Накануне празднования 450-летия со дня основания города Орла полезно было бы подвести некоторые итоги более чем двухлетнего пребывания у власти губернатора-коммуниста Вадима Потомского. Итоги эти, скажем прямо, неутешительны. Обещанное восстановление и развитие заводов «Орлэкс» и «Дормаш», о котором неоднократно говорил глава региона, оказалось фикцией. Рассказывая о многомиллиардных инвестициях, о том, как в область хлынут бизнесмены из Турции, Бенина и Индонезии, губернатор обманывал всех: рабочих, местных и федеральных чиновников, руководителей государства и даже самого себя. А главным лопнувшим «мыльным пузырём» коммунистического руководителя стала так называемая особая экономическая зона «Серп и молот». Название претенциозное, заявки – умопомрачительные, макет – красивый, а на выходе – ноль.
Я не знаю, кому и зачем это нужно…
Эти строки из песни Александра Вертинского подходят ко многим начинаниям Вадима Потомского, в том числе и к задуманной им вместе с заместителем Бекханом Оздоевым особой экономической зоне. Любому жителю Орловской области было понятно, что при существующих реалиях создать какую-либо зону, кроме зоны строгого режима, в ней не удастся. 18 декабря 2015 года газета «Красная строка» отмечала: «Несколько месяцев подряд руководство области твердило о реальности создания этой самой зоны на Орловщине. Но всё время чего-нибудь не хватало. То постановление правительства о выделении средств не появляется; то участок, который решили выделить под «зону», оказался вдруг не «ничейным», а совсем даже обитаемым; то один инвестор отпал, то другой. Ещё и конфуз с «пособниками» и «спонсорами» вышел…
Губернатор Потомский к голосу журналистов не прислушался. Ровно через десять дней он провёл пресс-конференцию, рассказывая о светлом будущем своей «зоны»: «Орловскую область поддержали президент Владимир Путин, председатель правительства Дмитрий Медведев. Особенно хочу отметить ту поддержку, очень знаковую, которую мы ощутим в 2016 году, когда начнутся реальные шаги по реализации программы особой экономической зоны. Много появляется обращений, чтобы разместить свои производства на территории Орловской области. Дмитрий Медведев подписал все документы, которые я просил».
Получилось, что Потомский банально врал. Ничего он не «ощутил». Единственного главного документа – постановления правительства о создании в регионе особой экономической зоны – премьер так и не подписал и не принимает его уже 9 месяцев. Губернатору дали сигнал о том, что его «зона» не имеет никаких перспектив. На встрече с активистами Общероссийского народного фронта президент России негативно высказался о деятельности АО «Особые экономические зоны», столь любимого Оздоевым. Затем замминистра экономразвития РФ Александр Цыбульский объявил, что создание ОЗЭ в Орловской области преждевременно. А Потомский снова своё: «Когда Александр Цыбульский будет здесь, он скажет совсем другое. Я не знаю, для чего он это сказал. Он назначен министром, ответственным за реализацию поручения президента по созданию особой экономической зоны. Именно он и генеральный директор ОАО «ОЭЗ» Виталий Милявский. В сегодняшней ситуации есть вопросы. Но мы и здесь опередили. Подразумевалось выделение средств для строительства инфраструктуры. И мы могли вывалиться, так как с деньгами в бюджете сложно. А мы представили индустриальный парк «Зелёная роща», там 140 гектаров сегодня и 260 можно приклеить, уже с инфраструктурой. Цыбульский, вероятно, об этом ещё не дочитал. Приедет, скажет по-другому, ещё и ленточку перережет. Не он, так глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев».
Окраина «Зелёной рощи»
Выяснилось, что Цыбульский на самом деле «всё дочитал», но ни он, ни Улюкаев никакую ленточку с Потомском перерезать не будут…
«Зелёная роща» – самый большой мыльный пузырь Орловщины
«Зелёную рощу», как практически и все остальные объекты промышленности в Орловской области, создавал, конечно, не Потомский. Ещё при губернаторе Александре Козлове было придумано название «Индустриальный парк», которое дали 140 гектарам пустоши на окраине города Мценска. Единственным стабильно работающим там является пришедшая при Козлове ООО «Центральная крупяная компания», которая пользуется поддержкой Россельхозбанка (Дмитрий Патрушев).
А второму резиденту парка пришлось несладко. Сергей Тушков, и.о. генерального директора ООО «Мценский завод по обработке цветных металлов», осенью 2015-го жаловался журналистам: «Нас стараются закрыть руками команды губернатора. Невзирая на доводы президента «три года на старт», мы уже полгода (нам всего лишь год) испытываем жёсткий прессинг, нас прессуют контролирующие органы... Когда результата не последовало, пошли новые методы воздействия, против меня возбудили уголовное дело… Также, чтобы мы были более сговорчивыми и понимали политику, у нас был приход ОМОНа, то есть люди с автоматами через забор перелезли, вынесли всю документацию… Область Орловская, видимо, находится в каком-то другом государстве, она в Россию не входит, законы Российской Федерации здесь не действуют, если Потомский определяет, кто здесь будет что инвестировать… Мы ходили к Потомскому, хотели найти правду. Побеседовали с губернатором. Он нам сказал: «Давайте кратко. Идите и работайте!» Вроде как бы обещающие слова. Но через два дня его правая рука нам сказал: «Мне губернатор сказал: «Убивай это предприятие как хочешь!» Какой разговор может быть об инвестициях, инвесторах, «зонах» и «парках» при таком отношении власти к производственникам?
Изучение сегодняшнего состояния ОЭЗ «Серп и молот» («Зелёная роща») показало, что красивый макет, который Вадим Потомский показывал всем – от Валентины Матвиенко до Геннадия Зюганова, ничего общего с реальностью не имеет. Вся инфраструктура состоит из полутора километров дороги, ведущей к двум предприятиям, о которых мы говорили, пары подстанций и скважин. Всё остальное, говоря ленинскими словами, «развал, распадение и шатание». Наш фоторепортаж «из зоны» показывает живописные развалины на окраине «Зелёной рощи», древний сад, который никто не думает корчевать, горы земли и мусора. Какого инвестора привлечёт такая «инфраструктура»?
Потомский показывает Зюганову макет ОЭЗ «Серп и молот»
9 июня в СМИ появилось сообщение о том, что президент дал правительству поручение о прекращении создания в стране новых особых экономических зон. Потомский попробовал вяло сопротивляться, опрометчиво прокомментировав решение президента: «Думаю, что особые экономзоны будут продолжать развиваться и появляться в России. Насколько я знаю, готовятся поправки в федеральное законодательство, которые приведут систему, в которой существуют ОЭЗ, к сегодняшним реалиям».
Такая вольная трактовка президентского поручения не самым лучшим образом отразилась на отношении руководства страны к начинаниям орловского губернатора, и на пресс-конференции в ТАСС в середине июля ему пришлось говорить о «своей зоне» в прошедшем времени. «Но, – сказал Потомский, – с учётом того, что сегодня президент эту программу остановил, мы, естественно, не получили постановление правительства о том, что реализовали особую экономическую зону в Орловской области». Всё! Пузырь, столь старательно надувавшийся Вадимом Потомским и Бекханом Оздоевым, окончательно лопнул!
P.S. Лопнувший «пузырь» мценской «особой зоны», несомненно, будет одной из тем для обсуждения во время согласованного с властями антигубернаторского митинга, который организует в Орле депутат городского совета IV созыва коммунист Андрей Рослов. Самое страшное для члена ЦК КПРФ Вадима Потомского не то, что его однопартийцы назвали лейтмотивом митинга провальную кадровую и финансовую политику губернатора, а заявленное в уведомлении обсуждение невыплаты заработной платы и невыполнение майских указов. Если последнее будет доказано, то в соответствии с нынешней практикой орловскому губернатору останется только одно – собирать вещи…