Случайные люди в школе не задерживаются, потому что работать с детьми и не любить их невозможно. В этом уверен Дмитрий Александрович РОМАНОВ, учитель информатики и черчения школы №325 Фрунзенского района. В этом году он стал лучшим классным руководителем Санкт-Петербурга. В интервью «Аргументам недели» рассказал, почему выбрал нелёгкий путь учителя, развеял миф о том, что мужчинам в школе не место, и рассказал, за счёт чего его выпускники получают высокие баллы за ЕГЭ.
- Дмитрий, когда подавали заявку на участие в конкурсе, вы верили в свою победу?
– Если честно, я об этом не думал. Подать документы на конкурс меня уговорила коллега Светлана Станиславовна Талзи. Она единственная, кто побеждал в этом конкурсе два раза. Один раз в 2006 году, второй – в 2011-м. А в этом году губернатор Петербурга Георгий Полтавченко вручил ей нагрудный знак «За гуманизацию школ Санкт-Петербурга».
– Сколько лет вы работаете в школе?
– Шесть лет. Согласитесь, это не так много. Но за это короткое время удалось добиться многого. Я вообще считаю, что если ты начал что-то делать, то делай это хорошо, не можешь – подумай о смене профессии, особенно если ты работаешь в школе. Дети не любят фальши. Учитель должен быть для них примером, авторитетом, хорошо знать свой предмет. Ведь в школу дети приходят прежде всего за знаниями, и они их должны получить. Я убежден, что хорошо подготовиться к выпускным экзаменам можно в стенах учебного заведения без подключения армии репетиторов.
– Похоже, вам это удаётся. Судя по последним результатам ЕГЭ, ваши ученики стабильно входят в топ лучших.
– Это так. Я преподаю информатику, предмет непростой. На экзамене ребятам приходится решать сложные задачи, с которыми, по статистике, может справиться один ученик из двадцати. У меня их решают 18. При этом решают даже те, кто не собирается сдавать экзамен по этому предмету. Для меня важно научить их думать. Я понимаю, что многие выберут профессии, не связанные с моим предметом, но умение находить правильное решение им точно пригодится в жизни.
– Мужчина в школе — это редкость. Почему вы выбрали эту профессию?
– О профессии учителя я никогда не думал, хотя в нашей семье педагоги были. Моя бабушка всю жизнь проработала с детьми в детском саду, а прадедушка преподавал математику в сельской школе. Когда после 11-го класса пришло время выбирать профессию, я выбрал технический вуз – Университет технологии и дизайна. Работать в школу, где я сам проучился 11 лет, как говорится, от звонка до звонка, пришёл в 2010 году в качестве технического работника. Меня попросили наладить школьные компьютеры. А потом так получилось, что в старших классах ввели профильную информатику. Директор нашей школы – Ольга Борисовна Рогозина, зная о том, что я разбираюсь в информатике, направила меня на педагогические курсы и предложила поработать в качестве учителя со старшими классами. В итоге сам не заметил, как втянулся в эту работу. Я благодарен Ольге Борисовне за то, что именно благодаря ей я стал тем, кем сейчас являюсь. Вообще учитель – это не профессия, это призвание, потому что невозможно работать в школе и не любить детей и предмет, который ведёшь. Случайные люди здесь не задерживаются.
– Высокую планку поставили сразу?
– Конечно, раз я взялся учить детей, то должен делать это хорошо. Поэтому мои ученики получают высокие баллы по ЕГЭ с первого года моей работы в школе. Наши дети входят по результатам ЕГЭ по информатике, как минимум, в пятерку лучших по району, да и по городу тоже мы высоко стоим. Я считаю, что освоить школьную программу может любой ребёнок, главное – найти к нему правильный подход. У меня позиция такая: если я ставлю ученику двойку, то ставлю её не только ему, но и себе. Если он перестал выполнять домашние задания, значит, это не только его вина, но и моя. Значит, я что-то упустил, не смог заинтересовать, объяснить.
– Насколько я знаю, вы не только ведёте уроки, но и активно занимаетесь детьми в неурочное время, за что, собственно, и стали лучшим классным руководителем года.
– Я с самого начала стал брать классное руководство. С моими ребятами мы много ездим на экскурсии, придумываем различные квесты, ездим за город, участвуем в различных патриотических мероприятиях, посещаем другие города. В прошлом году мы получили Гран-при на городском фестивале «Ветер перемен». Так получилось, что мы заняли первое место из 120 школ города и области. Но самая важная для меня награда – это первое место в районном конкурсе педагогического мастерства. Я был, пожалуй, самым неопытным из участников в плане педагогического стажа. И когда мне сказали, что я обошёл педагогов с двадцатилетним опытом, я понял, что выбрал правильную профессию.
– Почему в школах работает так мало мужчин?
– Трудно сказать, почему мужчины не идут работать в школу. Сейчас при хорошей нагрузке учителя получают достойную зарплату. Слышал ещё такое мнение, что в школу идут работать мужчины-неудачники. Я с этим в корне не согласен, мне кажется, что даже люди, которые не связаны с образованием, знают такие фамилии, как Макаренко, Сухомлинский, Ушинский. Большинство учебников школьной программы написано именно мужчинами. Вообще не важно, кто преподает – мужчина или женщина, потому что это человеку либо дано, либо нет.
– А каким вы были учеником?
– Ленивым. Но учился неплохо, троек в четверти не было. Но вообще сравнивать нас с современными детьми, мне кажется, неправильно.
– Чем же они отличаются от детей, допустим, перестройки?
– У нас главным развлечением были двор, кружки, секции. У нас не было компьютера, сотового телефона и других гаджетов. А сейчас дети приходят домой, включают свои ноутбуки и уходят в виртуальный мир. Да даже в школе мы вели себя по-другому: постоянно бегали, бесились, учителя нас пытались успокоить, писали всякие замечания в дневниках. Сейчас такого нет. Они выходят на перемену, в уши втыкают наушники и сидят в своих телефонах. И, что самое печальное, у детей пропала мотивация к учёбе. Это говорят все учителя.
– Почему?
– Они расслабились. Готовятся только к ЕГЭ, и больше им ничего не интересно. А нам приходилось сдавать не только выпускные, но и вступительные экзамены. Современным детям проще, один раз экзамены сдал – и свободен. Они уверены в своём будущем и знают, что поступят. Родители сегодняшних учеников из поколения начала 80-х годов прошлого века. Это поколение перестройки. Большинство из них не заинтересованы в обучении детей. Они дают им слишком много свободы, а это сказывается на результате. Я не согласен с тем, что от родителей ничего не зависит. Как родители относятся к обучению ребёнка, так он и учится.