Аргументы Недели → Общество 13+

Почта России – рост вопреки

, 15:06

25 апреля в Москве прошла пресс-конференция, посвящённая подведению итогов деятельности Почты России в 2016 году. Главным спикером на встрече выступил сам генеральный директор госкопмпании Дмитрий Страшнов. Как он отметил в начале своего выступления, чистая прибыль Почты России составила по итогам 2016 года 1,734 млрд. рублей, что на 10% (156 млн. рублей) больше чем, в 2015 году (1,578 млрд. рублей). Кроме того её выручка от операционной деятельности в прошедшем году увеличилась на 10,7% (15,9 млрд. рублей) и составила 164,8 млрд. 

По словам Дмитрия Страшнова, Почте России удаётся не только выходить в прибыль, но и ежегодно наращивать её. И это при том, что субсидии со стороны государства были отменены ещё в 2014 году:

«С 2013 года мы добились роста выручки и производительности труда на 24%, совокупная чистая прибыль за последние 4 года составила 4,6 млрд., налоги в бюджет – 165 млрд., а выплаты дивидендов государству – 913 млн. рублей», – рассказал генеральный директор.

Поразительно, но таких финансовых успехов Почта России достигла, несмотря на сохранение своего статуса как ФГУП, отсутствия компенсаций со стороны государства на покрытие убытков от оказания социально-значимых услуг и даже без защищённого сегмента в виде рассылок от госорганов.

Можно сказать, что буквально вопреки всем этим факторам качество обслуживания клиентов Почты России не просто не стало хуже, а наоборот значительно улучшилось. Цифры говорят сами за себя. В 2016 году она обработала 225 млн. международных отправлений с товарными вложениями (посылки, мелкие пакеты, EMS). Для сравнения в 2015 году этот показатель был почти вдвое меньше – 128 млн. отправлений. А если вспомнить аналогичные цифры 2012 года, когда Почту России не ругал только ленивый за медленную отправку посылок, то рост можно назвать колоссальным – тогда число международных отправлений составляло всего 21,7 млн. штук. Кроме того Почта России намного лучше стала справляться с пиковыми периодами – в 2012-2013 году среднесуточный объём обработки составлял 50 тыс., а в 2016-ом уже 1,5 млн. отправлений.

При этом доставка писем и посылок стала существенно быстрее. Если в 2013 году письменная корреспонденция лишь в 54% случаев доставлялась в нормативные сроки, то в 2016-ом этот показатель стал составлять 80-85%. Что же касается посылок, то здесь тоже наблюдается улучшение соблюдения контрольных сроков по доставке – с 52% в 2013-ом он вырос до 95% в 2016 году.

Если говорить о доле посылочного рынка, который сегодня занимает Почта России, то она составляет 62%, что на 11% больше, чем в 2015 году, а доля рынка письменной корреспонденции подросла с 83% до 86%.

Безусловно, эти показатели положительно сказались на доходах организации. Так, выручка от почтового бизнеса выросла на 9% с 69,9 млрд. в 2015-ом до 76 млрд. рублей в 2016-ом, а от посылочного бизнеса её рост составил 36,1%  с 29,8 до 40,6 млрд. рублей.

Упомянул Дмитрий Страшнов и о созданном, совместно с Группой ВТБ, в прошлом году Почта Банке. Всего за год он вошёл в топ-10 лучших российских интернет-банков и занимает в рейтинге 8 строчку (согласно данным аналитического агентства Markswebb Rank & Report). На сегодняшний день открыто более 6,7 тысяч окон предоставления услуг Почта Банка.

При таких впечатляющих показателях важно то, что за последние 4 года, несмотря на экономический кризис и рост сокращений сотрудников в различных компаниях, Почта России сумела сохранить общую численность своих работников. Более того, на повышение их заработной платы было направлено порядка 22 млрд. рублей (из них в 2016-ом – 8,3 млрд.). Таким образом, средняя зарплата сотрудников Почты России выросла чуть больше чем на четверть с 2013 года (16,7 тыс. рублей) и составила в прошедшем году 20,9 тыс. рублей.

При всём этом, как говорил Дмитрий Страшнов, достигнутые успехи могли бы быть существенно выше. Однако этому помешало сразу несколько вещей. Во-первых, до сих пор не принят новый Закон о почтовой связи, который был подготовлен ещё в 2013 году Минкомсвязи РФ. По мнению генерального директора Почты России, он мог бы создать равные условия для всех игроков рынка, что способствовало бы более динамичному развитию отрасли. Вдобавок, новый закон мог бы позволить Почте России более эффективно бороться с такими явлениями, как «серая почта», и подделкой марок.

Во-вторых, с 2014 года затягивается принятие Закона об акционировании Почты России. Его отсутствие не даёт, к примеру, получить серьезный доход от использования имущественного комплекса после акционирования. Хотя сама Почта России уже проделала огромный объём работы совместно с Росимуществом и более 90% своих объектов зарегистрировала в собственности РФ. Хотя ещё в 2013 году этот показатель составлял в районе 20% от всего имущества, выявленного на сегодняшний день. Если говорить о цифрах, то под контроль государства вернулось 7333 неоформленных объекта недвижимости. Которые, к слову, вообще могли быть потеряны для государства.

Также интересна позиция Дмитрия Страшнова на предмет отсутствия субсидий на доставку подписных тиражей газет и журналов, в своём ответе на вопрос «АН» он отметил, что факт того, что дотации отменили, сказался скорее положительно:

«С моей точки зрения, поскольку субсидии не закрывали всех затрат которые мы несли, то лучше вообще их не получать. Когда их нет, начинаешь рассчитывать только на свои собственные силы. И это очень важный момент. Благодаря этому нам удалось изменить менталитет наших сотрудников и сегодня любой служащий Почты России, будь то руководитель или даже рядовой почтальон, понимает, что его зарплата зависит от финансовых успехов компании и эффективности работы каждого члена команды. Раньше все думали, что раз уж мы государственные служащие, то независимо от того как мы будем работать, хорошо или плохо, то государство денежку нам даст и зарплаты не лишат. Этот менталитет нам удалось изменить и считаю, что это одно из главных достижений за 4 года.

Да, субсидий нет, но, перейдя в рыночную плоскость, нам удалось наладить эффективный диалог с издательскими домами. Сегодня подписные тиражи стабильны. Хотя у нас есть уникальные регионы, где подписка растёт. Например, мы создали очень выборочную и точную систему скидок для региональных изданий. Также у нас есть мотивационные, скидочные программы для федеральных СМИ. Пока для нас этот бизнес убыточный, но думаю, что в перспективе через года два мы выйдем в ноль. При этом доставка подписных тиражей не является для нас бременем – мы сумели минимизировать затраты и покрывать издержки за счёт других направлений», – поделился с «АН» Дмитрий Страшнов.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram