Аргументы Недели → Общество № 20(511) от 26.05.16

План зачатий

, 08:56

Три года назад в России впервые отмечен естественный прирост населения: родилось больше людей, чем умерло. С тех пор в правительстве не стихают фанфары, словно чиновники лично повышали рождаемость в ходе изнурительных турне по регионам. И хотя улучшение показателей российской демографии несомненно, оно, к сожалению, не будет долгим. Страна обречена на возврат к длительной естественной убыли населения. И падение доходов здесь ни при чём. Хотя оно и способно усугубить демографический кризис.

Дошли до детей

На первый взгляд кризисом и не пахнет. «К 2020 году численность населения должна вырасти до 147,5 миллиона человек, продолжительность жизни – до 74 лет, суммарный коэффициент рождаемости – до 1,87», – заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в марте 2016 г. на заседании правительства, посвящённого демографии. Концепция демографической политики у нас рассчитана как раз до 2020 г., и сегодня власть приступает к реализации третьего её этапа.

За первые два этапа, занявшие 8 лет, продолжительность жизни в России возросла почти на 4 года, достигнув в 2015 г. исторического максимума – 71,39 года. Конечно, это пока не Швейцария и не Япония, где человек коптит небо в среднем 83 года, но всё-таки достижение. Естественный прирост населения составил более 30 тыс. человек ежегодно. По словам главы Минздрава Вероники Скворцовой, в прошлом году смертность лиц трудоспособного возраста снизилась сразу на 21 тыс. человек, из которых 18 тыс. – это молодые мужчины. Вероятно, эти ребята сумели избежать трагических последствий наркомании, алкоголизма, ДТП и бытового криминала.

Минздрав с удовольствием отмечает свои заслуги в росте рождаемости. Младенческая смертность в 2012–2015 гг. снизилась почти на четверть – до 6,5 на тысячу родов. А в начале 2016 г. она стала ещё ниже, хотя до 2,7 в Швеции и Сингапуре ещё далеко. Материнская смертность с 2011 г. снизилась и вовсе в два раза. Благодаря консультированию и психологической поддержке беременных женщин число абортов с 2011 г. сократилось на 24,5%. За этими цифрами 242 тыс. юных россиян – почти вдвое больше, чем ежегодно рождается во всей Москве.

Конечно, и тут находятся скептики: дескать, почему нельзя было навести относительный порядок в роддомах ещё до 2011 года. По той же логике, когда наши наконец обыграют финнов в хоккей на чемпионате мира, надо будет не поздравлять игроков, а ругать: почему, мол, раньше не смогли. Может, это и несправедливо к Минздраву, но по части фанфар уж они-то точно не упустили миг славы. А на лаврах не хочется говорить о том, что демографическую ситуацию ждёт неминуемое ухудшение в ближайшие годы. Хотя Вероника Скворцова признаёт, что в возрастной структуре населения доля старших возрастных групп увеличилась в 2011–2015 гг. с 22 до 25%. И это непременно повысит и смертность.

Кризис отношений 

Именно сложившийся возрастной состав населения определяет демографические взлёты и падения любой страны. В Германии вовсе не потому отрицательный прирост, что власти плохо поощряют рождаемость. Например, в 1990-е годы в России дико выросла смертность вследствие алкоголизма, криминализации, развала здравоохранения, но за счёт высокой рождаемости при Брежневе страна имела тогда исторический максимум граждан трудоспособного возраста. Пик рождаемости в СССР пришёлся на эпоху Горбачёва, а демографические дивиденды от этого страна получила только после 2005 г., когда дети перестройки вышли на рынок труда. В те же годы на пенсию отправлялись люди 1941–1945 гг. рождения, которых, понятно, было не очень много. И надо было сильно постараться, чтобы иметь в нулевых отрицательный естественный прирост. Тем не менее в России умирало в среднем на 145 тыс. человек больше, чем рождалось.

– Пока ещё ни одно поколение россиянок не родило детей больше, чем их матери, – говорит замдиректора Института демографии НИУ ВШЭ Сергей Захаров. – С поколений, родившихся во второй половине 1960‑х годов, количество рождений не поднимается выше 1,6–1,7 на одну женщину к концу детородного возраста. Россия обречена на возврат к долговременной естественной убыли населения. Численность ключевой группы 25–29-летних женщин достигла максимума в 2012 году, а к 2017 году уменьшится более чем на миллион человек. Их станет меньше, чем было в 2000 году. Для 30–34-летних точкой перелома станет 2018 год. Поддерживать нынешнее число рождений при таком сокращении числа потенциальных матерей вряд ли возможно.

Отдавая должное усилиям государства, всплеск рождаемости нулевых годов имеет малое отношение к патриотизму, религиозности и правительственным мерам по стимулированию рождаемости, как часто представляют ситуацию политики. Главные причины другие. Беби-бум коснулся в основном крупных городов, где всё больше граждан оказались в состоянии заплатить 40–60 тыс. рублей за роды в человеческих условиях. За них развернулась конкуренция между роддомами. Приобретаемое за рубежом оборудование, отбор профессиональных кадров в первую голову и позволили снизить смертность при родах. 35-летней беременной женщине уже никто не скажет: «Ты чего, ошалела, дура старая?» Сотрудника, который такое ляпнет, уволят. Ведь именно «старородящие» и платят за все подряд допуслуги. А в свете демографической статистики именно на женщин 33–37 лет пришёлся наибольший рост рождаемости – примерно в три раза!

Ситуация в разных регионах опять-таки различна. В 2015 г. больше всех прирастали населением Ингушетия, Тюменская область, Чечня, Краснодарский край, Ненецкий АО, Москва и Московская область. В Псковской области в год рождается 7–7,2 тыс. человек, а умирает 12–14 тысяч. Почти двукратная разница неудивительна: Псковщина – один из лидеров России по закрытию школ, больниц, родильных отделений. А рекордсмен по рождаемости в русских регионах в 2015 г. – Калужская область, где младенцев стало больше на 7,5%. Это тоже никого не удивляет: за 10 лет в субъекте открылось 11 технопарков и более сотни новых производств.

В целом анализ показывает, что население в национальных регионах увеличивается за счёт высокой рождаемости, а в русских – за счёт миграции. Во многом благодаря приезжим в России образовались и положительные демографические тенденции. С 1992 по 2013 г. естественная убыль унесла 13,2 млн россиян, но миграционный прирост смог компенсировать 8,4 млн – почти две трети.

У Росстата есть три прогноза к 2030 г.: от снижения населения до 142 млн человек до прироста до 152 миллионов. На 1 января 2016 г. население России составило 146,520 млн человек, увеличившись за год на 252 тысячи. Из них 33 тыс. соотечественников – это естественный прирост, а почти 220 тыс. – миграционный, где более половины обеспечено беженцами с Украины. Получается, война на Донбассе компенсирует России ослабевший поток из стран Средней Азии. Удешевление рубля и падение производства привели к тому, что в 2015 г. мы получили отрицательный миграционный обмен с Узбекистаном: по официальным данным, к нам приехало на 20 тыс. человек больше, чем вернулось в родные аулы.

Правда, доверять официальной статистике нужно с оговорками и не больше, чем предвыборным речам политиков. Есть версия, что российские власти занижают данные об эмиграции из страны: по данным 11 европейских стран, отток населения из России был в 9 раз выше, чем по нашим данным. Разумеется, властям неприятно признавать, что они льют воду в дырявую кастрюлю: создавая иллюзию бурного роста русской нации, другой рукой выдавливают из страны сотни тысяч граждан, как правило, образованных и деятельных.

Сочетание высокой рождаемости и низкой смертности чаще всего отмечается в странах, где будущее прозрачно и позитивно, предприимчивость поощряется, право собственности гарантировано, а доходы населения растут. Когда главные усилия государства направлены на обеспечение этих факторов, с зачатием граждане справляются без помощи извне.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram