Санкт-Петербург иногда называют автомобильной столицей России, потому что здесь расположены крупные автозаводы и здесь производится почти четверть всех российских автомобилей. Но это производство, а как в Северной столице обстоят дела с продажей машин, новых и подержанных? Увы, по большей части тенденции авторынка общероссийского совпадают с теми, что наблюдаются в Петербурге. Однако особенности и отличия всё же есть.
Желание и способность покупать новые автомобили уже давно служат своеобразным барометром потребительской активности, а, по мнению большинства современных экономистов, колебания авторынка отражают уровень благосостояния в обществе даже лучше, чем размер ВВП на душу населения или среднестатистическая зарплата. Возможно, в будущем эта связь уже не будет столь очевидной, но последние десятилетия учёные в ней не сомневаются.
Картина с покупкой новых автомобилей в Петербурге почти такая же, как и в остальной стране. Что касается новых автомобилей, то здесь всё плохо: по итогам прошлого года продажи сократились на 35% (данные агентства «Auto-Dealer-СПб»). За весь год в городе на Неве было продано 124 260 новых легковых автомобилей. Падение продаж объясняется как раз тем самым снижением доходов населения, которое последовало за обесцениванием рубля и соответствующим ростом цен в 2015 году.
В наступившем 2016 году лучше не стало, но падение замедлилось: в первом квартале 2016 года петербуржцы купили 26 606 новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей – это на 7% меньше, чем годом ранее. А в марте и апреле наблюдался даже небольшой рост продаж: в марте – на 3%, а в апреле – на 0,5%. Радоваться рано, потому что в мае, судя по всему (точной статистики ещё нет), продажи опять немного снизились.
Как все эти тенденции отражаются на работе тех, кто автомобили продаёт? «У нас в центре сократили почти половину персонала, – рассказывает Алексей Никонов, сотрудник официального дилера Nissan на проспекте Косыгина. – Ходим как на иголках все. Продажи в прошлом году сильно упали, вот и начали людей выжимать, в основном по «собственному желанию». В других центрах, на Школьной и на Руставели, картина такая же».
О том, что официальные дилеры сокращают сотрудников, СМИ писали ещё в начале года. Будут ли они увольнять людей дальше, пока неизвестно. Оптимизация коснулась продавцов самых разных марок, ну а так как автомобили Nissan за последний год потеряли в продажах более 50%, то и в сокращениях ничего удивительного нет.
Но это новые автомобили, а подержанные, наоборот, стали теперь куда более популярны – продажи растут по всей стране, а у нас на Северо-Западе вторичный рынок достиг 155,8 тыс. экземпляров – это второе место по России и рост на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Не могу сказать, что как-то сильно покупателей прибавилось, но меньше точно не стало. В апреле-мае хорошо шли BMW, KIA Rio, Toyota RAV4, всего продали 84 машины», – рассказывает Артём Куклешов, таких, как он, называют «серыми» перекупщиками (место своей работы он по понятным причинам не назвал). На таких вот «серых» продавцов приходится более 80% рынка подержанных авто в Петербурге. Остальные 20% – это официальные дилеры крупных автомобильных брендов, они тоже торгуют подержанными машинами, вот только цены у них намного выше, чем у «нелегалов».
Популярные ресурсы в Интернете, на которых хранятся тысячи объявлений о продаже машин, с одной стороны, приводят к реальным владельцам автомобилей, с другой – связывают с перекупщиками. Последние нередко «скручивают счётчики» – искусственным способом занижают пробег автомобиля. Конечно, это не единственное ухищрение в арсенале перекупщиков, но, по словам Артёма Куклешова, в Петербурге откровенных «лохотронщиков» не так уж много: «Да, есть те, кто пытается обмануть, но на самом деле они в меньшинстве. Такие, как я, работают честно. А у официальных дилеров выше цены не потому, что они честные, а потому, что они все налоги платят, зарплату, расходы по обслуживанию своих офисов несут, у них и обслуживание оттого дороже, и все запчасти с накруткой. Мы подобных трат избегаем, и люди потому идут к нам. Может, у перекупщиков, таких как я, условия и не очень комфортные, под открытым небом работаем, нет у нас улыбающихся менеджеров, павильонов красивых, но зато цены низкие. По моим расчётам, в Питере процентов 70 перекупщиков работают чисто, то есть «по-серому», конечно, но без явного обмана».
А какие же автомобили в Петербурге сегодня пользуются наибольшим спросом? В отличие от большинства регионов страны в Северной столице на первом месте не продукция АвтоВАЗа, а модели известных корейских брендов, производимых здесь же на заводе компании Hyundai: хэтчбеки Solaris и седаны KIA Rio. Это касается и новых автомобилей, и машин с пробегом. На вторичном рынке «корейцы» тоже хорошо идут.
А есть ли автомобили, продажи которых в условиях кризиса не падают, а растут? Да, есть. По данным аналитического агентства «Автостат», небольшой, но очень стабильный рост показывают автомобили премиум-класса: Mercedes-Benz GLC и GLE, Lexus RX, BMWХ5, BMWХ6 и другие.
Стоит отметить, что в Северной столице неплохо продаются автомобили, производящиеся на петербургских автозаводах.