В Государственном Эрмитаже состоялся XI ежегодный Международный медиафорум молодых журналистов Евразии «Диалог Культур». В Петербурге собрались коллеги из 22 стран и 40 регионов России. В прошлом году на юбилейном форуме было представлено чуть ли не вдвое больше стран, но содержательная часть программы от этого не пострадала. Нынче было меньше идеологических споров и больше практической работы.
Главный организатор форума, секретарь Союза журналистов России Ашот Джазоян прямо говорит, что гости, в том числе иностранные, приезжают за счёт собственных средств. «Стены Эрмитажа нам помогают», – добавил оратор. И это лишний раз говорит о нужности таких встреч, об их пользе по гамбургскому счёту.Аудитория собралась разношёрстная и никакой цензурой не причёсанная: помимо депутата Госдумы Елены Драпеко и питерского вице-губернатора Александра Говорунова подъехали вольные блогеры, фрилансеры, креативные фотокоры. Каждый участник сможет представить свой трансграничный мультимедийный проект. И разобраться, какие вопросы в профессии ему важнее всего.
Елена Драпеко рассказала, как с коллегами по Думе и всем культурным сообществом искали ответы на вопрос «что такое русская душа?». Эти поиски воплотились в Основах государственной культурной политики. По мнению Драпеко, культура представляет собой систему ценностей, внутри которой существует народ, и одновременно идеологию нашей страны. Но всё же с трибуны звучало больше общечеловеческих идей, а не защиты нашей российской самобытности от происков западных партнёров. Лучше всего задачу журналиста сформулировал председатель СЖР Всеволод Богданов: «Как изменить мир к лучшему?» Не больше – не меньше.
Главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир Касютин посетовал, что профессиональным журналистам нужно прежде всего не потерять свою аудиторию. Ведь молодое поколение привыкло черпать новости из Интернета: например, социальные сети стали серьёзным конкурентом СМИ. В российских регионах ситуация отягощается стремительным сокращением рекламного рынка, который и раньше-то не позволял журналистам зажиточной жизни. 10 лет назад никто и представить себе не мог нынешней ситуации, так же как и сегодня вряд ли кто-то отчётливо видит своё будущее.
Касютин показал, как нестандартно подошли некоторые региональные издания к празднованию 9 Мая. В Челябинске, например, куда линия фронта и близко не подходила, опубликовали карту объектов, появившихся в городе в грозные годы: оборонных цехов, госпиталей, казарм. А другая редакция организовала театральную постановку филатовского «Федота-стрельца», где во всех ролях выступили крупные чиновники: прокурор области, начальник МВД, глава налоговой инспекции. В Красноярском крае телеканал придумал несложный бюджетный сериал, где актёрской труппой стали все жители отдалённого села. А коллеги из Перми смогли ободрить рекламодателей, опубликовав их модули в виде игры-ходилки, ставшей очень популярной.
Конечно, это всё не совсем журналистика. Но эти находки показывают, что журналист умеет реагировать на изменения и, следовательно, имеет шанс сохранить интерес и доверие читателя. На Урале коллеги собрали Книгу рекордов Сысетского района. В Томске издали карту аварийности на городских улицах, позволяющую водителям сделать собственные выводы. В Свердловской области журналисты могли бы ограничиться сообщением о трагедии, в которой насмерть сбили ребёнка. А они проанализировали причины, развернули кампанию и собрали деньги на оборудование здесь пешеходного перехода. Где-то газетчики собрали пласт забытых слов своего региона, а где-то разложили читателю по полкам, как не опростоволоситься, покупая вещи в Интернете.
В целом именно новости из глубинки провалены в российской журналистике. Коллеги часто предпочитают идти простым путём, забивая полосы новостями «от власти» и хроникой происшествий. Как раз для них в первую очередь и придуман форум в Эрмитаже: поймать чужую идею, разжечь в себе профессиональную гордость и расти.