> Когда в стратегиях согласье есть - Аргументы Недели

//Общество 13+

Когда в стратегиях согласье есть

27 апреля 2017, 12:17 [«Аргументы Недели», Михаил Захаров, политолог ]

Планы правительства по выходу на траекторию экономического роста приобретают более-менее ясные очертания. Если описывать их коротко — то это рецепты того же типа, что и были у правительства в последние полтора десятка лет. Минэкономразвития разрабатывает план по ускорению темпов роста экономики до 2025 года, он должен быть представлен в мае. На прошлой неделе меры для этого плана обсуждали на Красноярском экономическом форуме. Как сообщил по его итогам вице-премьер Аркадий Дворкович, всего на форуме собрали 70–80 «идей», из которых предстоит составить «гармоничный план».

Параллельно стратегию реформ готовит Центр стратегических разработок Алексея Кудрина. Между Минэкономразвития и ЦСР есть «позитивная» конкуренция, заявил накануне министр экономического развития Максим Орешкин. При этом ЦСР, по туверению Алексея Кудрина, занимается не только экономическими, но и более масштабными вопросами — геополитикой, судебной системой и правоохранительными органами. Если переводить с аппаратного на русский, то нынешний министр экономразвития и бывший министр финансов говорят, что их стратегии, являясь альтернативами, по сути представляют примерно одно. Просто стратегия ЦСР еще заключает в себе пакет политических реформ.

В целом это неудивительно, ведь новый министр экономического развития — выходец из Минфина. Его интеллектуальный, идейный багаж формировался в этом ведомстве. И вот на днях с критикой стратегии Минэконома выступил бизнесомбудсмен Борис Титов. По итогам экономического форума в Ялте он, в частности, написал следующее: «Глядя со своей точки зрения, должен сказать, что стратегии Кудрина и Орешкина шьются по одним и тем же лекалам. Разница только в том, какого фасона будут накладные карманы, и на каком уровне талия. И недоумение с непониманием со стороны слушателей объясняются легко. Просто они слышат рассуждения представителей все той же старой политики, которая более 15 лет душила перерабатывающую промышленность и частную инициативу в малом и среднем бизнесе, и в итоге привела к созданию сырьевой государственной экономики».

А нужна, по мысли Титова, «новая политика - развития реального рынка и конкуренции миллионов предпринимателей. Нужна современная и высокотехнологичная экономика, и создать ее может только «Стратегия Роста»». «Стратегия Роста» - стратегический документ (вернее, целый ряд документов), разработанный по инициативе Титова и поручению Владимира Путина с привлечением ряда ведущих российских экономистов. В его разработке, в том числе участвовали специалисты таких структур как ИМЭМО РАН, Институт экономики РАН, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН и некоторых других, а также профильные ведомства. Ее периодически называют «бизнесоориентированной» - в том смысле, что в рамках поддержки предлагается стимулирование в первую очередь бизнеса для создания точек роста всей экономики в целом.

Позиция, которую высказал по итогам Ялтинского форума Борис Титов, для представителей бизнеса — далеко не редкость. Бывают и существенно более жесткие и неприятные для правительства точки зрения. Так, например, в январе 2015 года на форуме в швейцарском Давосе известный российский предприниматель Олег Дерипаска в интервью одному из отечественных каналов охарактеризовал работу чиновников от экономики так: «"Это же небожители, космонавты. Я думаю, если будет новая российская космическая станция создана, проще ЦБ и еще некоторых особенно уверенных экономистов в завтрашнем дне отгрузить туда, чтобы они оттуда комментировали. У них будет более приближенный взгляд на нашу экономику из космоса».

Оно и понятно: нашим экономистам в правительстве нравится строить воздушные замки. По сути, политика экономблока правительства в последние годы мало отличается от политики времен Алексея Кудрина и даже Егора Гайдара. Цель правительства — достижение макроэкономической стабильности, под которой понимается, прежде всего, низкий уровень инфляции. Про это в том же интервью Дерипаска сказал, мол, «самая низкая инфляция — на кладбище, там уже никому ничего не нужно». Стратегические планы правительства в таком контексте представляют собой бесконечную гонку за бумажными показателями. Только вот в результате страдает бизнес и простые граждане. Казалось бы странно — страдают именно те, ради кого и должен работать экономический блок правительства. Но нет, о них в правительстве не очень думают. Такой российский парадокс.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте