Пресс-завтрак с топ-менеджментом телекоммуникационной компании МТС прошел в дни Петербургского международного экономического форума в июне. Президент Андрей Дубовсков, вице-президент по закупкам и административным вопросам Валерий Шоржин и вице-президент по корпоративным и правовым вопросам Руслан Ибрагимов ответили на вопросы журналистов со всей России, включая вопросы корреспондента «Аргументов Недели».
– В прошлом году на рынке связи появился новый мобильный оператор – Tele2, в связи с чем понятие «большая тройка» устарело, и на смену ему пришло такое явление, как «большая четверка». Как вы реагируете на изменения на рынке и агрессивные рекламные кампании конкурентов?
Андрей Дубовсков. С нашей точки зрения, термины «большая тройка» и «большая четверка» – это исключительно журналистские фантомы, не имеющие никакого отношения к реальному положению дел на рынке. Судите сами: в 2015 году выручка МТС от мобильных услуг, без учета продаж оборудования, в России почти на 75 млрд рублей больше, чем аналогичный показатель «ВымпелКома», и на 30 млрд рублей больше, чем у «МегаФона». И если Мегафон мы еще готовы рассматривать как часть «большой двойки» и серьезного конкурента, то Вымпелком уже нет. Что касается Tele2, масштаб этой компании с точки зрения финансовых показателей, выручки и рентабельности меньше не просто на какую-то величину, а в разы. Они зарабатывают несколько десятков миллиардов рублей в год – мы зарабатываем сотни. То, что компания имеет лицензии на всей территории РФ, то, что у нее есть такие же, как у нас, частоты, не делает ее нашим одноклассником. С нашей точки зрения, рынок сейчас представляет собой конфигурацию 2+1+1. Чтобы «ВымпелКом» догнал «большую двойку», должно случиться чудо. Чтобы Tele2 стал частью «большой четверки», должно случиться пять чудес подряд.
– Проблема покрытия сетью уже в основном не стоит перед операторами, однако белые пятна на карте России все равно остаются. Как вы оцениваете возможность провести высокоскоростной интернет в удаленные населенные пункты?
Андрей Дубовсков. Инвестиции в тот или иной регион зависят от того положения, которое мы занимаем на рынке в конкретном регионе. В разных регионах должна быть разная стратегия. При это надо понимать, что мест, где связи нет вообще, практически не осталось. Поэтому «белыми пятнами» мы склонны считать территории, где качество покрытия нашей сети хуже, чем у конкурентов. Вопрос: надо ли нам там строить столько же базовых станций, сколько у конкурентов. Мы средства вложим, и вроде как «белое пятно» закрыто. А инвестиции не вернем, рынок уже распределился. Сейчас нападающий всегда теряет больше, чем защищающийся. Поэтому каждый раз мы инвестиции осмысливаем с точки зрения возможности вернуть свои деньги. Вопрос обязательного закрытия всех «белых пятен» перед нами не стоит.
– Известно, что МТС использует некоторые базовые станции совместно с «Билайном». Вместе с тем в прошлом году вы критиковали «МегаФон» и «Билайн» за то, что они выкупили «Связной» и тем самым оказали деструктивное влияние на рынок. Что, на ваш взгляд, важнее в отношениях с конкурентами – соперничество или сотрудничество?
Андрей Дубовсков. Это абсолютная, чистейшая прагматика: где-то выгодно сотрудничать, и мы это делаем, а где-то нужно соперничать.
Валерий Шоржин. Это чистая прагматика. Постоянной коалиции, как и постоянного соперничества, быть не может. Скажем, от совместного использования сети всегда выигрывает коалиция. В проекте по совместному использованию LTE-сетей с «Вымпелкомом» мы сумели найти точку баланса и построить отношения таким образом, чтобы договор способствовал альянсу, но в то же время у сторон оставалась возможность в любой момент из него выйти. Это безусловная выгода. Мировой опыт тоже говорит о том, что операторы постепенно объединяют сети. К сожалению, российский телеком-рынок очень поздно пришел к пониманию разумности такой стратегии, поэтому по всей стране мы видим памятники несговорчивости операторов – в некоторых случаях по четыре башни на одном холме. Хотя, конечно, можно найти и плюсы - мы оказали неплохую услугу строительной отрасли.
Андрей Дубовсков. Отмечу, что в текущем и следующем годах мы не будем так интенсивно расширять LТЕ-покрытие, как делали это в последние пару лет: пока нет смысла. Хоть мы и снизили цены на гаджеты, текущий уровень проникновения LТЕ-смартфонов в среднем по России составляет 12%, в Москве – 21%, по данным агентства АС&M. Это означает, что только каждый 10-й человек может пользоваться скоростной LТЕ-сетью, в то время как каждый второй пользуется 3G, а половина наших граждан пользуется обыкновенными «звонилками». А для нас чрезвычайно важен баланс качества услуг и спроса на них. Так что можно сказать, что мы поднялись на холм и увидели впереди горы – забираться на них сразу нет необходимости. Пока до следующего технологического скачка еще далеко – очевидно, что операторы будут делиться друг с другом не только инфраструктурой, но и частотами. Это приведет к уменьшению капитальных затрат, улучшению рентабельности и увеличению возможности предлагать конкурентные тарифы.
Что касается истории со «Связным», то, по нашему мнению, покупка оператором мультибрендовой розничной сети – это тупиковый путь. Нигде в мире, кроме России, нет такой ситуации, когда независимый ритейл диктует телеком-оператору, сколько ему нужно продавать сим-карт и как жить, какие ставки давать за дистрибуцию. Оператор – хозяин своей судьбы, ведь именно он вложил миллиарды в инфраструктуру. В этом смысле российский ритейл чрезвычайно архаичен. Мы хотим собственным примером показать, что подключать сотни миллионов новых сим-карт каждый год нет никакого смысла, и рынок должен работать иначе. По оценкам агентства AC&M, в 2015 году продано 130 млн сим-карт для 140 с лишним миллионов населения страны, в то время адекватная цифра составляет порядка 25-30 млн новых в год. И ситуация повторяется много лет подряд. Мы говорим нашим коллегам: не надо так, вы тратите лишние деньги, платите дистрибьюторам, а они навязывают сим-карты на вокзалах, в поездах, бесплатно, без регистрации. Но коллеги по рынку нас не слышат, им кажется, сейчас они купят «Евросеть» или какую-нибудь другую крупную розничную сеть, и все у них будет хорошо. Это бессмысленное занятие. Успех операторов базируется на их способности генерировать денежный поток, делать хорошее покрытие, давать качественную связь, выдерживать емкостные характеристики, иметь конкурентноспособные тарифы, грамотный маркетинг, систему качества менеджмента, внутреннюю инфраструктуру, соответственно, правильный баланс доходов и расходов. Вот чем надо конкурировать! А не покупкой мультибрендов, что ведет к бессмысленному валу подключений, просаживает маржинальность, снижает инвестиционные возможности оператора и, в конечном итоге, разрушает рынок.
– Как вы оцениваете законодательную инициативу по хранению всех данных о выходах пользователя в интернет и звонках в течение полугода?
Валерий Шоржин. Техническая возможность хранить данные так долго есть, вопрос в том, сколько это стоит и кому будет выгодно. Выгодно это будет производителям жестких дисков – те объемы информации, которые нам придется хранить, колоссальны по сравнению с нынешними. 80% трафика на сегодня – это видео, и получится, что если 100 миллионов наших абонентов посмотрел на YouTube клип про лабутены, мы должны будем сохранить все 100 миллионов копий этого клипа – и это только в том случае, если они посмотрят его по одному разу, иначе придется столько копий, сколько раз каждый пользователь посмотрел интересное ему видео.
Руслан Ибрагимов. Реализация этого законопроекта потребует введения в эксплуатацию дополнительно 30 тыс. стоек data-центров, для сравнения, на сегодня их в России всего 27 тыс. – то есть, мощности должны быть удвоены. Просто чтобы обеспечить все эти data-центры электроэнергией, потребуется дополнительные 3/4 мощности Кольской АЭС. Примерно столько же требуется Крыму для обеспечения всех своих нужд. Но еще сложнее не просто сохранить массив данных, как мы делаем сейчас в течение 12 часов, а сделать его пригодным для обработки, как того требует закон. Решение этой проблемы потребует еще дополнительных количество ресурсов, тем более что технические специалисты гражданского рынка даже не слышали о подобном оборудовании для обработки. Получается, что отрасль телекома – одна из самых активно развивающихся, передовых не только в России, но и на мировом уровне, – в последнее время переживает период вымывания денег.
Этим решением мы поддержим тайваньских и китайских производителей, создадим им немало новых рабочих мест. И если всей выручки федеральных операторов за последние несколько лет еще может хватить, чтобы обеспечить хранение миллиардов копий «лабутенов», то представьте, каково мелкому оператору? Это разорит множество компаний, оставит огромное число людей без работы.
– В своем выступлении на форуме вы назвали три основных направления, которыми, по вашему мнению, необходимо заниматься в жизни: космосом, биотехнологиями и телекоммуникациями. Прокомментируйте эту мысль, пожалуйста.
Андрей Дубовсков. Это естественный ход развития цивилизации. Сегодня не интересно производить, например, продовольствие – одна Аргентина может накормить мясом весь мир. Люди недоедают не потому, что уровень роста производства низкий, это вопрос несправедливого мироустройства. Если ты хочешь заниматься в жизни чем-то действительно стоящим, выбирай то, что лежит в русле движения цивилизации: это, по моему мнению, космос, телеком, биотехнологии и фармацевтика.
Александр АКУЛИНИЧЕВ