Иркутяне часто сетуют на «безальтернативность» отдыха в черте города. Облагороженных мест для прогулок у нас немного. Первым делом на ум приходит «ресторанно-магазинный» маршрут — 130-й квартал. А что еще? Современные парки пока только в мечтах. Старый ЦПКиО, расположенный на месте Иерусалимского кладбища, лишился своих аттракционов и станет мемориальным парком. Тема набережных тоже требует проработки. Несмотря на то что Иркутск стоит на нескольких реках, совершить комфортный променад рядом с водой можно разве что на Нижней набережной да в районе «морально устаревшего» острова Юность. Правда, горожанам обещают, что в ближайшее время ситуация изменится кардинально. Планов — масса. Концепций — уйма.
Последние два года муниципальные власти активно делятся обнадеживающими проектами по благоустройству Иркутска. Местная дума утвердила изменения в генплан города до 2025 года: предусмотрено создание новых и обустройство существующих озелененных территорий общего пользования. Их площадь составит 1325 га, в том числе 835 га — территория парков, скверов и бульваров, и 490 га — территории отдыха и туризма. В общем, нам обещают, что в перспективе в городе будет куда больше красивых площадок для встреч, свиданий, активного отдыха и прогулок с детьми. Сейчас Иркутску катастрофически не хватает мест, где действительно хочется проводить свободное время и куда заезжих гостей привести не стыдно. Хотя город, безусловно, постепенно преображается.
«В последнее время особенно заметно стремление, усилия городской администрации по устройству мелких скверов и пешеходных зон отдыха. Впервые за много лет Иркутск мне стал казаться более уютным», — это мнение иркутского архитектора Алексея Долина. Алексей также считает, что в городе появилась хорошая практика привлекать к обсуждению проектов жителей. Правда, сама идея привлечения озвучивается слабо, потому многие даже не знают, как могут повлиять, например, на место расположения следующего сквера. «Нужно вовлекать в эти процессы большее количество людей, — уверен архитектор. — Также неплохо было бы уделить внимание велосипедным маршрутам и «специальным» рекреациям: это роллердромы, скейт-парки, да и просто квартальные спортивные площадки».
На самом деле площадки для молодых и активных довольно часто фигурируют в концепциях самых разных парков и набережных. Наряду с хитом развлечений — колесом обозрения, конечно. Редакция насчитала как минимум три проекта, где предполагалось бы на той или иной территории разместить этот популярный аттракцион.
Первым делом — концепция
Так, например, общегородской парк и новую «главную площадь» задумали разместить на островах Юность и Конный. Облагороженные острова должны связать Нижнюю набережную и бульвар Гагарина с Верхней набережной, которая выходит на улицу Дальневосточную. В качестве возможного наполнения территории анонсированы колесо обозрения, дельфинарий, зоогалерея. Для Верхней набережной, кстати, тоже уже есть своя концепция — с экстрим-парком, велодорожками, прогулочными мостиками и причалами.
Еще одно гипотетическое место для размещения самых разных аттракционов — парк «Комсомольский» во Втором Иркутске. Ранее Андрей Таюрский, генеральный директор компании «Капитал Групп» (владелец детских парков «Чиполлино», «Остров сокровищ» и «Гулливер»), предлагал реализовать на этой площадке миллиардный проект вроде «иркутского Диснейленда», правда, под более скромным названием — парк «Дружба народов». Компании как раз нужно было куда-то переносить из экс-ЦПКиО свой городок «Чиполлино».
А не так давно поставить колесо обозрения предложили в районе набережной в микрорайоне Солнечный, откуда открывается отличный вид на Иркутское водохранилище. До конца года на общественные слушания будет вынесена концепция комплексного благоустройства набережной и большой парковой зоны в этом районе. Проект получил название «Солнечная дорога». В общей сложности до 2019 года планируется облагородить порядка 270 тысяч квадратных метров территории. «В проект включен пешеходно-велосипедный маршрут общей протяженностью 2,5 километра. Это и есть «Солнечная дорога», соединяющая Парк авиаторов (в районе Сибэкспоцентра) с пристанью «Ракета». Основные элементы, встречающиеся на этом маршруте, — арт-объекты, детские площадки, павильоны — будут маркированы ярким позитивным желтым цветом», — объяснил идею Анатолий Казакевич, руководитель управляющей компании «Солнечная дорога».
