Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

Угроза национальной культуре и удары изнутри

, 18:40

Ученые уже не первый год бьют тревогу: наследие культуры хакасского народа находится под угрозой исчезновения. Проблема уже вышла, причем еще пять лет назад, на уровень федерального телевидения.

Однако на самом деле проблема еще серьезнее. Налицо серьезнейший кризис самой идентичности хакасского народа, по большому счету — угроза самому его существованию как этносу.

 

Статистика — повод для беспокойства

Для начала — сухие цифры.  Даже по переписи 2010 года статистика достаточно безрадостная. В Хакасии 7 лет назад проживало 63 643 хакаса, то есть меньше 12% населения республики.При этом, отметим, более одной трети из них назвало в качестве родного языка русский. Добавим, что общая численность хакасов — не более 75 тыс. чел.: иными словами, в Республике Хакасия проживает порядка 85% всего этноса. 

Но вернемся к населению республики. 63.6 тысяч человек — много это или мало? Просто для сравнения: понятие «коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» определяется в российском законодательстве как народы численностью менее 50 тысяч человек. При нынешних демографических тенденциях хакасский народ, по всем признакам, близок к этой опасной черте. По большинству оценок, численность его его имеет однозначную тенденцию к снижению — как по абсолютной численности, так и по доле в населении республики. Еще совсем немного, и это доля упадет ниже 10%, показатель совершенно нехарактерный для  республик в составе РФ. Не будем делать из этого совсем уж далеко идущих выводов (реформа, связанная с укрупнением субъектов Федерации, по всем признакам, завершена), но и тем не менее. Речь идет (по крайне мере, сейчас) не о сохранении действующего административно-территориального деления страны, а о сохранности самого хакасского этноса.

Глава Республики  Хакасии Виктор Зимин в своём докладе Владимиру Путину совсем недавно подчеркивал, что Хакасия является самым молодым регионом России — больше половины работающего населения составляет молодые люди. А каково будущее хакасской молодёжи? Останется ли в нём место для сохранения народной культуры, памяти о предках?

 

О гарантиях конституционных прав хакасского народа

Если посмотреть, какое место сейчас занимает хакасский язык в общественно-политической жизни страны, картина выглядит еще более мрачно. В списке СМИ республики только ОДНО из них выходит на хакасском языке. При этом республиканская газета «Хабар», о которой идет речь, выпускается два раза в неделю тиражом 2-3 тысячи экземпляров. Мягко говоря, немного.

В интернете ситуация не лучше. Да, пользователи-хакасы проявляют определенную активность на сетевых форумах — но это, разумеется, капля в море. Не говоря уже о том, что едва ли не основная часть дискуссий на этих форумах ведется на русском языке: казалось бы,   не логично — но факт. Вы можете возразить, что значительная часть хакасского населения живет в сельских районах, где с доступом в интернет все не так просто. Но ведь это не объяснение проблемы, а просто еще одна ее грань!

Впрочем, о чем тут вообще можно говорить, если первый сайт на хакасском языке появился в 2013 году,  а первый новостной сайт — в 2015-м, та самая газета «Хабар»? И, наконец, с учетом того, что первый сайт республиканского ведомства на хакасском появился у нас только в октябре 2016 года?! Конечно, большое спасибо нашему уважаемому Минспорта, но как такая ситуация вообще согласуется, к примеру, с Конституцией Республики Хакасия?! В Статье 22 Основного документа напрямую указано: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Но как прикажете реализовывать эти права при использовании тех же официальных ведомственных интернет-сайтов? При наличии ОДНОЙ республиканской газеты на хакасском языке?

Понятно, что в принципе проблема с ведомственными сайтами решаема. Здесь даже не требуется какое-то огромное финансирование. Нужна лишь политическая воля. Так что исправить ситуацию возможно.

 

Некомпетентность и ее последствия

Другой вопрос, что зачастую мы сталкиваемся не только с тем, что что-то крайне медленно развивается (это еще полбеды). Куда страшнее, когда имеет смысл говорить скорее о развале того, что уже имеется.

Примеров тут можно назвать немало, но едва ли не самый одиозный, отзвуки которого звучат и по сию пору — скандальная история с  «реорганизацией» Института саяно-алтайской тюркологии и восточных языков (ИСАТ), входившего в состав Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.

Институт, единственная в мире научная структура, призванная заниматься исследованием и развитием хакаской филологии, был фактически упразднен как организационная единица и заменена кафедрой филологии в 2012 году. Еще раз: не имеющий аналогов институт низводится до кафедры, штатная численность сотрудников сокращается втрое. Страшный удар по хакасской культуре, хакасскому языку прямо в головном ВУЗе республики. Как же такое могло произойти?

Тут нужно сделать небольшое отступление. Дело в том, что несколькими годами ранее, в 2009 году, ректором ХГУ стала входившая в список кадрового резерва правительства республики Ольга Владимировна Штыгашева. Известный врач, доктор медицинских наук, профессор.

По идее, отличное приобретение для университета, но для ректора нужны и управленческие таланты. Увы, «эффективный менеджмент» в стиле погрома науки в 1990-х годах – это явно  не то, что нужно было Университету...

Именно с 90-х годов все мы хорошо помним: если речь зашла о реформах и оптимизации — добра не жди. Собственно, планов никто и не скрывал: платных студентов — больше, бюджетных — меньше, плату за обучение увеличиваем,  условия перевода студентов с платного отделения на бюджетное ужесточаем. Ну и плюс различного рода реорганизации, связанные со снижением численности сотрудников. Обычный такой эффективный менеджмент: расходы сокращаем, доходы пытаемся увеличить. А.Б. Чубайс бы наверняка одобрил.

Вот только университет (тем более - республиканский) — не контора и не завод. Ко всему прочему, у него совсем другие критерии эффективности. Что, видимо, не учли  идеологи "оптимизации" ХГУ — зато отметило федеральное министерство. В августе 2014 года Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова попал в список неэффективных ВУЗов Минобрнауки РФ. Учебное заведение выполнило менее четырех показателей мониторинга эффективности вузов. По требованию Рособнадзора ХГУ подготовил программу выхода из этой ситуации,  а Штыгашева была вынуждена покинуть свое кресло.

Увы,  масштаб проблем-то за прошедшие годы только увеличился, и последствия того удара, который был нанесен развитию хакасской культуры волюнтаристским решением по уничтожению ИСАТ, нужно как-то исправлять. Повторимся, здесь — и не только здесь самое важное — это политическая воля. В этом  — и только в этом случае — можно рассчитывать, по крайней мере, на постепенную нормализацию ситуации. Что выглядит крайне актуально с учетом не внушающих особого оптимизма цифр, которые мы привели в начале статьи.

Безусловно, в этой ситуации можно и опустить руки, не делая ничего.

В конце концов, начало научного изучения хакасского языка было положено в XIX веке, в 1924-м был создан первый вариант хакасского алфавита на кириллице, вполне возможно, через сто лет после создания нового алфавита в 2024ом мы уже "отпразднуем" фактическое прекращение всякой активности вокруг языка. Повод есть – ведь кроме научного изучения, язык кто-то должен преподавать, изучать и развивать его, иначе он быстро окажется в числе мёртвых.

В результате "преобразований" были ликвидированы две из трёх кафедр ИСАТ – кафедра языкознания литературоведения и межкультурной коммуникации (бывшая кафедра русской филологии) и кафедра педагогики, психологии и методик национального и поликультурного образования (бывшая кафедра педагогики и психологии национальных школ). Возможно, межкультурная коммуникация для современных хакасов и не особенно важна и с ней всё хорошо. Но, получаются, хакасам не нужны и учителя, способные преподавать родной язык?

За период самостоятельного существования ИСАТ каждая из трёх кафедр выпускала, в среднем, около 20 специалистов в год. Много это или мало? Вопрос, конечно, интересный, но имеющаяся статистика говорила о том, что около половины выпускников устраивались по специальности. Кажется, в дальнейшем республика не получит такого количества специалистов и придётся обходится втрое меньшим их количеством. В масштабах узких административных игрищ, возможно это и гигантское достижение. В масштабах России – трёхгрошовая экономия, которую вряд ли кто-то сможет поставить в заслугу бывшему руководству ВУЗа.

В масштабах Хакасии – по сути дела катастрофа.

Сумеем ли мы исправить последствия этой разрушительной деятельности?

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram