- Предполагаемая передача собора вызвала противоречивую реакцию в обществе, спровоцировала публичные конфликты и противостояние людей с разным отношением к этой проблеме, - пишет Пиотровский. – Мир в душах людей и согласие в обществе важнее любого имущества. Нужно найти мудрое и справедливое решение.
И предлагает рассмотреть вопрос о временном отзыве ходатайства Санкт-Петербургской Епархии о передаче Исаакиевского собора.
Пиотровский добавил, что сейчас церкви переданы практически все храмы и иные сооружения, необходимые для возрождения полноценной религиозной жизни в России.
- Речь сегодня идет о считанных объектах, имеющих знаковое, особое значение не только для церкви, но и для всего многоконфессионального, многонационального российского общества, - уверен директор Эрмитажа.
К Исаакиевскому собору у музейщиков вообще отношение особое. И об этом особенно важно помнить сегодня, в канун годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Вот цитата еще из одного заявления, на этот раз Творческого союза музейных работников Петербурга и Ленобласти. Его также возглавляет Михаил Пиотровский.
«…Мы воспринимаем Исаакиевский собор с постоянно действующей выставкой «Чтобы помнили…» как памятник подвигу музейщиков нашего города».
В годы Великой отечественной войны в Исаакиевском соборе хранилось более 120 тысяч предметов музейного значения. Сюда везли экспонаты из Петергофа, Павловска, Гатчины, Пушкина. Здесь хранились ценности из Музея истории религии, из Домика и Летнего дворца Петра Первого.
«В годы блокады в подвалах собора жили десятки музейных сотрудников из разных музеев, - вспоминают в городском Союзе музеев. – Они в труднейших условиях сохраняли для потомков и изучали доверенное им культурное наследие, готовили многочисленные выставки, поднимавшие боевой дух ленинградцев и приближавшие Победу. Именно здесь работала в годы блокады легендарный директор Павловского музея-заповедника Анна Ивановна Зеленова; здесь она начала работу над составлением трехтомной методики реставрации Павловского дворца, которые позднее был принят за основу при восстановлении всех пригородных дворцов-музеев Ленинграда, пострадавших во время войны».
Представители музейного сообщества недоумевают: зачем сейчас все это. Ведь за последние годы церковь и музеи научились находить компромиссы. И Исаакий – один из лучших тому примеров! Соглашение о совместной деятельности было подписано еще в 2005 году. Оно позволило развиваться и музейной и религиозной деятельностям собора. С одной стороны, почти четыре миллиона посетителей в год и доходы, с которых можно и пополнять бюджет, и проводить дорогостоящие реставрации. С другой – 640 богослужений, на которые, разумеется, прихожане шли бесплатно.
Музейщики уверены: переход собора в лоно церкви поставит на нем крест, как на музее.
«Несмотря на последние события, музейное сообщество Санкт-Петербурга и Ленинградской области надеется на то, что как Администрация города, так и Русская православная церковь найдут возможности для того, чтобы не заводить ситуацию в тупик», - сказано в заявлении.
Читайте также:
Другие новости Санкт-Петербурга
См. все новости дня