой всей жизни. Он ведь о том, что на каком жизненном этапе ты бы ни находился: на вершине успеха, на самом дне, у тебя есть свой необитаемый остров, на котором ты всё равно одинок.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram