Современная российская онкология — одна из наиболее развитых сфер здравоохранения. В подтверждение этому — новые онкологические центры с современным оборудованием не только в столице, но и в регионах. Появляются и квалифицированные кадры, и эффективные методы лечения заболеваний, и многое другое. Разумеется, путь дальнейшего развития этой сферы еще долог. О том, как преодолеть его наилучшим образом, читателям газеты «Аргументы недели» рассказывают доктор медицинских наук, профессор, главный врач Иркутского областного онкодиспансера Виктория Дворниченко и руководитель отделения высоких технологий и лучевой терапии Института онкологии им. Герцена, доктор медицинских наук, профессор Андрей Черниченко — участники нашего очередного экспертного совета во главе с бессменным ведущим, журналистом Игорем Альтером.
Новые обороты лечения онкологии
Динамика выявления онкологических заболеваний ставит сегодня перед медиками задачу выработать такие принципы и технологии лечения, которые были бы эффективны, наиболее безопасны, позволяли бы увеличить шансы на улучшение качества жизни больного. Именно поэтому в современной врачебной практике все чаще применяются методы лечения, которые ранее не относились к числу распространенных. К примеру, лучевая терапия.
Специалисты отмечают, этот метод не может считаться универсальным, полагаться только на него допустимо лишь в отдельных случаях.
«Необходимо понимать, что практически любое онкологическое заболевание лечится комбинациями различных методов, которых на сегодняшний день известно три: хирургия, лучевая и химиотерапия. Конечно, существуют локализации, где достаточно только лучевой терапии — например, ранние формы рака гортани, кожи, шейки матки, предстательной железы. Точно так же, как и хирургическое лечение может быть достаточным само по себе в некоторых случаях. Но это все лишь исключения, подтверждающие правило, что лечение онкологического заболевания должно быть только комплексным, при совместном участии всех специалистов — хирургов, химиотерапевтов и радиотерапевтов», — объясняет Андрей Черниченко.
По его словам, лучевая терапия применяется, чтобы облучить чувствительные к такому виду воздействия раковые клетки — в зависимости от вида заболевания. Кроме того, такой способ лечения имеет несколько методов: дистанционный, при котором источник излучения находится на расстоянии от пациента, контактный — источник вводится в полость организма или пораженной ткани, органа и так далее. Развитие современных методов лучевой терапии направлено на то, чтобы минимизировать лучевое повреждение нормальной ткани. Новейшее оборудование и вовсе позволяет облучать только больную ткань, почти не затрагивая здоровую — с его помощью можно проводить операции с минимизированным риском влияния. «Сегодня практически все опухоли, начиная со второй стадии, невозможно излечить, не прибегая к лучевой терапии. Это эффективное средство, которое не бывает лишним», — добавляет Андрей Черниченко.
Иркутские онкологи на старте прорыва
Виктория Дворниченко отмечает, что специалисты Иркутского областного онкодиспансера на высоком уровне владеют всеми методами лучевой терапии. Этому способствуют также постоянно проводимые на базе онкодиспансера семинары и конференции. «Я рада, что мы находимся на Байкале. Это позволяет нашему учреждению регулярно становиться базой для проведения различных обучающих мероприятий — к нам приезжают коллеги со всей России, из разных стран мира, чтобы поделиться опытом, — объясняет она. — И я рада вдвойне, что наши сотрудники активно интересуются всеми новыми тенденциям в сфере онкологии — задают грамотные вопросы, проявляют искреннее желание обучиться знаниям, позволяющим избавлять своих пациентов от любых видов опухоли».
Андрей Черниченко согласен с оценкой главврача Иркутского областного онкодиспансера относительно квалификации сотрудников: «В рамках своей командировки в Иркутск я побывал в Ангарске, в отделении областного диспансера, где за счет средств государственной программы «Онкология» был приобретен и установлен новый отечественный аппарат, позволяющий проводить брахитерапию. Я впервые побывал в Иркутской области, пообщался с коллегами. Меня поразил уровень местных кадров — врачей и медицинских физиков — это отлично подготовленные ребята с огромным интересом к своей работе. В современном мире подобное встретишь нечасто, думаю, что такой энтузиазм позволит иркутским онкологам рассчитывать на серьезные прорывы в своей области».
Новый аппарат в Ангарске работает используя метод протонного излучения — это широко распространенная и зарекомендовавшая себя практика брахитерапии. «В некоторых странах мира есть и другие методы воздействия на опухолевую ткань, например адронная терапия, которая работает на несколько иных биологических эффектах, но в России этот метод пока не представлен. Единственное перспективное направление, которым сейчас занимаются отечественные специалисты — разработка первого российского протонного ускорителя. В мире уже есть такие технологии, нам необходимо догонять остальные страны», — добавляет Андрей Черниченко.
Напомним, что брахитерапия — это один из видов контактной лучевой терапии. Преимущество метода заключается в возможности подведения максимальных доз лучевой терапии непосредственно на опухолевый очаг при минимизации воздействия на критические органы и смежные ткани. Широко используется в лечении опухолей шейки матки, тела матки, предстательной железы, влагалища, пищевода, прямой кишки, языка и других органов.
В свою очередь Виктория Дворниченко отмечает, что медицинские линейные ускорители, при помощи которых в России, в том числе и в Иркутской области, проводится брахитерапия, пока остаются наиболее распространенными инструментами в мире. Иркутскому областному онкодиспансеру для повышения своего уровня необходимо только достроить и ввести в эксплуатацию радиологический корпус и центр позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ-центр).
Напомним, необходимость строительства радиологического корпуса возникла в Иркутской области в 2012 году. В настоящее время уже готова проектно-сметная документация, пройдена экспертиза. До конца года будет определена окончательная сметная стоимость. Работы должны вестись в два этапа — строительство лечебного блока и возведение диагностического блока с ПЭТ-центром. Лечебный блок будет вмещать стационар на 100 коек, отделения радиотерапии, топометрии, медицинской физики и инженерии, интраоперационной лучевой терапии и учебно-методический центр. В отделение ядерной диагностики войдут ПЭТ-центр и радионуклеидная диагностика.
Строительство радиологического центра позволит применять высокотехнологичные методы лучевой терапии в лечении злокачественных образований, в которых нуждаются 80% пациентов. В настоящее время готовы кадры для этой работы — медицинские физики, биологи, радиологи, радиотерапевты.
«Действительно, со строительством ПЭТ-центра Иркутск войдет в число наиболее оснащенных онкоцентров в стране. Я искренне восхищен тем, что уже сделано в учреждении за последние годы — высокий уровень операционных, реанимации, лаборатории. Онкодиспансер имеет также собственный корпус по трансплантации — такое наблюдается далеко не в каждом российском диспансере. В этом очень помогло участие в госпрограмме «Онкология», проведены закупки необходимого новейшего оборудования, выполнен большой объем организационной работы. В частности, теперь все отделения областного диспансера объединены информационной системой. На мой взгляд, строительство радиологического корпуса будет логичным продолжением большой серьезной работы», — дает оценку сибирскому подразделению Андрей Черниченко.
Главврач иркутского онкодиспансера добавляет, что в этом году должны быть утверждены сметы на строительство, после чего в область поступит финансирование и начнется строительство. «Сегодня без ПЭТ-центра невозможно представить современную онкологию», — подчеркивает Виктория Дворниченко.
Система требует изменений
Эксперты отмечают, что, несмотря на совершенствование методов лечения, до сих пор нерешенными остаются ряд важных вопросов — организационного, законодательного, а также морального плана.
«Необходимо понимать, что онкологические заболевания преследуют человечество с самого начала его существования. И как бы мы ни развивали методы лечения больных, все равно мы не сможем изобрести таблетку или аппарат, которые бы полностью избавили нас от онкологии. Поэтому параллельно с развитием медицинской техники необходимо решать и ряд других важных вопросов», — считают Андрей Черниченко и Виктория Дворниченко.
По словам специалистов, во-первых, необходимо на уровне всей страны сделать так, чтобы любой вид онкологической помощи был одинаково доступным и высокопрофессиональным, вне зависимости от места жительства пациента. Это касается уровня оснащенности и квалификации персонала всех действующих онкоцентров России. Во-вторых, нужно уделять больше внимания профилактике онкозаболеваний и выявления их на ранних стадиях. «Нужно регулярно ходить к врачу. С любой точки зрения лечить первую или вторую стадию онкологического заболевания и проще, и быстрее, и дешевле», — поясняет Андрей Черниченко.
По его словам, в связи с этим необходимо уделить больше внимания общей лечебной сети. На уровне Минздрава РФ ранее выдвигались инициативы о том, что диагностика и выявление больных онкологией — дело общей лечебной сети, а излечение — дело онкоцентров. В настоящее время такая система эффективно работает лишь в нескольких регионах. В пример традиционно приводится Алтайский край, где один из самых высоких процентов ранней диагностики онкозаболеваний — большой вклад в это вносят именно учреждения общей сети. Правда, Алтайскому краю в этом помогает компактность территории. Как эффективно наладить аналогичные процессы в огромной Иркутской области или Красноярском крае, пока не понятно. Но в любом случае к этой проблеме необходимо подключить все уровни власти.
Еще одна проблема касается отношения общества к онкозаболеваниям, и самих больных к выявленному факту такой болезни. «Почему у нас в обществе так боятся именно рака, при этом спокойно относятся к инфарктам? Скорее всего — от незнания. А ведь смертность от сердечно-сосудистых заболеваний гораздо выше, чем от онкологии. Кроме того, существующие сегодня методы лечения онкологических заболеваний позволяют надеяться на излечение очень многим пациентам. Просто следует больше информировать об этом, говорить о том, что рак не приговор, что он излечим, и тогда люди будут правильно воспринимать эту болезнь, поменяют отношение к ней», — считает Виктория Дворниченко.