Аргументы Недели → Общество № 47(538) от 1.12.16

Открытое письмо

Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину

, 08:31

Уважаемый Владимир Владимирович!

– С петровских времён лоцманское дело на Руси было артельным и престижным ремеслом, поддерживаемым государством.

С распадом СССР морские порты были приватизированы, и с 1991 г. в них начали создаваться негосударственные лоцманские организации. К 1999 г. 80% грузооборота российских морских портов обслуживалось негосударственными лоцманскими организациями, объединившимися в ассоциацию. Была создана профессиональная система сертификации, соответствующая международным стандартам, внедрялись передовые технологии. Значительное развитие лоцманского дела в России было отмечено и ЕМРА (Европейской ассоциацией морских лоцманов). Деятельность лоцманских организаций строго контролировалась Ассоциацией морских лоцманов России и Минтрансом России.

Однако экономическая самостоятельность негосударственных лоцманских организаций не понравилась новому руководству Минтранса. Через внесённые поправки в Кодекс торгового мореплавания и противозаконное постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2001 №538 «О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов», деятельность негосударственных лоцманских организаций была фактически запрещена. Конституционный суд Российской Федерации постановлением от 07.04.2004 №7‑П отменил п. 2 ст. 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) и находящееся с ним в нормативном единстве постановление Правительства №538 и восстановил право на труд лоцманов в негосударственных организациях. К этому времени выжили единицы лоцманских организаций.

Государственная дума Федерального собрания после длительного изучения лоцманского вопроса не поддержала подготовленный в 2007 г. чиновниками Минтранса России правительственный законопроект огосударствления лоцманской функции и 03.06.2011 приняла Федеральный закон №113-ФЗ «О внесении изменения в статью 87 КТМ РФ» – таким образом было выполнено решение Конституционного суда, и лоцманские организации различной формы собственности были уравнены в правах.

Однако Минтранс не согласился с принятым решением законодательных органов Российской Федерации и сразу в июне 2011 г. внёс в правительство РФ очередной законопроект об огосударствлении лоцманской функции.

Не получив поддержки огосударствления лоцманской деятельности в правительстве РФ, Минтранс, игнорируя российское законодательство и постановления правительства Российской Федерации, приступил к активным действиям по экономическому удушению негосударственных лоцманских организаций в морских портах.

Фактически для достижения этой цели с 2009 г. Минтранс не выполняет требования законодательства о защите конкуренции. Так, до настоящего времени не выполнены требования ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 №147‑ФЗ «О естественных монополиях»; ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 №261‑ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; постановлений Правительства РФ от 23.04.2008 №293 и от 22.09.2008 №707 в части, касающейся введения в действие «Порядка ведения раздельного учёта доходов и расходов естественными монополиями в морских портах».

С 2009 г. тарифы на услуги по лоцманской проводке судов для ФГУП «Росморпорт» установлены на уровне и ниже себестоимости этих услуг почти во всех морских портах за редким исключением (рентабельность составляет минус 64%), а тарифы на другие услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» без конкуренции в условиях абсолютной монополии, во всех без исключения морских портах значительно завышены (их положительная рентабельность – около 70%), что позволяет «Росморпорту» использовать запрещённое российским законодательством перекрёстное субсидирование и покрывать убытки по лоцманской деятельности (которые ежегодно растут – в 2015 г. увеличились в два раза и составили 915 млн руб.) прибылью от монопольного взимания других портовых сборов (навигационного, маячного, канального). При таком убытке по лоцманской деятельности ФГУП «Росморпорт», используя административный ресурс Минтранса, для ликвидации негосударственных лоцманских организаций ввёл бонусы для выплаты денежного вознаграждения морским агентам до 15%, а в порту Керчь снизил ставку лоцманского сбора на 25% и ввёл отсрочку платежей за лоцманские услуги до 30 суток. Всё это делается с целью недопущения развития негосударственных лоцманских организаций, экономически независимых от чиновников Минтранса, с таким расчётом, чтобы негосударственные лоцманы обанкротились – и никто уже не сможет квалифицированно и критически оценить технологическую и экономическую эффективность деятельности ФГУП «Росморпорт» и Росморречфлота по обеспечению лоцманских проводок судов, её влияние на привлекательность морских портов России.

Наши неоднократные обращения в органы исполнительной власти и контрольные органы, включая Генпрокуратуру, СК РФ, Контрольное управление делами Президента, Администрацию Президента, Правительство РФ о неблаговидной деятельности Минтранса и подчинённых ему структур, направленной на сокрытие своей неэффективной деятельности путём обвинения во всех своих неудачах «негосударственных» лоцманов, не дали никаких результатов. На каждое обращение получаем один и тот же ответ: «Ваше обращение направлено в Минтранс для подготовки вам ответа». Как говорили в советское время, если хочешь жаловаться на меня, нечего писать куда-то, пиши мне, а я с тобой разберусь.

Просим Вас, как гаранта Конституции Российской Федерации, обеспечивающей негосударственным лоцманам право на профессиональную деятельность во благо Родины, повышения её авторитета в мировом торговом мореплавании, сохранения здоровых традиций российских лоцманов, защитить наши конституционные права и пресечь использование ФГУП «Росморпорт» административного ресурса в лице заместителя министра транспорта – руководителя Федерального агентства морского и речного флота с целью экономического удушения лоцманских и других негосударственных организаций, оказывающих услуги в морских портах и составляющих Росморпорту здоровую конкуренцию, принять меры срочного введения в российских морских портах экономически обоснованных с учётом опыта европейских морских стран и действовавших с 1995 по 2008 год апробированных ставок портовых сборов.

Мы готовы представить свои предложения по устранению противоречий, имеющихся в антимонопольном законодательстве, используемых Минтрансом и ФГУП «Росморпорт» для экономического удушения и вытеснения с рынка портовых услуг негосударственных организаций.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram