В Государственном Русском музее открылась выставка «Круг Петрова-Водкина», вобравшая в себя как работы самого Мастера, так и его учеников.
Выставка «Круг Петрова-Водкина» уникальна уже по количеству затраченных на её организацию усилий музейных работников и коллекционеров, в частности Аллы Есипович-Рогинской. Ведь экспозиция вобрала в себя произведения, ныне хранящиеся не только в Русском музее, но и в Музее истории Санкт-Петербурга, Московском музее современного искусства, Научно-исследовательском музее Российской академии художеств, Нижнетагильском музее изобразительных искусств, Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства.
Поводом для этой выставки стала педагогическая деятельность Кузьмы Сергеевича Петрова, преподававшего не только в стенах Академии художеств, именовавшейся в годы жизни художника, пришедшиеся на советскую власть, несколькими почти непроизносимыми аббревиатурами, но и до этого, начиная с 1910 года, в частной школе Званцевой, которая подарила России и миру когорту прекрасных рисовальщиков и живописцев, большинство имён которых, увы, неизвестны широкому кругу посетителей Русского музея. Вот для них-то выставка станет настоящим открытием.
Школа Званцевой в начале ХХ века была хорошо известной, даже модной в Петербурге – Петрограде. И Петрова-Водкина в качестве преподавателя в неё привёл в 1910 году сам Леон Бакст (выставка, посвящённая его творчеству, уже проходила в этом году в Русском музее). Брали в эту школу всех желающих обучиться живописи и способных оплатить не самое дешёвое обучение, так что среди выпускников были и такие художники, в активе которых числятся одно-два произведения. Но были в этом кругу и настояшие большие мастера, гордо пронёсшие своё ученичество у Петрова-Водкина, принадлежность к его художественной системе через десятилетия творчества…
Для профессионалов и знатоков живописи экспозиция, развёрнутая в четырёх залах корпуса Бенуа Русского музея, станет возможностью воочию проследить сходства и различия в манере и стилях учителя и его учеников. А обычные посетители музея обязательно восхитятся буйством красок и необычными художественными экспериментами с пространством на многих полотнах (последние даже специально собраны в отдельном зале).
Как говоритАлександр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея, выставка эта является только началом новых методологических подходов научных сотрудников ко всему творчеству начала 20-х – конца 30-х годов ХХ века (к этому временному отрезку относится подавляющее большинство произведений, представленных в экспозиции).
Ведущий научный сотрудник Русского музея и куратор выставки «Круг Петрова-Водкина» Ольга Мусакова утверждает, что идея выставки не нова: Русский музей ещё с 80-х годов начал собирать произведения учеников и последователей Петрова-Водкина в свою коллекцию и осваивать пласт советских художников 20–30-х годов. «Задача новой выставки двоякая, – говорит Мусакова. – С одной стороны – подтвердить, сколь велико было явление, которое называется «Петров-Водкин», оказавшее огромное влияние на тенденции искусства ХХ века. А с другой стороны – показать срез эпохи, открыть новые, незаслуженно забытые имена учеников ВХУТЕМАС, показать как явление «званцевцев». Кто-то скажет, что величины талантов несоизмеримы, но Петров-Водкин стал той звездой, в свете которой рождались таланты новые, часто непохожие на своего учителя.
Открывает выставку в корпусе Бенуа картина самого Кузьмы Сергеевича «Изгнание из рая». Но именно работы учеников, среди которых были Елена Аладжалова, Раиса Котович-Борисяк, Надежда Лермонтова, Фавста Шихманова, Юлия Оболенская, Владимир Малагис, Михаил Вернов, Татьяна Купервассер, Вячеслав Пакулин, Михаил Носков, Павел Голубятников, Владимир Дмитриев, Леонид Чупятов и другие, забирают на себя всё внимание. Какие-то из них почти «дословно цитируют» цветовую гамму и манеру учителя, какие-то созданы в стиле, близком к мастеру. Главное, выставка даёт ощущение погружения во время, скудость быта и мрачность событий которого (у многих из представленных художников именно в
20–30-е годы трагически оборвалась жизнь) требовали неистовой компенсации цветом и необычностью образов. Безудержно алый, фантастический ультрамарин, изумрудный зелёный, оглушительные оттенки жёлтого – это лишь некоторые из порой не подлежащих определению цветов, живущих на полотнах живописцев, перенявших у своего учителя, пожалуй, главное для художника качество – смелость.