Спустя месяц после введения новых правил сдачи экзаменов в российских автошколах обнаружился неприятный факт: претенденты на водительское удостоверение в большинстве своём не готовы к усложнившимся испытаниям. Представители ГИБДД и автошкол смотрят на проблему по-разному.
Новый порядок сдачи экзаменов в российских автошколах, предполагающий дополнительные сложности как в теоретической, так и в практической части, действует месяц. Это дало повод для подведения промежуточных итогов.
«Непонятный ажиотаж»
После того как ГИБДД весной анонсировала изменения в условиях сдачи экзаменов для желающих получить водительские права, будущие автомобилисты проявили небывалую доселе активность. Заместитель начальника МРЭО №4 ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти Алексей Михайлов на встрече с журналистами констатировал: «Мы столкнулись с непонятным ажиотажем в июле-августе, который был до вступления в силу новых правил. Наши автошколы очень интенсивно проводили выпускные экзамены».
Вообще-то удивление представителя ГИБДД выглядит странным: несколько поколений российских автомобилистов воспринимали экзамены в автошколах как некую формальность, которую надо пройти ради корочек. Все уже давно смирились, что реальные знания автошколы будущим водителям не дают – эти учебные заведения готовят не к вождению, а к сдаче экзаменов. Так зачем их сдавать с большим количеством условностей, если можно подсуетиться до 1 сентября? К тому же коррупционный аспект экзаменов в автошколах никто не отменял, поэтому их учащиеся в связи с новыми порядками ожидают повышения «цен».
Новые экзамены для старых знаний
Формально более сложные экзамены призваны повысить уровень знаний водителей-новичков, что, по замыслу ГИБДД, снизит количество ДТП в будущем. К тому же, как отметил Алексей Михайлов, с 2014 года экзамены в автошколах постепенно усложнялись, и новый регламент не должен был застать студентов врасплох.
Увы, первые недели сентября уже продемонстрировали резкое снижение количества студентов, успешно справившихся с итоговыми испытаниями, признаёт Михайлов. Похожая ситуация, по его словам, с практической частью: на площадке раньше было 54% сдавших, а стало 42%.
Взгляд из автошколы
В свою очередь президент Союза автошкол Санкт-Петербурга и Ленинградской области Александр Сальников отмечает возросшую стоимость системы видеомониторинга, которой должны быть оснащены все учебные автомобили. Зачем он это сказал? Таким образом Александр Сальников предупредил, что цена обучения в скором времени вырастет. Впрочем, она уже увеличилась.
Что касается упомянутой системы видеомониторинга, то она считается одним из главных нововведений в экзаменах. Речь идёт о подробной видео- и аудиофиксации, которая применяется в практической части итоговых испытаний. Похоже, технические новшества вызывают разные ожидания.
Надежды на видеофиксацию
Алексей Михайлов поясняет, что видеофиксация ведётся спереди и сзади автомобиля. Кроме того, система отслеживает все контрольно-измерительные приборы, рычаги управления и салон машины.
По словам Алексея Михайлова, новые средства видеофиксации способны передавать информацию в режиме онлайн в любое облачное хранилище в Интернете, что позволяет пресекать все попытки фальсификации записи.
Алексей Михайлов утверждает, что ГИБДД предоставляет оборудованные автомобили на безвозмездной основе и начинающие водители могут этим воспользоваться для сдачи экзамена. Похоже, Александр Сальников о такой щедрости не слышал и напоминает, что стоимость комплекса видеофиксации составляет не менее 19 тыс. рублей.
Закономерные тенденции
Официальная оценка происходящего со стороны ГИБДД и автошкол сводится к констатации очевидных фактов. Однако понять позицию обеих сторон можно – они вынуждены играть по правилам и к ним приспосабливаться. Как, впрочем, и автомобилисты. Последних, по недавним оценкам Ассоциации европейского бизнеса (организация занимается мониторингом автомобильного рынка), в ближайшие годы станет в России меньше. Тенденция уже имеет место. Этому способствуют сразу несколько факторов: падение российского рынка новых автомобилей более чем на 50%, повышение цен на содержание автомобилей, снижение реальных доходов населения, удорожание различных форм автострахования. Теперь сюда можно добавить и новый регламент сдачи экзаменов в автошколах. Кстати, всё это может действительно снизить количество ДТП.