Волгоградский алюминиевый завод возрождается, в книге его долгой истории начинается новая глава. Порошковому производству, которое является основой обновлённого предприятия, уже чуть более 55 лет. Какие секреты таит производство волгоградского алюминия? Каковы текущие успехи завода и планы на будущее? Юбилей – прекрасный повод заглянуть за двери заводской проходной.
Прошлое и настоящее
У истоков создания порошкового производства стояли уральские металлурги Асхад Захарович Куйбышев и Иван Васильевич Волков. Именно Волков возглавил новый цех и руководил им целых восемь лет. А общий стаж его работы на ВгАЗе насчитывает четыре десятилетия. В честь легендарного металлурга, обладателя двух орденов Красного Знамени и госпремии в области порошковой металлургии на территории завода установлена памятная доска. Вообще, чтить своих героев – добрая традиция алюминиевого завода: доска почёта с надписью «Мы гордимся ими» никогда не пустует.
Детище Куйбышева и Волкова – комплекс порошкового производства – был официально запущен 30 июня 1961 года. Во все времена этот цех считался особенным подразделением ВгАЗа, работа в котором особенно престижна и почетна. Поэтому желающих хватало всегда. Однако кроме желания порошковое производство требует от сотрудников специальных знаний, смекалки и, конечно, физической выносливости, поэтому при отборе к кадрам предъявляются особенные требования.
В процессе работы каждому работнику производства приходится осваивать пять-семь смежных рабочих специальностей, что не каждому под силу. Зато те, кому заданная планка по плечу, остаются на заводе надолго. Недаром за десятилетия работы цеха сложилась не одна семейная династия. В нынешние времена в порошковом производстве занято 138 человек, работающих по трехсменному графику. Причём кадровый состав завода пополняется студентами. Так, будущие выпускники ВолГТУ могут ознакомиться с условиями работы на предприятии во время производственной практики с последующим трудоустройством. И таких примеров немало, ведь средняя заработная плата на ВгАЗе – 40 тыс. руб. - одна из самых высоких в Волгограде.
Порошковое производство: что и как?
Руководит порошковым производством Александр Губанов. В его кабинете почетное место занимает шкаф с прозрачными колбами, в которых представлены образцы продукции цеха – всего более 80 наименований. Это и тяжёлые гранулы алюминия, и мельчайшая алюминиевая пудра, которая зависает в воздухе полупрозрачной дымкой. Почти половина продукции завода востребована российскими производителями, остальное поставляется на рынок стран СНГ и Европы.
«Сегодня мы активно работаем в направлении импортозамещения, – рассказывает Александр Губанов. – За последние два года инвестировали порядка четырех миллионов долларов в приобретение нового оборудования, позволяющего выйти на рынок алюминиевых паст, используемых для производства газобетона. Сегодня мы в состоянии конкурировать с мировыми лидерами отрасли. Среди конкурентных направлений на будущее мы видим внедрение мокрого размола, при котором получают компоненты для красок и автоэмалей. Запуск этого производства потребует инвестиций в размере порядка 2,5 млн долларов».
На ВгАЗе используется классическая технология получения алюминиевых порошков методом распыления жидкого алюминия азотом с последующим разделением на различные фракции на вибрационных грохотах и классификаторах. Сердце этого агрегата – форсунка, настройкой которой и определяется размер получаемых частиц. Алюминиевые пудры получают сухим размолом в шаровых барабанных установках. На заводе одновременно работают два классификатора – старый и более современный, позволяющий получить частицы толщиной в один микрон. Между цехами алюминиевый порошок путешествует в рабочей таре, а уже готовый продукт потребитель получает в блестящих полированных металлических цилиндрах. Качественная упаковка – один из факторов конкурентоспособности, поэтому склад готовой продукции ВгАЗа выглядит как декорация фантастического фильма о будущем.
Сегодня ВгАЗ – единственная в стране промышленная площадка, выпускающая всю номенклатуру алюминиевого порошка. Это и предназначенные для ВПК алюминиево-магниевые сплавы, и алюминий-циркониево-молибдено-никелевый сплав, и алюминий-титан, и порошки из алюминия особой чистоты.
Факторы конкурентоспособности
Главным конкурентным преимуществом ВгАЗа Александр Губанов считает качество выпускаемой продукции. По его словам, «в сегменте алюминиевых паст, которые применяются в солнечной энергетике, мы ощущаем сильное давление со стороны китайских конкурентов. Однако в 2011 году мы приобрели классификатор «Хосокава Альпина», запуск которого позволил снизить себестоимость порошка в 2-2,5 раза и превзойти китайцев».
