Реализация программы переселения жителей Ленобласти из аварийного жилищного фонда отстаёт от графика более чем на 3 месяца. В 2015 году было расселено почти 46 тыс. кв. метров. Планы на 2016–2017 годы – расселение 92,32 тыс. кв. метров. Капитальному ремонту подлежат 370 многоквартирных домов общей площадью 914 тыс. кв. метров. Исполнение этих поручений президента РФ Владимира Путина взяли на контроль активисты Общероссийского народного фронта.
О сорванных сроках реализации программ, вводе в эксплуатацию некачественного жилья и негативных последствиях капитального ремонта рассказывает нашему корреспонденту сопредседатель регионального штаба ОНФ Ленинградской области Александр КУЗЬМИН.
- Александр Владимирович, как организован общественный контроль исполнения данных поручений президента РФ в Ленинградской области?
– Осенью 2014 года в Ленобласти была создана рабочая группа «Качество повседневной жизни», в задачах которой стоит мониторинг реализации целевой программы по расселению ветхого и аварийного жилья в регионе и реагирования на обращения граждан. Основные проблемы, с которыми мы столкнулись в первую очередь, это значительные задержки с вводом в эксплуатацию новых домов, как, например, в Сясьстрое и Луге, а во-вторых, переселение граждан в некачественное новое жильё. Даже появился такой термин, как «новое аварийное жильё». Такие случаи были выявлены в Невской Дубровке, Сясьстрое, Волхове. Переехав в новый дом, волховчане столкнулись с проблемой повышенной влажности в жилых помещениях. В результате на потолке появилась плесень, от стен отходили обои, с горячей водой и отоплением – регулярные перебои. Эксперты ОНФ обнаружили серьёзнейшие нарушения технического регламента при строительстве дома. Аналогичные проблемы были выявлены в Сясьстрое. ОНФ в Ленинградской области добился согласия подрядчика устранить все недостатки за свой счёт.
– В этом году резонансным стало дело с расселением двух аварийных домов в Токсово…
– Действительно, когда в феврале 2016 года мы выехали на место – были шокированы. Деревянные одноэтажные бараки с полуразрушенными крышами и прогнившими полами, из которых в прямом смысле слова росли грибы, – вот то, что мы увидели. При этом в домах проживали люди, семьи с детьми. Удивило и насторожило отношение местной администрации, знающей, что 28 человек вынуждены проживать в буквальном смысле в нечеловеческих условиях, и при этом так затянувшей решение вопроса по расселению аварийных домов. Учитывая, что до окончания планового срока расселения осталось менее девяти месяцев, было принято решение обратиться напрямую к губернатору Ленобласти. Ведь реализация адресной целевой программы по расселению ветхого и аварийного жилья – один из важнейших показателей качества работы исполнительной власти в регионе. В настоящее время региональный штаб ОНФ располагает письмом из правительства региона с сообщением о том, что администрация муниципального образования уже заключила договор аренды земельного участка с застройщиком, который обязался построить на нём трёхэтажный многоквартирный дом. По заверениям властей, благоустроенные новые квартиры жители аварийных домов получат до конца года. Жители Токсово подтвердили, что территория под котлован будущего дома расчищается, поставлен строительный вагончик. Будем отслеживать процесс исполнения властями своих обязательств.
– Какие ещё районы Ленинградской области были проинспектированы, есть ли положительные примеры?
– Конечно, есть. Мы видим и высоко ценим усилия региональных и местных властей в решении проблемы расселения ветхого и аварийного жилья. Но и есть над чем задуматься. С одной стороны, Ленинградская область – в числе регионов-лидеров по темпам ввода в эксплуатацию новых квадратных метров, а с другой – по исполнению программы расселения – только в середине списка. Мы понимаем, трудно, в том же Сясьстрое необходимо расселить более 80 домов, это крайне сложно сделать в сжатые сроки. С другой стороны, мы видим ситуации, когда на бумаге дома приняты в эксплуатацию, а по факту – строительные работы не завершены. Более того, в момент нашей проверки, например, в Луге мы обнаружили вообще отсутствие какой-либо активности. При том, что строительные работы не завершены, вокруг дома горы мусора, затрудняющие даже подход к подъездам. Все необходимые запросы в контрольно-надзорные органы и органы исполнительной власти мы уже направили. Держим руку на пульсе.
– Большое число жителей Ленинградской области недовольны введением обязательной платы за капитальный ремонт… По вашему мнению, обоснованно?
– Любые дополнительные расходы вызывают недовольство. Иногда мы слышим даже популистские заявления о том, что необходимо убрать эту строчку из квитанций. Но сегодня износ жилого фонда в регионе составляет порядка 50%. Не будем капитально ремонтировать – эти дома станут уже аварийными. Другое дело, что возникают совершенно справедливые вопросы к срокам проведения капитального ремонта и качеству работ. Активисты ОНФ в Ленобласти также регулярно проводят мониторинг проведения работ по капитальному ремонту. Так, например, в Рапполово и Суходолье при ремонте кровли строители не установили водоотливы, потому что данные работы не были предусмотрены сметой. В Токсово в одном из домов были проведены работы по замене кровли, но так как ремонт фасада не проводился, места примыкания кровли и фасада не восстановили. Похожая ситуация в Суходолье. Были заявлены работы по ремонту фасада, фактически же цоколь здания просто зашит металлом, и герметизация отсутствует. Жильцы этого дома не раз обращались в Фонд регионального оператора капитального ремонта в Ленобласти и комитет по жилищному надзору с претензиями по качеству. Аналогичная ситуация и в Гатчине – раз восстановительные работы сметой не предусмотрены, подрядчик их и не выполняет. Зато оставил после себя взломанные полы, срезанные трубы отопительной системы, незакреплённые водостоки и строительный мусор вокруг. Неудивительно, что такой формальный подход вызывает негодование жителей. Над предотвращением таких последствий капремонта должны задумываться ответственные за размещение заказа на проведение таких работ специалисты. Но есть и положительные примеры. В том же Токсово мы видели, как при осуществлении работ по ремонту крыши подрядчик одновременно ремонтировал и подъезд.
– Значит, граждане правы, выражая протест против ежегодного повышения цен на ЖКУ при таком низком качестве услуг?
– Народный фронт провёл мониторинг общественного мнения по вопросу платы за жилищно-коммунальные услуги, в том числе и за капитальный ремонт. Естественно, рост тарифов вызывает недовольство. Причём, по нашему мнению, в основном проблема упирается в непрозрачность системы тарифообразования. Например, есть механизм сбора средств с населения и «вливания» их в капитальный ремонт. Но самого человека, жильца, в этой схеме нет. Даже для согласования сметы совету дома порой отводится только четыре дня. На большинстве объектов отсутствует элементарная информация о сроках начала и завершения работ.
Уверен также, что существенную роль играет разъяснительная работа органов местного самоуправления, а вернее, её отсутствие. Необходимо не только организовывать встречи с жителями, но и размещать информацию в средствах массовой информации о том, как формируется цена на оплату жилищно-коммунальных услуг, о возможных способах оплаты. Так, например, большинство жителей региона не знают, что имеют право на рассрочку при 25%‑ном превышении размера платежа по сравнению с предыдущим, а также на получение субсидий в случае, если сумма счёта превышает 22% от совокупного дохода семьи. Ответственность за ликвидацию подобных правовых пробелов целиком лежит в зоне ответственности местной власти. Общероссийский народный фронт, со своей стороны, проводит такую работу, в том числе и при помощи дружественных средств массовой информации.