Процесс преображения в Солнечном уже запущен. Выполнены работы первого этапа — возле ледокола «Ангара» появились аккуратные тротуары, вечером новая (пока небольшая) променадная зона красиво освещена, отреставрирована лестница и возведен амфитеатр. Для доступа маломобильных граждан сделан пандус, на парковке уложен новый асфальт. Обещают, что и сам ледокол скоро заиграет в новом свете, в прямом и переносном смысле. В ближайшее время будет выполнен монтаж подсветки по контуру ледокола-музея. Но поработают не только над внешним видом. В сотрудничестве с Иркутским областным краеведческим музеем рассматриваются варианты развития музейной экспозиции, возможность сделать ее интерактивной. По прогнозам, трафик ледокола можно увеличить до 40-60 тысяч посетителей в год. А в целом новый парк и набережная в Солнечном могли бы «притягивать» от 1000 до 5000 человек в день, а в дни больших мероприятий и до 15 000 посетителей. Неплохой аргумент для инвесторов. А куда же без них?
Исключительно на бюджетные деньги масштабные идеи реализовать вряд ли возможно. Потому после разработки и утверждения всех концепций, как правило, все проекты выходят на этап переговоров с потенциальными инвесторами. Без финансовых партнеров все нерпинарии, американские горки и даже просто комфортные для прогулок дорожки рискуют так и остаться только на бумаге и в мечтах горожан.
Другой вопрос, как найти баланс между интересами жителей, города и бизнеса. Казалось бы, идея партнерства — отличный вариант! В выигрыше все: мэрия отчитывается в благоустройстве, бизнес получает трафик, люди — комфорт. Но не все так просто. Часто взаимодействие администрации, проактивных общественников и предпринимателей напоминает сюжет басни «Лебедь, щука и рак».
Но деньги решают все?
За последние пять-семь лет Иркутск накопил пусть пока небольшой, но все-таки опыт муниципально-частного партнерства. Взять хотя бы 130-й квартал. Сегодня это «визитная карточка» Иркутска, хотя не так давно проект называли «кварталом раздора». Объединить интересы инвесторов с общественными было сложно.
То, что получилось в итоге, значительно отличается от первоначального замысла. Функции многих объектов изменились в процессе реализации идеи. Творческие мастерские в большинстве своем были вытеснены, они уступили место торговле и общепиту.
«Зачем-то в исторический квартал пустили итальянский ресторан, американский фастфуд и немецкую пивоварню. Мастерские с мастер-классами отсутствуют как таковые, хотя и заявлялось, что будут работать и кузнецы, и берестянщики, и т.д. А в итоге им места не хватило. Даже их изделия в этом квартале не купить — ценник высок. По какой-то причине прикрыли почтовое отделение, хотя фишка отправить открытку прямо из Иркутска — была бы для туристов очень крутой вещью!» — сообщение на одном из интернет-форумов отражает точку зрения многих горожан. Хотя в целом, несмотря на погрешности в реализации проекта, он таки перетянул к себе гуляющую публику с бульвара Гагарина. Да, все коммерциализировано «донельзя», но хоть что-то новое и интересное появилось. Общественность повозмущалась и затихла.
Впрочем, с точки зрения предпринимателей партнерство с муниципалитетом тоже не всегда складывается гладко. Говорят, бывает так, что с одной стороны протянутая для рукопожатия рука, а с другой, простите за цитату, «фига».
Подводные камни обнаружились, например, при реализации уже упомянутого парка культуры и отдыха «Дружба народов». В апреле 2015 года управление культуры администрации Иркутска заключило концессионное соглашение с ООО «Капитал Групп». Компания взяла на себя обязательства по благоустройству парка. Однако предприниматель не имел права размещать аттракционы, не заключив договор аренды на землю. Как сообщила пресс-служба регионального бизнес-омбудсмена, город довольно долго не предоставлял необходимые документы, объясняя это тем, что по территории парка планируется проведение линий городских коммуникаций. В настоящий момент ООО «Капитал Групп» земельный участок предоставлен, но потребовалось вмешательство не только регионального, но и федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова.
В свою очередь Анатолий Казакевич говорит, что его опыт общения и сотрудничества с администрацией города вполне положительный. Напомним, что за плечами у Анатолия запуск проекта спорт-парка «Поляна», где к настоящему моменту с помощью инвесторов реализовано несколько идей для активного отдыха.
А какой будет «Солнечная дорога«? Какими на деле мы увидим другие проекты, которые сейчас активно обсуждаются? Покажет только время. Хочется надеяться, что в процессе реализации баланс интересов будет соблюден и расхождение между хорошей идеей и ее воплощением будет минимальным. Жители Иркутска мечтают о парках, где можно найти полную палитру развлечений — на любой вкус и кошелек. А лучше бесплатно.