Не остаётся ВгАЗ в стороне и от новых перспективных технологий. «Металлические порошки для аддитивных технологий, известных обывателю как 3D-печать, – ещё одно новое для нас направление. Сейчас наши специалисты просчитывают финансово-экономическую модель, на внедрение которой потребуется около 1,5 млн долларов. Сегодняшняя цель подразделений РУСАЛа – перейти к производству конечной продукции и постепенно уходить от статуса поставщика продукции для сегмента В2В. Поэтому комплекс будет состоять из производства уже освоенных нами порошков и 3D-принтеров, которые будут делать продукцию, как для собственного потребления, так и на продажу».
Основные потребители алюминиевых порошков – строительная отрасль, металлургия, химическая промышленность, ВПК, солнечная энергетика. На сегодняшний день мощности порошкового производства ВгАЗа загружены на 50-60%. Завод стабильно выдает потребителям порядка 10 тыс. тонн продукции в год, а максимальная мощность производства – 15-20 тыс. тонн. И это неспроста: бизнес-система ВгАЗа предполагает усовершенствованный по сравнению с большинством предприятий подход к объему выпускаемой продукции. «Производство должно быть загружено исходя из потребностей, – поясняет Александр Губанов. – Сейчас мы очень заняты работой над качеством выпускаемой продукции, постоянно совершенствуя его и заботясь не только о качестве порошка, но и о максимально точном соблюдении сроков поставок, удобной и привлекательной упаковке и этикетке. Изменится ситуация на рынке – мы готовы будем оперативно нарастить объемы выпуска».
Подойти к делу с умом!
Кстати, о бизнес-системе… Улучшить рыночную устойчивость предприятия можно не только за счёт внедрения новых технологий и расширения номенклатуры продукции. Важны и современные организационные решения. Стратегия построения системы непрерывных улучшений реализуется в компании с 2010 года, и вовлечены в неё все – от руководителей до участников производственного процесса. Александр Губанов говорит, что «для улучшения производственных показателей не всегда нужно приобретать новое оборудование. Иногда достаточно просто перенести оборудование с места на место, чтобы оптимизировать процесс».
Так, каждое рабочее место оборудовано стендом с рабочим инструментом, необходимым для выполнения отладочных работ. Разводной ключ, плоскогубцы, ключи разных размеров подписаны и удобно размещены на специальном щите. Распространены и стенды с напоминанием о правилах техники безопасности. За счёт этого сокращается время на обучение новичков и экономятся рабочие минуты персонала. За счет улучшения бизнес-процессов с 2011 года сэкономлено порядка 750 тыс. долларов.
Цель завода – наладить производство без потерь. К примеру, здесь нашли способ грамотно распорядиться отходами, среди которых есть пушонка, катодный и анодный бой, флотационный шлам. Ведь то, что для алюминиевого производства – отходы, для других организаций – сырьё. В результате завод сократил отгрузку отходов на полигон и заработал дополнительные средства.
И это сразу же повлекло достижения на экологическом поприще. Например, сокращение санитарно-защитной зоны вокруг предприятия благодаря глобальному снижению выбросов, что подтверждено результатами проб. В то время как за стенами цехов кипит производство алюминия, на обширной территории завода, покрытой сетью аллей и густо засаженной деревьями, поют птицы. У входа заводчан встречают цветники и самый настоящий фонтан. Всё это сделано для отдыха и комфорта рабочих. Для них же закуплены велосипеды и другой специальный транспорт, ведь перемещаться по территории в 12 гектаров пешком трудно, да и временные затраты велики. Так рациональный подход к организации производства благоприятно отражается на окружающей среде, а главное, на людях.
Немного о будущем…
Итак, жизнь на Волгоградском алюминиевом заводе кипит, порошковое и другие производства работают. Неизменной осталась только внешняя оболочка цехов, и многие корпуса завода уже готовы зажить новой жизнью. Руководство РУСАЛа имеет чёткий план развития волгоградского предприятия. «Наш завод развивается согласно принятой и утвержденной стратегии, – рассказывает Александр Губанов. – Сейчас мы заняты отбором организаций, способных реализовать поставленные задачи. Кроме того, наша задача – освоить новые марки продукции. Мы должны быть готовы к тому, что в ближайшее время экономика страны начнет оживать. Сейчас принято решение реанимировать крупнолабораторную установку, это позволит выпускать малые партии продукции, для которых требуется тщательный подбор состава порошка».
Тем временем, до запуска производства обожженных анодов остались считанные месяцы. Но это уже совсем другая история…